Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
астрономия | 11 | Наша Галактика – Млечный путь (§ 25.1;25.2;25.4) стр.171-176, 184-187 |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия 11 класс. Базовый уровень | 11 | Б.А.Воронцов – Вельяминов., Е.К.Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы, описывать методы, позволяющие обнаружить особенности движения звезд | Регулятивные - Научатся выдвигать и сравнивать гипотезы относительно столкновения двух галактик. Познавательные – исследуют строение, движение и взаимодействие Галактик. Коммуникативные – будут формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, продолжат устанавливать рабочие отношения. | Управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к самообразованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительн ости. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки по числу детей, Модель небесной сферы Звёздная карта Авторская презентация | Power Point Интернет-ресурсы http://www.youtube.com/watch?v=_sQD0Fbr FCw — Наша Галактика. Млечный Путь. http://www.youtube.com/watch?v=99PR9HSDp BI — Наша Галактика. Взгляд со стороны https://www.youtube.com/watch?v=ZdF2wX5GfdU ( 4.08 мин) https://www.youtube.com/watch?v=DGvvEPBtPCI (1,17 мин) Строение и жизнь Вселенной. Наша Галактика Млечный Путь ukhtoma.ru/universe4.htm Наша Галактика Млечный Путь - Знания-сила znaniya-sila.narod.ru/universe/uni001_12.htm Почему наша галактика называется Млечный Путь - V-kosmose.com v-kosmose.com/galaktiki.../pochemu-nasha-galaktika-nazyivaetsya-mlechnyiy-put/ Как называется наша галактика? - Spacegid.com spacegid.com › Астрономия Млечный путь. Наша Галактика – звездный дом, в котором мы живем astrogalaxy.ru/151.html Строение и состав Галактик schools.keldysh.ru/school1413/astronom/lusov/1.html Состав нашей Галактики - Все о космосе - Черные дыры www.vseocosmose.ru › Галактики Строение нашей галактики — Гипермаркет знаний edufuture.biz/index.php?title=Строение_нашей_галактики Галактика. Виды галактик. Галактики вселенной. kvant.space/galaktiki Состав Галактики - 11369-18 5klass.net › Астрономия 11 класс › Астрономия как наука |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
1 Мотивация учебной деятельности | Личностные результаты: формировать позитивное отношение к людям и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения Предметные результаты - понимать, о каких понятиях астрономии будет идти речь на уроке Метапредметные результаты самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, | Слайд 2 презентации | Способствует Моделированию и мысленному эксперименту. Побуждает к мыслительной деятельности Задаёт проблемный вопрос урока «Что произойдет при столкновении двух Галактик?» | Выдвижение гипотез, проведение мысленного эксперимента, высказывание своих догадок и попытки дать им аргументированное объяснение Предполагаемые гипотезы: | 2мин |
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта, знаний по другим предметам. Постановка учебных задач. | Метапредметные результаты определять цель учебной деятельности; умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Личностные - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, Предметные – умение формулировать задачи, стоящие перед учеником | Слайды3,4,5 презентации | Предлагает сформулировать цель урока, задачи, исходя из того, что им уже известно и что необходимо узнать. Поддерживает и помогает сформулировать гипотезы, выявление объекта исследования. В результате мыслительного эксперимента, были выдвинуты разные гипотезы. Обращает внимание на наличие на столах «Маршрутного листа урока» и предлагает выполнить задание: 1.Запишите все предложенные гипотезы в тетрадь, отметьте объект исследования. 2.Сформулируйте задачи для реализации исследования. Что уже вам известно о Галактиках? 3.Назовите источники получения информации. | Дети формулируют гипотезы, предлагают варианты решения проблемы, выстраивают порядок решения задач, стоящих перед ними, дискутируют по поводу важности тех или иных задач, осознают важность выполняемых действий. Объект исследования: Галактика Млечный путь Цель урока: Исследовать понятие Галактики Млечный путь. Задачи урока: Выяснить строение нашей Галактики Узнать размеры галактики Млечный путь Рассмотреть движение звёзд и Галактики в целом Ответить на проблемный вопрос Предлагаемые источники знаний: Учебник Интернет Маршрутный лист Учитель | 8 мин |
3. Изучение нового материала Первичное усвоение новых знаний - “открытие” нового знания Методы: проблемно – поисковый; работа парами и индивидуальная работа и представление результата работы, работа с учебником, с материалами Интернета | Познавательные: работа с текстами, таблицами, обобщение, вывод, умение сформулировать основную мысль прочитанного, умение составить конспект и заполнить таблицу. Коммуникативные: синхронная работа двоих учащихся при выполнении задания, обсуждение выполнения задания, толерантность. Регулятивные: каждому ребёнку надо выбрать с каким источником он предпочитает работать и правильно оценить время выполнения задания. | В парах выбирают дополнительный материал с сайтов: Строение и состав Галактик schools.keldysh.ru/school1413/astronom/lusov/1.html Состав нашей Галактики - Все о космосе - Черные дыры www.vseocosmose.ru › Галактики Строение нашей галактики — Гипермаркет знаний edufuture.biz/index.php?title=Строение_нашей_галактики Галактика. Виды галактик. Галактики вселенной. kvant.space/galaktiki Состав Галактики - 11369-18 5klass.net › Астрономия 11 класс › Астрономия как наука Слайд 8 Учебник П.25.1 | Учитель при помощи Модели небесной сферы, показывает обучающимся Галактику Млечный путь, вызывает в памяти визуальное представление детей Галактики. Мотивирует учащихся на выполнение пункта 3 «Маршрутного листа» 1.Рассмотрите вместе с учителем Модель небесной сферы и найдите на ней нашу Галактику. 2.Прочитайте П.25.1 3. Рассмотрете фотографию Млечного Пути (рис. 6.1 учебника) и выполните следующие задания. 1. Заполните первую строку таблицы. Слайд8 Учитель оценивает синхронность действий учащихся, точность выполнения задания, корректирует их деятельность, осуществляет техническую поддержку. | Дети выполняют работу в тетрадях. Работа ведётся парами. Один ученик находит решение задачи в учебнике, второй с помощью Интернета. Ответ о проделанной работе они сообщают вместе, дополняя свои ответы. Работа ведётся по «Маршрутному листу» Пункт 3 | 4 мин 7 мин |
3.1Создание ситуации затруднения | | Слайд9,10 | Учитель, выслушав ответы нескольких пар обучающихся по предыдущему заданию, предлагает всем ответить на вопросы: 1. Только ли нашу Галактику мы наблюдаем на небе? Можно ли наблюдать другие галактики? 2. Из каких пространственных структурных частей состоит Галактика, учитывая, что количество наблюдаемых небесных объектов неравномерно распределено на небе? 3. Какие небесные тела, кроме звезд, входят в состав Галактики и как они распределены в структурных составляющих Галактики? Предлагает сформулировать и записать Выводы | Устно отвечают на поставленные вопросы, дискутируют, проводят исследование , пытаются дать ответ на проблемный вопрос урока Основные выводы: звезды формируются не в одиночку, а группами; — процесс звездообразования продолжается и в настоящее время; — эволюция Галактики — история процесса звездообразования в ней; звезды смещаются | 7мин |
4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Познавательные: работа с текстами, таблицами, обобщение, вывод, умение сформулировать основную мысль прочитанного, умение составить конспект и заполнить таблицу. Коммуникативные: синхронная работа двоих учащихся при выполнении задания, обсуждение выполнения задания, толерантность. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы | Учебник П.25.1 Слайд 11 Картинки Галактики https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B0+%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwiQptSejcfXAhWKJhoKHf9eCq4QiR4IiAE&biw=1440&bih=745 | Учитель предлагает выполнить Пункт 4 «Маршрутного листа» 1.Заполните вторую строку таблицы, изобразив графически пространственную структуру Галактики. При выполнении задания используйте материал § 25.1 учебника. 2. Заполните третью строку таблицы, изобразив графически предполагаемую модель в проекции наблюдения галактического диска «сверху». 3.Запишите методы, позволяющие обнаружить особенности движения звёзд Слайд 11 | Заполняют таблицу, используют разные источники, обсуждают материал и выбирают главное из прочитанного материала, обобщают знания. Методы, позволяющие обнаружить особенности движения звёзд: — сравнение вида созвездия в различные периоды времени, отстоящие друг от друга ; — фотографическое сравнение участков звездного неба на одном и том же телескопе через промежутки времени; — изучение лучевой скорости, которая определяется по смещению линий в спектре звезды (по эффекту Доплера). | 5мин |
Первичный контроль знаний | Познавательные: Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Учебник Строение и состав Галактик schools.keldysh.ru/school1413/astronom/lusov/1.html Состав нашей Галактики - Все о космосе - Черные дыры www.vseocosmose.ru › Галактики Строение нашей галактики — Гипермаркет знаний edufuture.biz/index.php?title=Строение_нашей_галактики Галактика. Виды галактик. Галактики вселенной. kvant.space/galaktiki Состав Галактики - 11369-18 5klass.net › Астрономия 11 класс › Астрономия как наука | Самостоятельная работа П 25.4 ( работа парами) Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, проверяет у каждого ученика конспект урока, выборочно оценивает работу , выполненную в тетрадях, корректирует деятельность отдельных учеников. Контрольные вопросы: 1.Где расположено Солнце в Галактике и каковы особенности лучевых скоростей звезд относительно Солнца? 2. Дайте определение понятия «апекс звезды». В каком направлении расположен апекс Солнца? 3. Каков период обращения Солнца вокруг центра Галактики? 4. Сформулируйте определение понятия «коротационная окружность». В чем преимущество положения Солнечной системы в Галактике? | Ученики выполняют самостоятельную работу, записывают результаты в таблицу, составляют конспект, работают с учебником и материалами Интернета Выводы по П.25.4 - галактический диск вращается; - период вращения для разных расстояний от центра различен, Галактика вращается не как твердое тело; - линейная скорость при удалении от центра сначала быстро возрастает, затем на очень большом расстоянии остается постоянной и даже увеличивается На контрольные вопросы ответы записывают коротко на отдельных листах и сдают учителю. | 5 мин |
6.Рефлексия | Формируемые УУД: Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | Конспект урока «Столкновение Галактик Млечный путь и Андромеда» https://www.youtube.com/watch?v=DGvvEPBtPCI (1,17 мин) | Организует подведение итогов урока обучающимися, побуждает их к размышлению над вопросами: Что собой представляет наша Галактика? Какие другие Галактики вы узнали? Что можно сказать о расположении звезд в Галактике? Просит Ответить на проблемный вопрос урока. | Отвечают на вопросы, подводят итоги урока. Выясняют, все л и поставленные задачи урока решены. Просматривают видео, отвечают на проблемный вопрос урока. | 4мин |
7.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению | Обеспечить понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Формируемые УУД: Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Регулятивные: возможность выбора домашнего задания, формирование умения самоорганизации. | Слайд15,16 | Дает комментарий к домашнему заданию, разъясняет суть практических заданий, объясняет темы проектов, организует группы. Обращает внимание на возможности способности учащихся. Мотивирует детей на выполнение проектов для дальнейшего участия в НПК, Международной аэрокосмической олимпиаде, Всероссийских Циолковских чтениях. | Учащиеся берут домашнее задание, выбирают творческую часть в соответствии с личными интересами § 25.1, 25.2, 25.4; практические задания. С каким угловым диаметром будет видна наша Галактика, диаметр которой составляет 0,03 Мпк, для наблюдателя, находящегося в галактике М31 (туманность Андромеды) на расстоянии 600 кпк? 2. Используя подвижную карту звездного неба, определите, через какие созвездия проходит Млечный Путь. Темы проектов ( по группам) 1. История исследования Галактики. 2. Легенды народов мира, характеризующие видимый на небе Млечный Путь. 3. Открытие «островной» структуры Вселенной В. Я. Струве. 4. Модель Галактики В. Гершеля. 5. Загадка скрытой массы. 6 Опыты по обнаружению Weakly Interactive Massive Particles — слабо взаимодействующих массивных частиц. 7. Исследование Б. А. Воронцовым-Вельяминовым и Р. Трюмплером межзвездного поглощения света. | 3 мин |
№п/п | Этап урока | Вид деятельности Задание | Источник | Время |
1 | Мотивация учебной деятельности | Моделирование и мысленный эксперимент. Ответьте на вопрос «Что произойдет при столкновении двух Галактик? | Презентация Слайд2 | 2 мин |
2 | Актуализация опорных знаний | Выдвижение гипотез, выявление объекта исследования. 1.Запишите все предложенные гипотезы в тетрадь, отметьте объект исследования. 2.Сформулируйте задачи для реализации исследования. 3.Назовите источники получения информации. | Слайды3,4,5 | 8 мин |
3 | Изучение нового материала Создание ситуации затруднения | 1.Рассмотрите вместе с учителем Модель небесной сферы и найдите на ней нашу Галактику. 2.Прочитайте П.25.1 3. Рассмотрете фотографию Млечного Пути (рис. 6.1 учебника) и выполните следующие задания. 1. Заполните первую строку таблицы. Ответьте устно на вопросы 1. Только ли нашу Галактику мы наблюдаем на небе? Можно ли наблюдать другие галактики? 2. Из каких пространственных структурных частей состоит Галактика, учитывая, что количество наблюдаемых небесных объектов неравномерно распределено на небе? 3. Какие небесные тела, кроме звезд, входят в состав Галактики и как они распределены в структурных составляющих Галактики? 4. Запишите Выводы | Модель небесной сферы Учебник Слайд8,9 Рассмотрите туманность Андромеды и наблюдение в ней цефеид, позволивших определить расстояние до другой галактической системы (см. рис. 2 на цветной вклейке учебника) Слайд10 | 4 мин 7мин 7мин |
4 | Первичное осмысление и закрепление изученного материала | 1.Заполните вторую строку таблицы, изобразив графически пространственную структуру Галактики. При выполнении задания используйте материал § 25.1 учебника. 2. Заполните третью строку таблицы, изобразив графически предполагаемую модель в проекции наблюдения галактического диска «сверху». 3.Запишите методы, позволяющие обнаружить особенности движения звёзд | Учебник Слайд 11 | 5мин |
5 | Первичный контроль знаний | Самостоятельная работа П 25.4 ( работа парами) | Слайд 12 | 5мин |
6 | Рефлексия | Что собой представляет наша Галактика? Какие другие Галактики вы узнали? Что можно сказать о расположении звезд в Галактике? Ответьте на проблемный вопрос урока. | Просмотрите видео Слайд14 | 4мин |
7 | Домашнее задание | § 25.1, 25.2, 25.4; практические задания. 1. С каким угловым диаметром будет видна наша Галактика, диаметр которой составляет 0,03 Мпк, для наблюдателя, находящегося в галактике М31 (туманность Андромеды) на расстоянии 600 кпк? 2. Используя подвижную карту звездного неба, определите, через какие созвездия проходит Млечный Путь. Темы проектов (по группам) 1. История исследования Галактики. 2. Легенды народов мира, характеризующие видимый на небе Млечный Путь. 3. Открытие «островной» структуры Вселенной В. Я. Струве. 4. Модель Галактики В. Гершеля. 179 5. Загадка скрытой массы. 6 Опыты по обнаружению Weakly Interactive Massive Particles — слабо взаимодействующих массивных частиц. 7. Исследование Б. А. Воронцовым-Вельяминовым и Р. Трюмплером межзвездного поглощения света. | Слайд 15,16 | 3мин |
| Источники информации | Интернет-ресурсы http://www.youtube.com/watch?v=_sQD0Fbr FCw — Наша Галактика. Млечный Путь. http://www.youtube.com/watch?v=99PR9HSDp BI — Наша Галактика. Взгляд со стороны. | Слайд 16 | |
Строение и жизнь Вселенной. Наша Галактика Млечный Путь
Млечный путь. Наша Галактика – звездный дом, в котором мы живем
https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B0+%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwiQptSejcfXAhWKJhoKHf9eCq4QiR4IiAE&biw=1440&bih=745
Наша галактика млечный путь. - YouTube
Строение и жизнь Вселенной. Наша Галактика Млечный Путь
Млечный путь. Наша Галактика – звездный дом, в котором мы живем