СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Литература. 5 класс. «Просто чудо». (По рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт составления технологической карты урока.  Цели урока:Учебные: развивать умение характеризовать героя на основании речи, поступков, авторских замечаний. Коррекционные: совершенствовать навык монологической и диалогической речи . Воспитательные: способствовать формированию нравственных ценностей, таких как сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Литература. 5 класс. «Просто чудо». (По рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»).»

Технологическая карта урока.

Литература. 5 класс.

«Просто чудо».

(По рассказу А.И. Куприна

«Чудесный доктор»).


Выполнила: учитель русского языка и литературы

Шаймарданова Татьяна Ивановна.





Этап урока



Действия учителя



Действия учащихся

Формируемые УУД

(универсальные учебные действия)

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Организационный.

Создаёт атмосферу урока. Предлагает начать урок с добрых слов: отметить в рядом сидящем товарище хорошую черту.

Предлагает закончить фразу: «Когда я слышу добрые слова,…».

Передают эстафету добрых слов по цепочке.





Высказывание мнений. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу.

Самоопределение, ценностная и морально-этическая ориентация.


(о/у ) Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Развитие волевой саморегуляции.

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение достаточно логично и полно выражать свои мысли и чувства в соответствии с задачами коммуникации.

Мотивация учебной деятельности.



Актуализация знаний.

Организует работу в группах по проверке домашнего задания и созданию кластера по теме « Отчаяние».
(В каком положении оказалась семья Мерцаловых и что они делали, чтобы выйти из этого положения».)


Участвуют в группах по составлению кластера.

На доске создаётся общий кластер.

смыслообразование ( определение границ « знание-незнание»)

нравственно- этическая ориентация на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи); на формирование чувств и эмоций при нарушении моральных норм, к несправедливости.




(О/у) Умение искать и выделять необходимую информацию в тексте; систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.


Умение осуществлять контроль, вносить коррективы в проделанной работе.

Умение сотрудничать со сверстниками, разрешать конфликты. управлять поведением партнёра по взаимодействию.

Постановка цели урока.

Организует подводящий к теме урока диалог (Что может помочь этим людям в данной ситуации отчаяния?). Подводит к формулированию темы урока через разговор о чуде (В ситуации отчаяния, когда нет помощи ниоткуда, может помочь только чудо)

Отвечая на вопрос учителя, высказывают свои мнения, что поможет семье Мерцаловых, высказывают свое представление о чуде; самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Нравственно-этическая ориентация на деятельностную форму (помощь слабым, нуждающимся),

Действие целеполагания как умения поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и предстоит усвоить.

Умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять тему и цели урока.

Умение выражать свои мыслив соответствии с задачами коммуникации. Владение монологической речью.

Введение нового материала.

Организует работу в группах

Проводит лексическую работу со словом чудо. Даёт задание найти в толковом словаре значения слова «чудо» и сформулировать их кратко.

Самостоятельно по словарю знакомятся с лексическим значением слова « чудо», кратко формулируют значения: - явление, вызванное вмешательством божественной силы.

- нечто поразительное, удивляющее своей необычностью;

- необыкновенный, выдающийся среди себе подобных..

Готовность к получению и применению новых знаний.

(О/У) Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать её.

Умение понимать и принимать учебную задачу;

Проявлять способность к волевому усилию и преодолению затруднения;

Умение вносить коррективы в действия после проверки.

Планирование учебного сотрудничества, умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.


Организует работу в группах: каждая находит доказательства (фразы, эпизоды) в тексте рассказа к одному из значений слова «чудо».

Проверяет работу групп. Подводит к обобщению наблюдений, формулированию вывода.

Работают в группах. Находят доказательства к выбранному толкованию слова «чудо».

Обобщают наблюдения, делают вывод, что всё чудесное в рассказе связано с доктором.

Развитие эмоционально - нравственной отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей.

(О/У) Умение работать с текстом (извлекать необходимую информацию), структурирование её.

(Л) Анализ информации по определенным признакам, умение строить доказательства.

Целеполагание: умение поставить учебную задачу, планировать;

Контроль: умение соотнести способ действия и его результат;

Коррекция: умение внести изменения в случае расхождения результата с эталоном

Физпауза.

Создает условия для снятия переутомления у детей. Предлагает обучающимся пройти к столам (задания для нескольких групп)

Из выданных букв составить слова, которые объясняют чудо, совершённое доктором.

Из букв составляют слова: милосердие, сострадание, сочувствие, доброта.

Прикрепляют их на доску.

Готовность к получению и принятию нравственных ценностей человеческого общества.


Запоминать и удерживать пра-вило, инструкцию во времени.

Умение управлять поведением партнёра по взаимодействию.

Осмысление новой информации.

Организует работу в группах : наполнить слово
Д-
О-
К-
Т-
О-
Р-

личностными качествами, подобрать к каждой букве определение, которое бы помогло понять его характер.

Подбирают к каждой букве слова «доктор» определения характера незнакомца, чтобы сложилось целостное представление о том, каким может быть человек, способный подарить другим чудо.

Прикрепляют на доску.

Совершенствование ценностно-смысловых представлений о личности, о человеке.

(О/У) Поиск нужного слова.

(Л) Умение устанавливать связь, рассуждать.











(Л) Анализ с целью выявления существенных признаков, умение строить логическую цепочку рассуждения; обобщать.

(О/У) Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Умение принять учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и что подлежит решить.

Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу.

Начинать и за-канчивать дей-ствие в нужный момент;

Тормозить не-нужные реакции.

Умение организовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение разрешать конфликты.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.








Организует обмен мнениями: Каким вы представляете себе доктора, способного подарить другим чудо?

Высказывают предположения на основе своих наблюдений, аргументируют их.

Составляют коллективный портрет доктора.



Установка на домашнее задание.

Выясняет, называет ли Куприн имя своего героя. Что знают дети о Пирогове Н.И.

Показывает портрет Н.И. Пирогова. Предлагает подготовить индивидуальные сообщения о Н.И. Пирогове, используя разные источники.

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем

1. «Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать». (Хаим Вейцман)

2. Душа человека — величайшее чудо мира. (Алигьери Данте)

Записывают и уточняют домашнее задание.

Формирование ответственного отношения к учёбе; способность делать осознанный выбор.

(О/У) Умение проявлять познавательную инициативу.

Умение ориентироваться в возможностях информационного поиска.

Волевая саморегу-ляция как способ-ность к мобилиза-ции сил и энергии; способность к во-левому усилию - к выбору.

Умение осуществлять сотрудничество с учителем.

Рефлексия.





















Оценка.


Предлагает продолжить фразы:



– Чудо – это…

– Кто верит в чудеса, тот…

– На чудеса способен тот, кто…

– Чудеса там, где…

Выявляет личностную позицию обучающихся и понимание и смысла нового материала.

Выявляет степень удовлетворённости своей работы на уроке, предлагая поднять соответствующий смайлик.



Осуществляют саморефлексию. Продолжая фразу, учащиеся переформулируют понимание темы урока с использованием собственного словаря, создадут личный осмысленный контекст. Рефлексия может быть фронтальной или групповой. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

Устно фиксируют результат самооценки по обозначенным критериям.

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют свою оценку.

Смыслообразование (определение границ собственного знания - незнания).

Самоопределение (выражать активную позицию)














Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Выбирать средства для организации своего поведения;

Тормозить ненужные реакции.

Умеет определить качество и уровень знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели.

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи.