СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кожа - "пограничник" организма". 4 класс. Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир. 4 класс по программе "ШКОЛА 2100"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кожа - "пограничник" организма". 4 класс. Окружающий мир.»

4 класс

Калининский район, ГБОУ лицей №144

Иванова Наталья Владимировна

Окружающий мир

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Тема: Кожа – «пограничник» организма.


Тип: здоровьесберегающий исследовательский, игровой

Цели урока:

– формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и роли кожи, о терморегуляции;

– развивать понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи;

– развивать понятия о клеточном строении организма, об обмене веществ, о единстве строения и функции органа (на примере кожи).

  • Планируемые результаты

Предметные:

  • Познакомить со строением кожи, ее роли, терморегуляции.

  • Обобщить знания о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи


Метапредметные:


Познавательные УУД

  • Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Делать выводы.

  • Представлять информацию в виде схемы.

  • Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации


Регулятивные УУД

  • Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

  • Формировать умение слушать и понимать других.

  • Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

  • Формировать умение работать в паре.

Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Ресурсы урока: презентационное сопровождение урока, компьютер, проектор, иллюстрации с изображением строения кожи человека, лупы, рисунок с видом кожи под микроскопом, бинт, йод, зеленка, вата.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Добрый день.

- Сегодня мы продолжаем изучение темы, которая называется “Организм человека” и нам поможет знаменитый Доктор АЙБОЛИТ.

Давайте вспомним основные понятия темы.

- Как называется наука, которая изучает строение частей тела человека?

- Как называется наука, которая изучает работу органов человека?

- Наука об охране здоровья?

- Наука, изучающая болезни и лечении человека?

- А вот и вопросы от доктора (слайд)

- Что такое система органов?




- Какие системы органов вы знаете?









– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?



- Обратимся к помощника в нашем учебнике. Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Сегодня мы сами будем медиками –исследователями


Давайте составим общий план для изучения системы органов





Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?






- Анатомия.


- Физиология.


- Гигиена.

- Медицина.


Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.

1) опорно-двигательная система;

2) система пищеварения;

3) система дыхания;

4) система кровообращения;

5) система выделения;

6) кожа;

7) нервная система и органы чувств.


- Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы (гипотезы).

– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?

- О коже

(ответы детей)




План

1. Определение системы.

2. Органы системы.

3. Работа органов.

4. Роль органов.

5. Как сохранить здоровье.


- Планировали нашу деятельность.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Письмо медика не закончилось: во что там еще:

- Вот вам таблица, к ней инструкция. Заполните таблицу. Работайте в паре. Не забываем правила работы в паре. Сделаете все верно – приму в нашу «семью» врачей.

Для работы вам потребуется лупа, зеркало.

































- А теперь проверим результаты вашего исследования.

- Посмотрите на свои руки, лица друг друга и скажите чем покрыто тело человека?

- Взяв лупу и рассмотрев свою кожу. Что вы увидели?

Эти отверстия получили название – поры.

- Что вы увидели в результате опыта с зеркалом?


-Для чего кожа коже нужен жир?


-Как вы думаете, что еще может выделять кожа через поры?

-А в каких случаях выделяется пот?



-А нужно ли организму выделение пота? Это приносит организму пользу или вред?

Молодцы! Доктор АЙБОЛИТ в вас не ошибся. Вы приняты в «медики».

Парная работа, заполнение таблицы.

Заполните таблицу

1.Возьмите лупы и исследуйте кожу руки: Что вы увидели? Какого цвета кожа? Что есть на коже?

2. Погладьте. Какая она на ощупь?

3.Положите руки ладонью на парту. Растяните кожу? Что можно сказать? А теперь растяните кожу локтя .Исследуйте кожу головы . Рассмотрите кожу повернув к лампе. Что вы видите? А теперь рассмотрите видны ли наши вены ?

4.Возьмите на руки зеркало. Остались ли следы ваших пальцев? Что можно сказать? Почему остались следы наших пальцев?


Внешний вид кожи


Свойства кожи


Защитные свойства


Выделяет


Растут на коже


Строение



- Кожным покровом


-Множество волосков и отверстий



-На поверхности кожи выделяется жир.

-Он смазывает кожу и не дает ей высыхать, делает ее мягкой.

-Пот


-Когда человеку жарко, когда человек волнуется, при большой физической нагрузке.

- Выделение пота очень важно для человека. Пот охлаждает тело, благодаря ему тело не перегревается. Вместе с потом из организма выводятся ненужные и вредные для организма человека вещества.

III Физминутка


- Какие еще свойства кожи есть – продолжим эксперимент.

- Положите руку на парту ладонью вверх. Что вы увидели на коже пальцев?

-Для чего они нужны?


-Погладьте кожу. Какая она?

-Если вы сожмете пальцы в кулак, что станет с кожей?


- А что происходит с кожей, когда вы на улице в жару?

(Обобщение ответов обучающихся. По мере ответов на вопросы на доске появляются части таблицы “Свойства кожи” (работа детей в таблице).





- Давайте выясним для чего человеку нужна кожа, и какие функции она выполняет.

- Очень важна защитная функция кожи, но кроме этого она является органом чувств человека. Кожей мы чувствуем тепло и холод, боль. Это дает возможность избежать ранений, ожогов, обморожений.

- Все ли пункты таблицы удалось заполнить?

- Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.

– Сколько и какие слои кожи выделены?


– Какова роль наружного слоя?


– Что располагается во внутреннем слое?




– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему?

Заполните таблицу.






-Складки.


-Чтобы натянутая кожа не мешала движению.

- Гладкая, мягкая.

-Растянется (Дети выполняют различные движения и узнают о растяжении кожи).

-Мы потеем.

Свойства кожи.

Складистая, гладкая, мягкая, растягивается, розоватая

Непрозрачная












- Строение кожи.


Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.

Он защищает клетки внутреннего слоя.

Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.

Кровеносные сосуды – по ним

передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.

IV Систематизация знаний


– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.


– Как мы ответим на вопрос урока?– Как вы понимаете название темы урока:





«Кожа – “пограничник” организма»?

– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14.)


– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева?



– Зачем нам нужны волосы и ногти?




– Что слепым заменяет зрение?



Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.


Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.

Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.

Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.

Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.

Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.

V Применение знаний.


Как настоящие медики мы должны знать о болезнях кожи и заниматься профилактикой здорового образа жизни.

Гигиена кожи. 

Мы уже знаем, что через поры на поверхность кожи выделяется пот и жир, а к ним легко прилипает пыль и грязь.

Что происходит с кожей? Как нужно поступать в таких случаях?

Кожу очень важно мыть, т.к. на грязной коже поселяется много микробов, которые могут вызвать болезни кожи и всего организма человека. На 1 см грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов.

Как часто нужно мыть руки? А как часто нужно мыть все тело?


Правила ухода за кожей.

(Зачитываются заранее подготовленным учеником):

Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом.

Ежедневно умывайся утром и вечером.

Мой руки после всякого загрязнения.

После мытья вытирай кожу насухо.

Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками.

Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином.

Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой.

Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.


Болезни кожи.

- Какие вы знаете болезни кожи? (дополняются учителем).

- Давайте все вместе составим памятку об оказании первой помощи при некоторых заболеваний кожи.

Ожоги. Кожа настолько необходима человеку, что если половина всей поверхности тела сильно обожжена, то человек может погибнуть. Поэтому вы понимаете важность осторожного обращения с огнем.

Сыпь. Может появиться на коже в результате различных заболеваний (аллергия, ветряная оспа, корь и др.).

Воспаление. Иногда микробы проникают в организм или царапину на коже. В результате появляется прыщик или гнойник.

Солнечный ожог. Загар – замечательная вещь, если соблюдать меру и не стараться загореть дочерна за один день.


Послушайте, что произошло с Таней из стихотворения С.Маршака “Как девочка Таня загорала”.

 Забыла Таня про обед
С друзьями не играет – 
Ей до подруг и дела нет:
Лежит и загорает.

Она мечтает загореть
Чтоб черным стало тело – 
Все будут на тебя смотреть,
Когда ты загорела.

Какой-то в плавках старичок
Ей крикнул: “Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок,
Смотри, сгоришь как спичка!”

Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы.
- Оставьте, буду загорать!
Вот все ее ответы.

- Пусть мне лежать уже невмочь,
Но я с песка ни шагу.
Я не уйду отсюда прочь
И под навес не лягу!

Лежала Таня, время шло.
Народу меньше стало.
Не так уже и солнце жгло, 
А Таня все лежала.

Здесь даже трудно описать
Все муки и страданья
Когда пришлось ее спасать
Всем прочим в назиданье.

Теперь ей платье не надеть.
И посудите сами
Она должна весь день сидеть
А не лежать часами.

Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело:
- А эта девочка вчера 
почти совсем сгорела!

Какой вывод сделаете? Ответ учащихся:

Чрезмерное долгое пребывание на солнце может привести к ожогу кожи.

Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

В жизни часто приходится сталкиваться с различными травмами. Наиболее частыми бывают травмы кожи (ушибы, порезы). Важна правильно оказать первую помощь. Используйте при ответе средства гигиены, которые вам представлены.






- Для чего необходимо обрабатывать рану йодом?

- Что бывает при сильном морозе?

Оказание первой помощи при обморожении. 

При обморожении какую нужно оказать помощь?






- Она загрязняется.



- Она загрязняется.







- По мере необходимости, после туалета и перед едой – обязательно.



















































































- Травмированный участок обязательно нужно промыть чистой водой, обработать йодом или зеленкой, наложить повязку из бинта. Если травма очень серьезная, то необходимо обратиться за помощью к взрослым и доктору.


- Чтобы убить бактерии.

- Обморожение.


Согреть человека растиранием и дыханием. Согревание конечностей. Восстановление кровообращения, Надо наложить ватно-марлевую повязку. Дать горячее питье. Обратиться в ближайший медпункт.

Нельзя тереть снегом.

VI Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 2). Задания из рабочей тетради на выбор. Продолжить заполнение памятки по оказанию первой помощи при заболеваниях кожи.


VII Итог урока.

– Почему кожу называют нашей природной одеждой?



– Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда.

VIII Рефлексия.

- Посмотрите на тему, план урока и ответьте на вопросы.


Я узнал…



Телеграмма: «Вы молодцы! Я в вас не ошибся, коллеги! Доктор АЙБОЛИТ! Надеюсь на новые незабываемые встречи!»

Ответы детей

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я бы хотел…

Новые знания мне пригодятся…


Маршрутный лист ________________________________________


Тема: Кожа – «пограничник» организма.

План.

1. _____________________________________________________


2. _____________________________________________________


3. _____________________________________________________


4. _____________________________________________________


5. _________________________________________________________


Заполните таблицу

1.Возьмите лупы и исследуйте кожу руки: Что вы увидели? Какого цвета кожа? Что есть на коже?

2. Погладьте. Какая она на ощупь?

3.Положите руки ладонью на парту. Растяните кожу? Что можно сказать? А теперь растяните кожу локтя .Исследуйте кожу головы . Рассмотрите кожу повернув к лампе. Что вы видите? А теперь рассмотрите видны ли наши вены ?

4.Возьмите на руки зеркало. Остались ли следы ваших пальцев? Что можно сказать? Почему остались следы наших пальцев?


Внешний вид кожи




Свойства кожи




Защитные свойства




Выделяет




Растут на коже




Строение









Заболевание кожи

симптомы

Оказание первой помощи

Ожоги






Сыпь






Воспаление






Солнечный ожог






Порезы






Обморожение