Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных и местных органов власти и управления |
Задачи урока | На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных реформах Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра I. |
Формы, приемы, методы | Фронтальная работа в паре; составление таблицы |
Предполагаемый результат | Знать: причины проведения реформ; основные направления проведенных реформ, цели и их значение, основные понятия темы. Уметь: определять место и роль реформ Петра I; объяснять причины проведения реформ; анализировать результаты реформаторской деятельности Петра I; работать с историческими источниками по заданиям. |
Компетенции, УУД | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии | Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
Основные понятия | Абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния (губернатор), Синод, фискалы, регламент, бюрократия, бурмистр, ратуши, магистраты |
Важные даты | 1708 г. – губернская реформа 1711 г. – создание Сената 1714 г. – Указ о единонаследии 1718-1720 гг. – создание коллегий 1720 г. – реформа городского управления 1721 г. – создание Синода 1722 г. – Табель о рангах. |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оценивание, формы контроля | Результат |
1.Организационный момент | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | - Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней и пойдет разговор. | Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли | Регулятивные, личностные | | Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез | - Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (Схема государственной системы- презентация). - В чём неудобство данной системы? Проблема урока: - Станет ли новая система управления эффективной? | Выдвигают варианты формулировки цели. Участвуют в их обсуждении. Анализируют. Делают выводы: - Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны | Учебно-познавательные, коммуникативные | Анализ схемы, ответы на вопросы | Пояснение цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3.Актуализация знаний | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | - Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721 года). - В результате каких событий введено это изменение? А. Сенат. - Постепенно Боярская дума потеряла своё значение. - Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться? - Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления. - Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы к документу (см. Приложение 1) Б. Коллегии. - Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия. Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи и «Реестра коллегиям…», ответьте на вопросы к документам (см. Приложение 1). | Демонстрируют знания и умения по теме | Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные | Ответы на вопросы, работа с историческими источниками | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. | Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. | Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные | Работа по учебнику. В.Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 131-132. | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предложений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания | Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи | Д. Для проведения реформ и создания сильного государства Петру необходима поддержка в обществе. И в начале XVIII века Петр проводит ряд реформ, которые изменяют положение дворян в обществе, уравнивая их в правах с боярами во владении землей. Вопросы: 1. Давайте вспомним, что такое вотчина? 2. Что такое поместье? 3. В чем их сходство и в чем различие? Е. Пётр старался привлечь талантливых людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714 г. Указ о единонаследии и в 1722 г. Табель о рангах - Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком (см. Приложение 1, 2). - Какое значение имело принятие Табеля о рангах? | Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. | Учебно-познавательные, коммуникативные | Работа историческим источником по вопросам | Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи |
6. Первичное закрепление | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление | - Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей. Прочитайте текст на стр. 132-133 учебника и рассмотрите иллюстрацию. - Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Пётр своему сыну, а Алексей отцу? Вопросы: 1.Почему вопреки традициям Пётр решил отстранить Алексея от престолонаследия? 2. Какие поступки поставлены в вину царевичу Алексею? | Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня. | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные | Самостоятельная работа с учебником | Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой | - В чьих интересах проводились государственные реформы? - Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора? - В целом это всё основные изменения в системе государственного управления Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. - Определите форму государственного правления. Самодержавие – с. 55 учебника. Абсолютизм – государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями. - Каково значение петровских преобразований государственного управления? | Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. | Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные | Самостоятельная работа по вопросам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Умения систематизиро- вать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах ее достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения. |
8.Рефлексия | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива. | - Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: - Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… - Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для… - Строки самому себе… - Скажи комплимент данной теме… Домашнее задание: § 15, вопросы, задания, документы | Анализируют деятельность по достижению цели | Учебно-познавательные, регулятивные, личностные | Рефлексия с помощью клише | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирова- ние |
- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена