Литература. 5 класс.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся | Формируемые УУД (универсальные учебные действия) |
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные |
Организационный. | Создаёт атмосферу урока. Предлагает начать урок с добрых слов: отметить в рядом сидящем товарище хорошую черту. Предлагает закончить фразу: «Когда я слышу добрые слова,…». | Передают эстафету добрых слов по цепочке.
Высказывание мнений. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу. | Самоопределение, ценностная и морально-этическая ориентация. | (о/у ) Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Развитие волевой саморегуляции. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение достаточно логично и полно выражать свои мысли и чувства в соответствии с задачами коммуникации. |
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний. | Организует работу в группах по проверке домашнего задания и созданию кластера по теме « Отчаяние». (В каком положении оказалась семья Мерцаловых и что они делали, чтобы выйти из этого положения».) | Участвуют в группах по составлению кластера. На доске создаётся общий кластер. | смыслообразование ( определение границ « знание-незнание») нравственно- этическая ориентация на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи); на формирование чувств и эмоций при нарушении моральных норм, к несправедливости.
| (О/у) Умение искать и выделять необходимую информацию в тексте; систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. | Умение осуществлять контроль, вносить коррективы в проделанной работе. | Умение сотрудничать со сверстниками, разрешать конфликты. управлять поведением партнёра по взаимодействию. |
Постановка цели урока. | Организует подводящий к теме урока диалог (Что может помочь этим людям в данной ситуации отчаяния?). Подводит к формулированию темы урока через разговор о чуде (В ситуации отчаяния, когда нет помощи ниоткуда, может помочь только чудо) | Отвечая на вопрос учителя, высказывают свои мнения, что поможет семье Мерцаловых, высказывают свое представление о чуде; самостоятельно формулируют тему и цели урока. | Нравственно-этическая ориентация на деятельностную форму (помощь слабым, нуждающимся), | Действие целеполагания как умения поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и предстоит усвоить. | Умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять тему и цели урока. | Умение выражать свои мыслив соответствии с задачами коммуникации. Владение монологической речью. |
Введение нового материала. | Организует работу в группах Проводит лексическую работу со словом чудо. Даёт задание найти в толковом словаре значения слова «чудо» и сформулировать их кратко. | Самостоятельно по словарю знакомятся с лексическим значением слова « чудо», кратко формулируют значения: - явление, вызванное вмешательством божественной силы. - нечто поразительное, удивляющее своей необычностью; - необыкновенный, выдающийся среди себе подобных.. | Готовность к получению и применению новых знаний. | (О/У) Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать её. | Умение понимать и принимать учебную задачу; Проявлять способность к волевому усилию и преодолению затруднения; Умение вносить коррективы в действия после проверки. | Планирование учебного сотрудничества, умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное. |
| Организует работу в группах: каждая находит доказательства (фразы, эпизоды) в тексте рассказа к одному из значений слова «чудо». Проверяет работу групп. Подводит к обобщению наблюдений, формулированию вывода. | Работают в группах. Находят доказательства к выбранному толкованию слова «чудо». Обобщают наблюдения, делают вывод, что всё чудесное в рассказе связано с доктором. | Развитие эмоционально - нравственной отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей. | (О/У) Умение работать с текстом (извлекать необходимую информацию), структурирование её. (Л) Анализ информации по определенным признакам, умение строить доказательства. | Целеполагание: умение поставить учебную задачу, планировать; Контроль: умение соотнести способ действия и его результат; Коррекция: умение внести изменения в случае расхождения результата с эталоном |
Физпауза. | Создает условия для снятия переутомления у детей. Предлагает обучающимся пройти к столам (задания для нескольких групп) Из выданных букв составить слова, которые объясняют чудо, совершённое доктором. | Из букв составляют слова: милосердие, сострадание, сочувствие, доброта. Прикрепляют их на доску. | Готовность к получению и принятию нравственных ценностей человеческого общества. | | Запоминать и удерживать пра-вило, инструкцию во времени. | Умение управлять поведением партнёра по взаимодействию. |
Осмысление новой информации. | Организует работу в группах : наполнить слово Д- О- К- Т- О- Р- личностными качествами, подобрать к каждой букве определение, которое бы помогло понять его характер.
| Подбирают к каждой букве слова «доктор» определения характера незнакомца, чтобы сложилось целостное представление о том, каким может быть человек, способный подарить другим чудо. Прикрепляют на доску. | Совершенствование ценностно-смысловых представлений о личности, о человеке. | (О/У) Поиск нужного слова. (Л) Умение устанавливать связь, рассуждать.
(Л) Анализ с целью выявления существенных признаков, умение строить логическую цепочку рассуждения; обобщать. (О/У) Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Умение принять учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и что подлежит решить. Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу. Начинать и за-канчивать дей-ствие в нужный момент; Тормозить не-нужные реакции. | Умение организовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение разрешать конфликты. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
| Организует обмен мнениями: Каким вы представляете себе доктора, способного подарить другим чудо? | Высказывают предположения на основе своих наблюдений, аргументируют их. Составляют коллективный портрет доктора. | | |
Установка на домашнее задание. | Выясняет, называет ли Куприн имя своего героя. Что знают дети о Пирогове Н.И. Показывает портрет Н.И. Пирогова. Предлагает подготовить индивидуальные сообщения о Н.И. Пирогове, используя разные источники. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем 1. «Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать». (Хаим Вейцман) 2. Душа человека — величайшее чудо мира. (Алигьери Данте) | Записывают и уточняют домашнее задание.
| Формирование ответственного отношения к учёбе; способность делать осознанный выбор. | (О/У) Умение проявлять познавательную инициативу. Умение ориентироваться в возможностях информационного поиска. | Волевая саморегу-ляция как способ-ность к мобилиза-ции сил и энергии; способность к во-левому усилию - к выбору. | Умение осуществлять сотрудничество с учителем. |
Рефлексия.
Оценка. | Предлагает продолжить фразы:
– Чудо – это… – Кто верит в чудеса, тот… – На чудеса способен тот, кто… – Чудеса там, где… Выявляет личностную позицию обучающихся и понимание и смысла нового материала. Выявляет степень удовлетворённости своей работы на уроке, предлагая поднять соответствующий смайлик. |
Осуществляют саморефлексию. Продолжая фразу, учащиеся переформулируют понимание темы урока с использованием собственного словаря, создадут личный осмысленный контекст. Рефлексия может быть фронтальной или групповой. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Устно фиксируют результат самооценки по обозначенным критериям. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют свою оценку. | Смыслообразование (определение границ собственного знания - незнания). Самоопределение (выражать активную позицию)
| Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Выбирать средства для организации своего поведения; Тормозить ненужные реакции. Умеет определить качество и уровень знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели. | Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи. |