СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Гражданин России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Гражданин России"»

Технологическая карта урока

Автор

Пьянкова М.Д

Предмет,класс

Обшествознание 5 кл.

Тип урока

Комбинированный с использованием ИКТ

Тема

«Гражданин России»

Цель

формирование у учащихся представление о человеке как гражданине России


Задачи

  1. организовать деятельность учащихся через работу с различными источниками информации, направленную на формирование понятийного аппарата;

  2. познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан РФ;

  3. создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям граждан России.


универсальные учебные действия.


  1. Личностные: проявление познавательного интереса к изучаемой теме.

  2. Регулятивные: формулирование темы урока, определение цели и задач урока.

  3. Познавательные: на уроке были созданы организационные и содержательные условия для развития умений анализировать познавательные объекты (работа с понятиями). С этой целью из нескольких определений понятия «гражданин», представленных статьями из толковых словарей Даля, Ефремовой, Ушаковой, ученики выбирали понятие, которое, с их точки зрения, больше подходило к нашему уроку, и обосновывали свой выбор.


Формы работы уч-ся

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, заполнение схемы

Оборудование: учебник по обществознанию А.И.Кравченко

План

  1. Гражданин –кто это?

  2. Права и обязанности граждан России

  3. Выборы и референдум

  4. Понятие «гражданство»

  5. Почетные граждане своей Родины

  6. Рефлексия


















Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые умения

Вводный

Приветствие учащихся, учитель проверяет готовность класса к уроку.

1. Внимание на экран. Я прочту вам стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».

Прослушав его, выделите в стих-ии ключевое слово, которое объединяет все остальные слова?

- (учитель читает стих-е ,показ слайда)

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе - слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить?

-Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

(Россия-наша Родина).

-Скажите, что мы должны узнать на уроке?

- А положение в обществе определяется правами и обязанностями

-На уроке, мы узнаем, какими правами и обязанностями наделены граждане России

Работая с разными источниками, сформулируем понятия «гражданин», «гражданственность», «выборы», «референдум».

Откройте тетради, запишите тему урока «Гражданин России».
















Учащиеся прослушав стихотворение, делают вывод, отвечают:

- Гражданин своей страны




-о гражданине

Ответы уч-ся..

«Гражданин России»



-кто такой гражданин

- его положение в обществе








Уч-ся записывают тему урока в тетрадь




Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять цели и задачи урока;

- участвовать в обсуждении проблемы, интересоваться мнением своего товарища, высказывать свое мнение

-овладение понятием «гражданин»


Познавательные УУД:

-работа с понятиями из словарей (выделить понятие, которое больше подходит к уроку)

-усвоение понятия «гражданин»

-осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для

данной логической операции


Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому материалу

Коммуникативные УУД:

-Работа в парах, обсуждение информации

-уметь обосновывать свое мнение


2.Индивидуальная работа, работа с дополнительными источниками

Древнегреческий философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений»

Сейчас, вы и определите значение слова «гражданин» используя разные источники информации. Работать будете по вариантам. (Задание на слайде.)

1 вариант работает с учебником Л.Боголюбов «Обществознание», параграф 13, стр.107, 124

2 вариант- с дополнительным материалом Приложение №1(разложены на парте)

В ваших источниках представлены несколько определений понятия «гражданин» из толковых словарей Даля, Ефремовой, Ушакова, из учебника «Обществознание»

Вы должны будете из нескольких определений выбрать то понятие, которое больше подходит нашему уроку с вашей точки зрения и обосновать свой выбор. Можете обсудить со своим товарищем по парте, выписать в тетрадь и представить классу.


Приложение № 1 с понятием «гражданин», вы можете взять себе и вклеить в тетрадь.

Оценивание учащихся, которые дали более полное объяснение данному определению.















Ребята представляют свои варианты.

Большинство выбирают определение из словаря в учебнике. Т.к., в данном определении более четко выражена принадлежность гражданина к государству,



наличие прав и обязанностей



Основной

-работа с понятие «гражда-нин»

Ребята, а вы впервые слышите понятие «гражданин» или нет?

Вспомните, где вы познакомились с этим понятием? А кого считали гражданином в Афинском государстве

Вспомните, что такое «демократия»?

Чем обладал афинский гражданин?

Перед вами гражданин Афинского государства (слайд).

Вспомните, какие права и обязанности были у этого гражданина. На экране перемешались основные права и обязанности. Вам нужно привести в соответствие данный перечень. Выбрать отдельно права и обязанности, которые подходят для афинского гражданина.

(право участвовать в Народном собрании, выбирать должностные лица, на защиту своей Родины –участие в народном ополчении, собственности на участок земли в полисе.

Вспомните, кто именно наделялся этими правами?

Женщины были полностью отстранены от участия в жизни государства

обязанности: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных

обстоятельствах – приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни.)

Мы с вами вспомнили какими правами и обязанностями пользовался гражданин Афин.


Нет

На уроках истории, Древняя Греция, «в демократическом Афинском государстве

-Демократия «демо»-народ, «кратос»-народное управление

-коренной житель Афин,чьи мать и отец родились в семьях граждан; гражданин обладал правами и обязанностями

-Ребята называют отдельно права и обязанности афинского гражданина (устно).

На экране приводится в соответствии схема «Права и обязанности афинского гражданина»

Мужчины по достижении 18 лет

Познавательные УУД:

-находить отличия

-работа с информационными текстами-объяснениями значения новых слов;

-

-Права и обязанности граждан России


А как вы понимаете слова «права», «обязанность».






Ребята, мы с вами граждане? Граждани, какого государства?

Как вы думаете, у гражданина России есть права и обязанности?

Выполнив следующее задание, вы и познакомитесь с основными правами и обязанностями граждан РФ.

Возьмите Приложение № 2 на 2-х листах( 1 лист – схема, 2-лист –перечень прав и обязанностей граждан РФ)

Из этого перечня, вы должны найти права и заполнить ими пустые ячейки в схеме «Граждане РФ имеют право». А обязанности, подчеркнуть карандашом в тексте.

Итак, какими основными правами наделены граждане РФ?


На экране таблица с пустыми кармашками. Дети отвечают, кармашки заполняются.

Граждане РФ имеют много иных прав, о которых вы узнаете в дальнейшем.

А вы пользуйтесь этими правами? Перечислите, какими из этого перечня.. А почему не всеми?..

Осуществлять в полной мере свои права гражданин может с 18 лет


Как вы думаете, где записаны основные права граждан?


А что значит «Участвовать в управлении государства»?

Граждане РФ избирают своих представителей в Гос.Думу и доверяют им решения главных дел; они избирают президента. Каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным.

Самые важные вопросы государственной жизни могут быт решены путем голосования всех граждан РФ. Такое голосование называется «референдум» (слайд), откройте словарь в конце учебника, стр.126, найдите понятие «референдум», прочтите и запишите.

референдум –всенародный опрос.

Приведите пример референдума

А 12.12.1993 г. референдум , где была- принята новой КРФ

(Еще раз нажимаю на кнопку «участие в управлении делами государства»),

Выборы –это избрание лиц

Приведите пример выборов

Президента – 4.03.2012 г. (слайд)


Кроме прав есть еще и обязанности. Давайте с ними познакомимся.


Кроме прав, есть еще и обязанности. Откройте учебник, стр.109, сравните те обязанности, которые в учебнике и те, которые вы подчеркнул. Перечислите их. Все справились с этим заданием?

Ребята, НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Все граждане имеют равные права и обязанности.

А вы можете соблюдать все эти обязанности? Нет, не все. Осуществлять в полной мере свои права и обязанности гражданин может с 18 лет. (допустим, участвовать в выборах)


Ребята, мы с вами в 7 классе будем подробней знакомиться и с правами и с обязанностями гражданина РФ.

А есть ли права и обязанности у вас, как у уч-ся гимназии? А где они зафиксированы? Перечислите их.

Дома, еще раз напомните себе перечень прав и обязанностей нашей гимназии. На след-ем уроке мы вспомним их.

Устали, отдохнем?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА…


Ребята, с какого возраста человек становится гражданином?





Ребята, какой самый первый документ вы получаете?

Обратите внимание на графу «гражданство» (слайд). Что записано в этой графе?

Что такое «гражданство»?

Давайте посмотрим в словарь Ушакова (слайд)

«Гражданство» -это принадлежность лица к данному государству и распространения на него прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства.

Запишите определение в тетрадь


Внимание на экран, кто перед вами?

Что объединяет этих людей?? (Они граждане РФ, жители СПб, определенного района…) ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ.

А что значит ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН?

Из истории: Еще в XIX в. присваивали звание Почетный за особые заслуги купцам, военным и гражданским чиновникам. Такое звание сохранилось, и сейчас избирают почетных граждан 1 раз в год, 1-2 чел.



«Права» -это то, что можно делать, а можно и не делать»

«Обязанности» - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.


Да. России


Да


Ребята работают самостоятельно, заполняя схему. (3-5 мин.)




Представляют ответы.


(Граждане имеют право: участвовать в управлении делами государства, на образование, защиту своих прав и законных интересов, охрана здоровья, на жилище, забота о детях и…..)








Эти все права записаны в основном законе РФ -

Конституции в главе 2. (слайд)

Ответы уч-ся














17 марта референдум в Крыму. Крым вошел в состав РФ


Зачитывают из текста определение «выборы» и записывают в тетрадь



Ребята перечисляют обязанности гражданина

















Да

(В Уставе гимназии, в дневниках школьниках)

Ответы уч-ся






С рождения

Если ты родился в Росси и твои родители – граждане этой страны, то и ты становишься ее гражданином с рождения


Свидетельство о рождении.


«гражданин России»


Ответы ребят








Ребята читают подписи под портретами

О.Берггольц (поэтесса)

-Д.Лихчев (ученый)

- А.Фрейндлих (актриса)

- Л.Е.Спиридонова (директор гим.271)

- Е.С.Семенова (депутат

Законодательного Собрания СПб)


-они граждане РФ

-жители СПб, района

-знаменитые

-ПОЧЕТНЫЕ граждане

- достойный, уважаемый, заслуживающий, настоящий гражданин. Их выделили за особые заслуги перед городом, районом, государством


Заключи-тельный этап

Рефлексия

Ребята, быть настоящим гражданином, достойным своей страны – это значит любить, гордиться Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять обязанности гос-ва.

А вы достойные граждане своей страны?

Что вы делаете для своей Родины, как школьники, как граждане?


Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Рефлексия:

Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам высказать свое мнение о уроке. Возьмите из раздаточного материала Приложение № 3 и продолжите фразу, которая представлена в вашем Приложении.

ОЦЕНИВАНИЕ: за правильные, полные ответы, за интересные аргументы, за активное участие на уроке, получают оценку «отлично»…

И хочу закончить наш урок строками Николая Алексеевича «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Домашнее задание:

  • Учебник, параграф 13., стр.111, рубрика «В классе и дома», вопр.3 (устно)

  • Написать мини-сочинение или рассказ

  • - «Каким гражданином я хочу стать» (используя памятку «Учимся быть достойными гражданами», стр.111);

  • - Кого из известных граждан России или предков ты считаешь настоящими гражданами.

Ответы:

-примерно учимся

-соблюдаем правила культурного поведения

-уважаем права других

-бережем школьное имущество