СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Масса тела. Плотность вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Масса тела. Плотность вещества". УМК: А.В. Грачёв. Урок построен  с использованием информационной технологии, экспериментальных заданий и ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Масса тела. Плотность вещества"»

Тема урока: «Масса тела. Плотность вещества». 7 класс.

Тыртышная Л.Я. учитель физики МБОУ СОШ №8

П.Двубратский МО Усть-Лабинский район.

УМК: Грачёв А.В.

Используемые технологии: урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

Цель урока: введение новых физических величин – массы, плотности (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

  • Повторить: Сложение сил.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

  • Развивать умение выражать свои мысли в слух.

  • Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности при выполнении практической работы, умение работать в парах, формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе; воспитывать уважение к себе и товарищам, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение анализировать увиденное;

  • Развивать способности выдвигать гипотезы;

  • Вырабатывать умение работать с табличным материалом;

  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • Формировать умение решать качественные задачи.


Оборудование: компьютеры, подключенные к интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Оборудование для фронтального эксперимента: весы лабораторные, цилиндры, мензурки с водой

Оборудование для демонстрационного эксперимента: весы учебные, тела разного объема, но одинаковой массы.
















Описание используемых ЭОР.


№п.п

Краткое содержание ресурса

Тип, вид ресурса

Форма представления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР.

1

Масса тела. Единицы массы

Мы узнаем:

  • Что такое масса

  • Физический смысл массы

  • В каких единицах измеряется масса

информационный

Анимационные модели

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_8.swf

2

Плотность вещества.

Повторить и вспомнить:

-что такое массса тела

-что такое объем тела

Мы узнаем:

-что такое плотность вещества

- как определять плотность вещества, зная ее массу

-какова единица плотности в СИ


информационный

Анимационные модели

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf




План урока.

  1. Организационный этап. Постановка цели урока.

  2. Проверка материала, изученного на предыдущих уроках. Взаимопроверка.

  3. Постановка проблемы, вводящей в тему урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка для глаз.

  6. Практическая работа в группах, закрепление нового материала

  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  8. Домашнее задание.












Технологическая карта урока.


Этап урока.

Наглядные пособия.

Классная доска. Экран

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Время

( в мин,)

1

Органи-

зационный этап.


Цель: обеспечить оптимальные условия для восприятия материала.

Здравствуйте Ребята! Мы познакомимся с новыми физическими величинами.

Но, прежде чем перейти к изучению нового материала , вспомним ранее изученный


Цель для учеников: настроиться на получение знаний

1

2

Проверка материала, изученного на предыдущих уроках.


Цель: проверка готовности учеников к уроку, подготовить к восприятию нового материала.

1.Вопросы для повторения

  • Сформулируйте правила сложения сил, действующих вдоль одной прямой.

  • В каком случае говорят, что силы уравновешивают друг друга?


2. Ребята, мы познакомимся с новыми физическими величинами, название которых зашифровано в ребусах. Если вы отгадаете ребус, то узнаете их названия.

Зашифрованные слова ПЛОТНОСТЬ, МАССА.



Цель для учеников: продемонстрировать готовность к уроку.


Мозговой штурм

Отвечают на вопросы, отгадывают зашифрованные слова. (Работа с карточками У учеников на столах карточки с ответами Из них складывают слово).


4

3

Постановка проблемы, вводящей в тему урока.

Цель: Организация учащихся по принятию познавательной задачи.


.

Цель: Организация учащихся по принятию познавательной задачи.

1. Как вы думаете, от чего зависит тормозной путь автомобиля?


В результате обсуждения последнего вопроса обучающиеся наверняка назовут качество асфальта – мокрый он или сухой, гладкий или пористый, качество тормозов автомобиля, качество покрышек на колесах и, возможно, массу автомобиля. Но о массе пока речь на уроках физики не шла, поэтому и предстоит внимательно разобраться с этим важным понятием.



Цель для учеников: поиск ответов на вопрос


Отвечают на вопрос.


Мозговой штурм, как решить проблемную задачу

2


4

Усвоение новых знаний

Цель: Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач.





















Работа с ЭОР 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_8.swf

Указанный ресурс представляет собой виртуальный урок, разбитый на отдельные фрагменты – шаги. Каждый шаг обозначен внизу экрана в виде квадрата серого цвета. Для перехода к тому или иному шагу следует кликнуть кнопкой мыши по соответственному значку.



























































































































ЭОР №2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf










Цель: 1. организовать постановку цели урока,

2.Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания

3 организовать использование предметных действий с моделями, формулами, свойствами.

4.Организовать фронтальную работу


Тема нашего урока «Масса тела. Плотность вещества»

  1. Цели урока: Познакомиться с понятием массы, плотность вещества.

  2. Познакомиться с формулой для расчёта плотности.

  3. Выяснить физический смысл понятия плотность.

  4. Научиться измерять массу и объём тела, вычислять плотность.




Учитель демонстрирует пример на экране или интерактивной доске и задает вопросы, организуя беседу.


 При взаимодействии тел их скорости изменяются. Но у разных тел скорости изменяются по-разному. Скорость снаряда после выстрела намного больше скорости, которую приобретает пушка после взаимодействия. Почему так происходит?



Посмотрим несколько опытов с тележками

и т.д.



Какой более общий вывод можно сделать из этих наблюдений?

На последний вопрос учитель предлагает ответить нескольким учащимся, в результате выбирается более правильный и более полный ответ в качестве вывода, который записывается в тетрадь.

Учитель. Таким образом, все приведенные примеры показывают, что причиной изменения скорости тела является действие на него другого тела. Если два тела первоначально покоились, то в результате взаимодействия они оба приобретают скорость. Сравнивая приобретенные при этом скорости, можно судить о массах этих тел. Если какое-либо тело в результате взаимодействия приобретает большую скорость, то говорят, что это тело имеет меньшую массу. И наоборот, если некоторое тело в результате приобретает меньшую скорость, то про него можно сказать, что оно имеет большую массу. Тело, у которого скорость при взаимодействии меняется незначительно, называют более инертным. Оно с трудом разгоняется и также с трудом останавливается. Тело, которое легко меняет свою скорость при взаимодействии, называют менее инертным. Оно легко разгоняется и легко останавливается. Это значит, что для всех тел характерно свойство по-разному менять свою скорость при взаимодействии. Это свойство называется инертностью. Мерой инертности является масса.



Учитель. Таким образом, масса – это физическая величина, являющаяся мерой инертности тела. Масса обозначается буквой m. За единицу измерения массы в СИ принят 1 кг.

Рассказ о способах измерения веса тела

Для измерения массы тел используют два способа:

  1. взвешивание;

  2. измерение массы при взаимодействии с телом известной массы.

В большинстве случаев используется первый способ. В этом случае для нахождения массы используются весы. Весы бывают медицинские, учебные, аптекарские, электронные и т.д. На демонстрационном столе вы видите учебные весы. И мы научимся ими пользоваться. Однако, далеко не все тела можно взвесить, поместив на весы. Вопрос для обсуждения.

А какие, например, тела взвесить нельзя?

Действительно, нельзя взвешиванием определить массу микроскопических тел, например, элементарных частиц. Нельзя взвесить астрономические объекты: Землю, Луну, Солнце. В этих случаях используется другой метод – изучение их поведения при взаимодействиях. Так, косвенным методом получены массы всех известных объектов, которые нельзя взвесить на весах.

Учитель называет основные части рычажных весов, рассказывает правила взвешивания и показывает, как ими пользуются.



Оглянитесь вокруг вы увидите множество тел. Все они состоят из различных веществ. Как вы думаете зависит ли масса тела от вещества из которого оно состоит? Давайте сравним массы двух цилиндров имеющих равный обьем, но изготовленных из разных материалов. Из железа и алюминия. Поместим цилиндры на чаши весов.


m1 m2

  • Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше?

m1 m2


  • Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (железный и алюминиевый)


1 2 V1=V2m2 m1




  • Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества.

V2 V1; m1 = m2

m1 m2




Масса тела зависит от объема тела и вещества.

Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие – плотность.

Дается обозначение плотности и выстраивается математическая зависимость плотности, объема и массы. m- масса V- объем, ρ – плотность


Физический смысл плотности.

Единица измерения плотности в СИ: 1 кг/ м3,

Внесистемные 1 г/см3.

Давайте переведем единицы из г/см3 в кг/м3.

1 г/см3= 0,001кг/ 0,000001м3= 10-3кг/10-6м3= 103 кг/м3


Плотности различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при расчетах и при решении различных задач. Открываем стр. 50 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества, выясним, что же значат эти цифры в таблице?

Начнем с золота: плотность золота показывает, что золото объемом 1м3 имеет массу 19300 кг.

Несколько значений на выбор комментируют учащие



Работа с анимационной моделью

Плотность вещества.

Мы узнаем:

-что такое плотность вещества

- как определять плотность вещества, зная ее массу

-какова единица плотности в СИ


Цель для учеников:

побуждать учащихся самих искать решение задач.















Отвечают на вопросы.













































Отвечают на вопросы.

















































Отвечают на вопросы.
















































Наблюдают виртуальный эксперимент, отвечают на вопросы сверяют правильность ответов.

15

5

Физкульт минутка для глаз.



Цель: обеспечить отдых глазам детей

Выполняют работу для отдыха глаз

1

6

Практическая работа в парах, закрепление нового материала






Цель: Организовать деятельность по применению новых знаний.

Работа в парах. Решение экспериментальной задачи.

рассчитать, чему равна плотность цилиндра и, пользуясь таблице, определить, из какого вещества сделан цилиндр. Лабораторное оборудование: цилиндр, весы с разновесами, мензурка.


Слушают учителя. Обсуждают с учителем план решения задачи.

Выполняют эксперимент (находят массу тела с помощью весов; вычисляют объем цилиндра с помощью мензурки; рассчитывают плотность вещества).

Определяют по таблице, из какого вещества сделан цилиндр. Результаты измерений и вычислений оформляют в тетради в виде задачи.


10

7

Интересные факты.



Знание плотности – это очень необходимое знание в окружающем нас мире. Потому что понадобятся нам знания о плотности веществ и в машиностроении, и в сельском хозяйстве, и строительстве. Например, раньше корпусы самолетов делали из алюминия и стали, а сейчас эти материалы заменены на более легкие сплавы из титана. Что получается? Масса самолета уменьшается, а значит, он может поднять на борт больше груза, больше горючего. Знание о плотности необходимо нам и в сельском хозяйстве. Ведь плотность почвы может быть совершенно различна. Если плотность почвы большая, то земля будет очень плотной, будет сильно промерзать в зимнее время года. При распашке земля будет разваливаться большими комками, и тогда на такой почве растения будут плохо расти. Если же плотность почвы низкая, то вода, которой мы будем поливать почву, будет быстро просачиваться, и деревья и другие растения будут достаточно плохо расти. Поэтому агрономам необходимо знать о почве как можно больше, и о плотности почвы в частности.


3


Рефлексия учебной деятельности на уроке



Цель:

1.Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

3.Организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели.

4.По результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будующей деятельности.

5.Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

6. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Давайте подведем итог нашему занятию. Сегодня мы познакомились с новой физической величиной – плотностью. Плотности веществ различны. Они занесены в табличные данные. При расчетах необходимо помнить, что плотность одного и того же вещества, но в разных агрегатных состояниях, может быть различна.

 

Организация учебного процесса

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какова была цель вашей деятельности?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Что понравилось вам на уроке?

-Зачем вам нужно изучать плотность вещества?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель выставляет отметки за урок с учетом всей выполненной работы учащимися.



Дети отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу

2


Домашнее задание.



Запись домашнего задания. Объяснение учителя его выполнения.

Ребята вы хорошо поработали: были активны и показали отличные и хорошие результаты при выполнение теста..,

Всем: выучить § 31

Творческое задание: определите
плотность куска мыла

Записи в дневник и в тетрадь

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!