СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории. Тема: «Реформы Петра I»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных реформах Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории. Тема: «Реформы Петра I»»

Технологическая карта урока истории 7 класс

по теме: «РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО»

Учитель: Томаева Фатима Муратовна

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных и местных органов власти и управления

Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных реформах Петра Первого; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра I.

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины проведения реформ; основные направления проведенных реформ, цели и их значение, основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль реформ Петра I; объяснять причины проведения реформ; анализировать результаты реформаторской деятельности Петра I; работать с историческими источниками по заданиям.

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния (губернатор), Синод, фискалы, регламент, бюрократия, бурмистр, ратуши, магистраты

Важные даты

1708 г. – губернская реформа

1711 г. – создание Сената

1714 г. – Указ о единонаследии

1718-1720 гг. – создание коллегий

1720 г. – реформа городского управления

1721 г. – создание Синода

1722 г. – Табель о рангах.







Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней и пойдет разговор.

Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные


Включение в учебный процесс

2. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (Схема государственной системы- презентация).

- В чём неудобство данной системы?

Проблема урока:

- Станет ли новая система управления эффективной?

Выдвигают варианты формулировки цели. Участвуют в их обсуждении. Анализируют.






Делают выводы:

- Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны

Учебно-познавательные, коммуникативные

Анализ схемы, ответы на вопросы

Пояснение цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3.Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721 года).

- В результате каких событий введено это изменение?

А. Сенат.

- Постепенно Боярская дума потеряла своё значение.

- Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?

- Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы к документу

(см. Приложение 1)

Б. Коллегии.

- Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия. Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи и «Реестра коллегиям…», ответьте на вопросы к документам

(см. Приложение 1).

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

Ответы на вопросы, работа с историческими источниками

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Работа по учебнику.

В.Самостоятельная работа с текстом учебника, с. 131-132.

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предложений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Д. Для проведения реформ и создания сильного государства Петру необходима поддержка в обществе. И в начале XVIII века Петр проводит ряд реформ, которые изменяют положение дворян в обществе, уравнивая их в правах с боярами во владении землей.

Вопросы:

1. Давайте вспомним, что такое вотчина?

2. Что такое поместье?

3. В чем их сходство и в чем различие?

Е. Пётр старался привлечь талантливых людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714 г. Указ о единонаследии и в 1722 г. Табель о рангах

- Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком

(см. Приложение 1, 2).

- Какое значение имело принятие Табеля о рангах?

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Работа историческим источником по вопросам

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

- Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей.

Прочитайте текст на стр. 132-133 учебника и рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Пётр своему сыну, а Алексей отцу?

Вопросы:

1.Почему вопреки традициям Пётр решил отстранить Алексея от престолонаследия?

2. Какие поступки поставлены в вину царевичу Алексею?


Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня.

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

Самостоятельная работа с учебником

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

- В чьих интересах проводились государственные реформы?

- Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

- В целом это всё основные изменения в системе государственного управления

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей.

- Определите форму государственного правления.

Самодержавие – с. 55 учебника.

Абсолютизм – государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

- Каково значение петровских преобразований государственного управления?

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант.

Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Самостоятельная работа по вопросам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизиро-

вать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах ее достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения.

8.Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я…

- Самым полезным и интересным для меня было…

- Я встретился с трудностью при…

- У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо для…

- Строки самому себе…

- Скажи комплимент данной теме…

Домашнее задание:

§ 15, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные, регулятивные, личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирова-

ние























Приложение 1

Исторические источники

С.М.Соловьев. О Сенате:

«…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711 г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в то же время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме».

Вопросы к документу:

- С какой целью учреждён Сенат?

- Как решались дела в Сенате?

- Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?











Приложение 2

Табель о рангах 1722 года

Класс

Гражданские чины

Военные чины

Морские чины

1

2

3

4

I

Канцлер

Генерал-фельдмаршал

Генерал-адмирал

II

Действительный Тайный Советник

Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии

Адмиралы прочих флагов

III

Тайный Советник

Генерал-майор

Вице-адмирал

IV

Действительный Статский Советник

Бригадир

Контр-адмирал

V

Статский Советник

Полковник

Капитан-командор

VI

Коллежский советник, прокурор

Подполковник

Капитан 1-го ранга

VII

Надворный советник

Майор

Капитан 2-го ранга

VIII

Коллежский асессор

Капитан, ротмистр (кавалерия)

Капитан-лейтенант

IX

Титулярный советник

Штабс-капитан, штабс-ротмистр

Лейтенант

X

Коллежский секретарь


Лейтенанты

XI

-

-

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Поручик

Мичман

XIII

Сенатский регистратор;

Синодский регистратор;

Кабинетский регистратор

Унтер-лейтенанты

Мичман

XIV

Коллежский регистратор

Прапорщик

Шкипер 2-го ранга



Вопросы (по таблице):

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена

- В чём недостаток этой системы?

- О чём этот документ?

- На сколько классов делились все военные и гражданские чины?

- Какой самый высокий класс? Какой чин (должность) ему соответствовали?

- Какой самый низший класс? Какой чин (должность) ему соответствовали?

- Для чего необходимо соответствие военных и гражданских чинов?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!