№ | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1 | Организационный момент (1минута) |
| Обозначение темы урока | Ориентирует учащихся на изучение темы урока | Погружаются в тему урока | Готовность к восприятию нового учебного материала |
2 | Мотивационный этап (5 минут) |
| Актуализация опыта. | Учитель акцентирует внимание на изученных ранее классах химических соединений. Вопросы для обсуждения: -С какими классами химических соединений мы уже познакомились? -Какие соединении я относятся к бинарным? -Какие соединения относятся к кислотам, основаниям? Учитель предлагает выполнить задание на интерактивной доске (Единая коллекция ЦОР) -Сегодня мы рассмотрим еще один класс химический соединений - соли. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выясняют степень владения темой.
Выполняют задание (у доски) | Понимание учащимися проблемы урока, развитие потребности в получении новой информации Повторяют ранее изученный материал |
3 | Этап целеполагания (2 минуты) |
| Определение цели и задач урока | 1.Предлагает заполнить лист самооценки №1 В основном вы все рассказываете о поваренной соли. Это что единственное соединение, которое относится к солям? 2.Создание проблемной ситуации: «Обратите внимание на слайд. На слайде представлены под названием соли различные известные вам соединения: сода, мел, яичная скорлупа. Какое отношение данные соединения имеют к солям» | 1.Обсуждают. Заполняют лист самооценки.
2. Применяя знания, полученные на предыдущем уроке, уроках биологии, выстраивают цепь умозаключений, ведущее к выделение общего у всех солей (выстраивают предположения) | Предполагаемый ответ: -к солям относится поваренная соль, используются в пищевой промышленности Предполагаемый ответ: -все данные соединения имеют сходный состав; -имеют одинаковую химическую связь Обозначают цель и задачи урока. |
4 | Этап организации получения новых знаний (2 минуты) |
| Ознакомление с формой работы. | Организация работы в микрогруппах. Обозначение принципа работы, алгоритма выполнения заданий | Знакомятся с планом урока и определяют спикера. | Готовность к выполнению заданий |
5 | Этап получения новых знаний (7 мин) |
5.1. | Изучение состава солей | 1.Выполнение задания маршрутного листа № 1 «Состав солей» Учитель обращает вниманием обучающихся на один из способов получении солей (взаимодействие кислот и щелочей) и предлагает вместе определить какие ионы входят в состав солей. -Какие ионы На основе полученных знаний предлагает обучающимся сформулировать понятие «соли». 2.Выполнение задания № 2 «Составить соли по кислоте и основанию» | Слушают объяснение и отвечают на вопросы, выдвигают предположения о составе солей Первые две формулы составляют совместно с учителем, остальные самостоятельно. Сильные обучающиеся выходят к доске, записывают формулы. Учитель осуществляет Тьюторское сопровождение | Предполагаемый ответ: -от щелочей солям достается катион металла, а от кислот анион кислотного остатка Предполагаемый ответ: Соли - это сложные соединения , состоящие из положительно заряженного иона металла и отрицательно-заряженного иона кислотного остатка. Формулы солей: Na2SO4 KNO3 BaCl2 Na2S K2SO3 Na3PO4 |
5.2 | Изучение номенклатуры солей | Объяснение алгоритма названия солей 3. Выполнение задания № 3 маршрутного листа «Номенклатура солей» (таблица № 5 стр.109, учебник «Химия» О.С.Габриелян) | Записывают алгоритм в маршрутный лист и выполняют задания самостоятельно. Называют соли, используя таблицу учебника «Название солей» | Обучающиеся научатся называть соли по формуле. |
5.3 | Изучение свойств солей, применения | Зная состав солей, мы можем определить тип химической связи -Какой химической связью образованы соли? -Какими свойствами могут обладать соли, если они имеют ионную химическую связь. 4.Выполнение задания № 4 маршрутного листа «Лабораторная работа «Изучение физических свойств солей» | Отвечают на вопросы, в группах обсуждают предполагаемые свойства солей Работа в группах: Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу в маршрутном листе, обсуждают полученные результаты | Предполагаемый ответ: -соли имеют ионную химическую связь -соли – твердые кристаллические вещества, с разной растворимостью в воде, с высокими температурами плавления Обучающиеся совершенствуют навыки выполнения эксперимента, учатся анализировать полученные результаты, делать выводы. |
6 | Этап закрепления полученных знаний в интеграции накопленного опыта (10минут) |
6.1 | Видение общего и различного в физических свойствах солей | Мотивирует на активное слушание с визуальной основой. Коррекция ошибочных суждений | Слушают выступление одного спикеров (творческий уровень), заполняют разделы таблицы | Целостная таблица «Физические свойства солей» |
|
| 1.Предлагает на основе составленной таблицы, определить правильность выдвинутых предположений о физических свойствах солей.
| Пробуют сформулировать общий вывод, анализируют свои предположения о свойствах солей | Соли – твердые кристаллические вещества, разного цвета, с различной растворимостью в воде. |
6.2 | Изучение применение солей | Предлагает обучающимся воспользоваться материалом учебника и дополнительной информацией и составить кластер «Применение солей» | Составляют кластер и представители от групп рассказывают о применении солей | Составлен кластер из которого видно, что соли благодаря свои свойствам имеют широкое применение: -в медицине -в строительстве -в промышленности -в быту |
6.3 | Подведение итогов урока | Предлагает вернуться к слайду -Почему данные вещества изображены под название соли? (появляются формулы солей) -На доске записаны ваши предположения, каких из них вы подтвердили, а какие опровергли. | Обсуждают с учителем правильность своих предположений, обосновывая их теоретически. | Предполагаемый ответ: Все наши предположения оказались верными: -все эти вещества относятся к классу солей (у них сходный состав) -все они образованы ионной химической связью, поэтому имеют общие физические свойства. |
7 | Рефлексия урока (3минуты) |
7.1 | Оценка деятельности на уроке | Учитель предлагает закончить предложения: | Учащиеся заканчивают предложения, в итоге оценивают свою деятельность на уроке | Обучающиеся учатся оценивать свою деятельность на уроке, осознают какие трудности у них возникли в ходе изучения темы |
8 | Домашнее задание. (3минуты) |
8.1 | Подготовка к следующему уроку | Предлагает выполнение домашнего задания (предусмотренного программой и творческого) Учебник: Химия О.С.Габриелян, 8 класс п.21, составить кроссворд «Применение солей»
| | Выполняют задание, составляют кроссворд |