СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории по ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по созданию технологической карты урока. Виды технологичких карт. Разработка урока истории в 5 классе по теме "Искусство древних египтян"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории по ФГОС»

 

 

 

 

Разработка технологической карты урока истории по ФГОС.



































Введение

Уроки истории и обществознания, несомненно, являются ядром в школьном гуманитарном образовании учащихся. Сегодня, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже взрослый человек способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить о детях. Сейчас мы можем наблюдать, как западное общество пытается оперировать историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история - наука, наиболее подверженная политизации. Дети, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию, угрожающему изменить их политическое и патриотическое мировоззрение, отнять у них любовь к своей Родине - России. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответственность преподнести учащимся реальную и достоверную информацию об истории становления их государства, развивать у них чувство патриотизма.

На это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях перехода на ФГОС. Планирование урока нужно начинать с создания его так называемой технологической карты.









ГЛАВА 1 Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока представляет собой новейшую и современную форму планирования урочной деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта - обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирование, средство представления индивидуальных методов работы. Другими словами, это особенная форма проекта урока, в которой должен быть описан весь процесс деятельности, указаны операции и их составные части. Сегодня, понятие «технологическая карта» постепенно заменяет устаревшее «конспект урока» или «план урока». Использование подобной формы даёт блестящие возможности для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Использование технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и универсальных учебных действий, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку по ФГОС.

Важнейшая задача технологической карты – отразить так называемый деятельностный подход в обучении. Согласно ФГОС, главной задачей учителя является организация на уроках с помощью современных образовательных технологий и ИКТ такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам выявить и развить свои способности. Именно поэтому, при разработке технологической карты урока, основной акцент делается на том, какая деятельность организуется на каждом этапе урока. Грамотно составленная технологическая карта должна предусматривать следующие возможности:

1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;

4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Структура технологической карты должна следовать структуре урока по ФГОС.

Основные этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Создание технологической карты позволяет учителю:

• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: 

• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;

• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.



ГЛАВА 2 Создание конструкта урок

Алгоритм создания конструкта урока

  • Опираясь на примерную программу по предмету для основной школы, определите интересующую Вас учебную тему. Поясните выбор темы, укажите её место и значение в школьном курсе.

  • Спланируйте личностные, метапредметные и предметные результаты, которых смогут достичь ученики в ходе Вашего урока.

  • Какие элементы содержания учебного материала (термины, имена, названия и т.д.) будут обязательными для усвоения всеми обучающимися в процессе изучения данной учебной темы?

  • Выберите образовательную технологию, которая кажется Вам наиболее эффективной в данном случае. Аргументируйте свой выбор.

  • Какие методические приёмы в рамках данной технологии, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективны для достижения запланированных образовательных результатов?

  • Продумайте организацию самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с выбранной технологией и методическими приёмами на всех этапах дидактического цикла.

  • Определите необходимые Вам ресурсы (текстовые, мультимедийные и т.д.).

  • Каким образом Вы проверите достижение каждого из запланированных образовательных результатов урока?

  • Создайте конструкт урока, пользуясь примерной схемой.

Основа для разработки конструкта урока учителем в соответствии с ФГОС:

Цель урока – достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ОО:

  1. Личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм)

2. Метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации)

3. Предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету)



Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.



Структура каждого типа урока по ФГОС

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний. С целью подготовки к контрольному уроку. С целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)



Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые);   в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 



Алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»:

1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.

2. Изучение разных приемов и их комбинаций.

3. Структурирование всех приемов в «Конструкторе».

4. Тематическое планирование с введением раздела «Конструктор».

5. Создание собственного « Конструктора» уроков (приложение 1)

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора.

Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой.

Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока для достижения различных целей.

Например.

Изобретательская задача может быть включена в основу изучения новой темы, а так же может рассматриваться на этапе решения учебных задач.

Стратегия «Вопросительные слова» может быть использована учителем как для актуализации знаний учащихся и включения их в мыследеятельность в начале урока, так и для формирования у учащихся умения задавать вопросы.

Прием «До-После» может быть использован на этапе изучения нового материала, а так же на заключительном этапе «Рефлексия».

Предлагаемый конструктор можно представить в виде таблицы (в т.ч. электронной), в которой поставлены в соответствие модули урока и приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.

Таблица является динамичным объектом, который может пополняться учителем различными педагогическими находками.

При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

У каждого учителя может быть свой конструктор, можно продолжить работу по созданию и коллекционированию приемов. Можно внести свои этапы урока, например: начало урока, физкультминутка и т.д.





ГЛАВА 3 Виды технологических карт

Технологической карты урока 1

Ф.И.О. учителя:

Класс:        .

Дата:        .

Предмет: история .

№ урока по расписанию:        .

Тема урока:

Место и роль урока в изучаемой теме:

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся











ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Технологическая карта урока 2

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности








Технологическая карта 3

Учебный предмет


Класс


Тип урока


Технология построения урока


Тема урока


Цель урока


Основные термины, понятия


Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства


Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Работа в парах



Индивидуальная



Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся










Технологическая карта урока 4

Предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Представление о результатах:

- личностные:

- метапредметные:

- предметные:

Цель урока:

Технология:

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Технологическая карта урока 5

Тема урока _________________________________________________

Цели для ученика

1.

2.

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

3.

Воспитательные


Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)







Технологическая карта урока 6

Предмет
Класс
Тема урока
Тип урока

Планируемые результаты:



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная






Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 – Организационный этап









Этап 2 - Актуализация знаний









Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности









Этап 4 -  Первичная проверка понимания изученного









 Этап 5 - Домашнее задание









Этап 6 - Закрепление изученного









Этап 7 -  Обобщение и систематизация









Этап 8 - Подведение итогов занятия









Этап 9 -  Рефлексия









Технологическая карта урока 7

Класс:

Предмет:

Тема урока:

Место и роль урока в изучаемой теме:

Цели урока:

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся








Технологическая карта 8

Ф.И.О.педагога:.................................
Предмет:..............................................
Класс:..................................................
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 





Заключение

Одним из ключевых понятий ФГОС стал конструкт урока, который получил название – «технологическая карта». Технологическая карта - инновационный инструмент реализации ФГОС; это новый вид методической продукции.

Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Предлагаемая технологическая карта урока, реализующего цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий, апробирована в процессе деятельности по научно-методическому сопровождению введения ФГОС: в рамках информационно-консультационных семинаров в нашем городе; в работе проектных площадок на базе средних общеобразовательных учреждений, институтов повышения квалификации работников образования, городских и районных методических центров ряда регионов РФ.

Апробация осуществлялась в форме методических практикумов, во время которых педагоги, администраторы образования самостоятельно конструировали ход урока на основе предложенной технологической карты.



Литература

1. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст]: Пособие для учителя./ А.А.Гин – М: Вита-Пресс, 2001г. – 88 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя./А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.;/Под.ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.

3. Копотева, Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград [Текст]:учебное пособие./ Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова — М.: Учитель, 2013. — 99 с.

4. Планируемые результаты основного общего образования [Текст]: учебное пособие./Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

Статьи из журналов и газет

6. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст]/ И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.





Приложение 1

Разработка технологической карты урока по истории Древнего Мира

Класс: 5

Тема: Искусство Древнего Египта

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Формирование знаний учащихся о достижениях искусства Древнего Египта.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с художественными достоинствами искусства Древнего Египта, памятниками архитектуры, скульптуры, искусства. Раскрыть их значение в истории и современном мире.

развивающие: развивать исследовательские умения обучающихся, умения анализировать, работать с историческими источниками.

воспитательные: воспитывать интерес к изучению памятников культурного наследия Древнего Египта.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Включение детей в деятельность.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке!

Подготовка класса к работе.

Дети в парах, держась за руки, произносят слова вслух.

-Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Всё у нас получится!

Л: Самоопределение

К. планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

- Ребята перед вами на доске расположены картины. Кто знает, что на них изображено?



Что объединяет эти памятники культуры?



Обращение к знаниям, полученным из § 3 «Возникновение искусства и религиозных верований».

- Рассмотрите рисунки и скульптуры, которые были созданы первобытным человеком, сравните их с картинами на доске. Что вы заметили?

- Какой вопрос возникает у вас при сравнении произведений искусств созданных первобытным человеком и египтянами?

Записывает проблемный вопрос: сформулированный учащимися.

Учащиеся, опираясь на имеющиеся у них знания, называют известные им памятники архитектуры Древнего Египта. (пирамиды, сфинкс, древнеегипетские храмы, и т.д.)

Учащиеся высказывают предположения (старые, находятся в Египте, относятся к видам искусства и т.д.).

Вспоминают изображения первобытных художников и их скульптуры.

Рассматривают рисунки на доске, сравнивают их.



Учащиеся предлагают свои вопросы. И приходят к проблемному вопросу: «Какие произведения искусства были созданы в Египте, в чём заключаются особенности искусства Древнего Египта».

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: сравнивать объекты по самостоятельно определённым критериям.


П. Устанавливать аналогии объектов.

Р. Определять проблему в учебной деятельности.

3

Целеполагание

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какова будет цель нашего урока?

- Опираясь на тему урока, сформулируйте учебные задачи.

- По каким группам мы можем распре-делить имеющиеся картины?

- А для чего мы должны это изучить?

- Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

- Искусство Древнего Египта.


-Познакомится с произведениями искусства Древнего Египта и их особенностями. Формулируют учебные задачи.

(Художественные изображения, скульптуры, архитектурные памятники и т.д.)

- Дети высказывают свои предположения.

Р. Постановка цели урока.

4

Планирование работы над новым материалом

- Что нам нужно сделать, чтобы

ответить на поставленные вопросы?

Прикрепляет на доску карточки с названиями пунктов плана (Приложение 1):

1. Пирамиды.

2. Храмы.

3.Особенности рельефов и скульптур.

4. Оценка работы.

- Составить план работы.

С помощью учителя составляют план работы, вспоминая группы, на которые распределили картины на доске.

Р. Планирование учебной деятельности.

5

Работа над новым материалом.


- Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света. И первое из них – египетские пирамиды.

Учитель привлекает внимание учащихся к изображению пирамид, рядом с которыми стоят люди.

- Обратите внимание на размеры.

- Для чего были созданы пирамиды и почему они являлись одним из чудес света?

- Найдите в тексте учебника на стр. 53, факты, подтверждающие ваши высказывания, и запишите их в тетрадь.

Организует проверку ответов в парах по эталону. (Приложение 3).






-Вы сказали, что пирамиды - это гробницы фараонов и построены они из огромных каменных блоков. Возникает вопрос: Для чего возводили египтяне эти грандиозные сооружения?

Обобщая ответы учеников, фиксирует на доске ответ: «Пирамида - гробница фараона». Учитель предлагает «посетить», единственную не разграбленную гробницу фараона Тутанхамона.

Работа с учебником стр. 58-59.

-Зачем в гробнице Тутанхамона поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?

2. Перед вами картины, на которых изображены скульптуры древнего Египта. Что такое скульптура?

- При раскопках в Египте найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях. В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезённые из Египта. В чём же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Для дальнейшей работы класс делится на 2 группы, одна из них выделяет особенности древнеегипетских скульптур, вторая – особенности изображений древнеегипетских художников и скульпторов, создающих рельефы.

- Работая в группах, выделите, какие правила соблюдал древнеегипетский скульптор? Художник? Затем выберите из предложенных на столе карточек (Приложение 3) особенности, прикрепите карточку на доску в соответствующую этому виду искусства графу.

Учитель обобщает ответы учащихся, отмечая особенности изображений.

3. Сейчас вашему вниманию предлагается экскурсия по Древнеегипетскому храму.

- Какие слова из речи экскурсовода вам не знакомы?

- Найдите их значение в словаре. Продиктуйте определения учащимся.

Учитель контролирует верность ответов учащихся.

Учащиеся рассматривают изображения пирамид и приходят к выводу, что пирамиды (высокие, состоят из огромных каменных блоков, построена давно, так как облицовка сохранилась частично и т.д.)

Высказывают свои предположения, для чего были построены пирамиды.


Работают с текстом учебника и рисунками пар.11, п.1 на стр. 53. Делают соответствующую запись в тетрадь.

Учащиеся меняются тетрадями и оценивают верность ответов соседа по парте, сверяя с эталоном на доске. Приходят к выводу, что пирамиды строили как гробницы для фараонов

Вспоминают тему «Религия египтян», и отвечают, что фараон – это живой бог, а египтяне верили в жизнь после смерти. Даже после смерти фараон может влиять на жизнь жителей Египта и природу и т.д.

Рассматривают иллюстрации учебника на указанных страницах.

- Египтяне верили в жизнь после смерти, поэтому в гробницу были помещены вещи, которые должны пригодится фараону.


Вспоминают определение понятия скульптура.









Делятся на группы по интересам. Работают в группах, выделяют особенности. Выходят к доске, выбирают карточки, соответствующие заданию группы. Прикрепляют карточки на доске, проверяют верность ответов других учащихся.

Делают выводы об особенностях работы древнеегипетских мастеров.

Руководители групп зачитывают особенности изображений Древнего Египта, учащиеся фиксируют итоги работы в тетради.




Сообщение учащегося по теме «Храмы-жилища богов».

-Обелиски, колонны, иглы.

3 человека работают со словарями, а затем диктуют определения для записи в словари.

П. Владение смысловым чтением.

П. Анализировать изображения.

Р. Выдвигать версии.






Р. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению., осознание качества и уровня усвоения.



П. Синтез как составление целого из частей.



П. классифицировать по самостоятельно выбранным основаниям.




К. организовывать работу в группе; излагать своё мнение.

Л. Самоопределение

П. Анализировать и обобщать.

Р. Работать по плану сверяясь с целью.




Л. Вырабатывать уважительно- доброжелательное отношение к другим.

П. находить информацию, для решения задач

6

Первичное закрепление

Физкультминутка.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть картину «Древнеегипетский храм» и, опираясь на предложенный план (приложение 5) провести экскурсию в парах.

-Сейчас мы работаем с рабочими тетрадями, стр. 33 , самостоятельно выполняем задание №37.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.

Учитель контролирует верность названных ответов.

Выполняют упражнения.

Работают с картиной и планом экскурсии, вспоминают моменты рассказа ученика, выступавшего у доски. Самостоятельно проводят экскурсию в парах.


Самостоятельная работа.



Меняются тетрадями, проверяют работы.

Р. оценивать степень и способы достижения цели.

К. преодолевать конфликты, договариваться с людьми, вести диалог.

Л. Самоопределение

7

Подведение итогов урока.

- Что мы изучили сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели нашего урока?


Оценивание отдельных учащихся.

- Искусство Древнего Египта.

- Да, познакомились с произведениями искусства Древнего Египта и их особенностями и т.д.

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

8

Информация о домашнем задании.

§ 11 стр. 53-57. Выберите творческое задание по желанию:

1. Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма.

2. Представьте что вы древнеегипетский скульптор, которому необходимо создать скульптуру фараона. Какие правила вы будете соблюдать при создании скульптуры?

Записывают домашнее задание.


9

Рефлексия деятельности

Раздаёт листочки (приложение 6), в которых написаны незаконченные предложения и предлагает их дописать.





Дети заканчивают предложения.

Как я работал…

Что узнал нового, интересного…

Что особенно удалось…

Что вызвало затруднения…

Что еще хотел бы узнать по этой теме…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

К. умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П. рефлексия.

Р. Осознание качества и уровня усвоения знаний.

Л. смыслообразование



В тексте использованы сокращения УУД- универсальные учебные действия.

К.- коммуникативные

Л. – личностные

П.- познавательные

Р. – регулятивныеПриложение 2.


Карточки с названиями пунктов плана:

1. Пирамиды.

2. Храмы.

3.Особенности рельефов и скульптур.

4. Оценка работы.


Приложение 3.


Пирамида Хеопса построена в 2600 году до н.э.

Её высота около 150 метров (с 50 этажный дом).

Чтобы обойти пирамиду вокруг нужно прошагать около километра.

Пирамида – гробница фараона.


Приложение 4.


Эталон. Особенности искусства Древнего Египта.

(на столах первоначально разложены такие же карточки, но они перепутаны)


Правила изображения скульптур

Особенности рельефов

- Ноги скульптуры сомкнуты;

Верхняя часть тела – плечи, руки – выглядит так, будто мы смотрим на него спереди.

-одна рука прижата к груди, другая к коленям;

Ноги – будто мы смотрим на человека сбоку.

- мужчин изображали с кожей тёмного цвета: прямо

Голова повёрнута боком.

- женщин – со светлой кожей;

Глаз нарисован так, словно мы глядим человеку в лицо.

- фигуры богов большого роста;

- фигуры богов большого роста;

- фараон выше вельмож;

- фараон выше вельмож;

- простые люди в сравнении с фараоном совсем маленькие.

- простые люди в сравнении с фараоном совсем маленькие.


Приложение 5.


План ответа.

  1. Аллея сфинксов

  2. Обелиски, статуи, башни.

  3. Вход во двор.

  4. Колонный зал.

  5. Помещение со статуей бога.

Приложение 6.

Закончи предложение:


Как я работал…

Что узнал нового, интересного…

Что особенно удалось…

Что вызвало затруднения…

Что еще хотел бы узнать по этой теме…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!