II. Актуализация опорных знаний Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Направляет на расширение знаний о рассказах о природе: -Ребята, посмотрите на экран, и скажите название какого раздела литературного чтения зашифровано? Слайд 1 («Природа и мы») Слайд 2 -Почему на экране эти слова? (Это название раздела, который мы сейчас изучаем) -Какие произведения из этого раздела вам уже знакомы? («Приёмыш» Д.Мамина-Сибиряка, «Барбос и Жулька» А.И.Куприна) -Какие ещё вы знаете имена и фамилии русских писателей, создавших для читателей великие произведения о природе? (Г.Снегирёв, М.М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки и др.) | Формулируют основные направления творческой деятельности М.М.Пришвина; беседа «Какие ты знаешь рассказы о природе?» | (ПУУД). умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. (КУУД). умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) (ЛУУД) умение строить отношения в группе сменного состава |
III. Постановка учебной проблемы Цели: Мотивировать к изучению темы. • Стимулировать желание решать проблему. | Направляет на формирование навыка осознанного выразительного чтения рассказа: известный литературовед М. Цуранов об этом писателе говорил так: Старик Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек… Слайд 3 - вспомните, кто автор этих замечательных слов и узнаете, автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся: Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину. -Кто автор этих слов? (М.М.Пришвин) Слайд 4 (Рассказ учащихся о жизни и творчестве М.М.Пришвина) 1) М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г.в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883г. учился в Елецкой гимназии, завершил образование в Тюменском реальном училище. В 1893г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом. 2) В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917г он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы. 3) К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке». Слайд 5 - Как вы понимаете слова «Думаешь чудеса далеко, а они тут рядом»? (…) Где рядом? (…) - Вот эти замечательные книги М.М.Пришвина, читая которые мы открываем для себя мир природы. Слайд 6 Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. - Кем же был М.М.Пришвин прежде, чем стать писателем? (Сельский учитель, агроном, библиотекарь). Слайд 7 -Это огромный жизненный опыт, который во многом помог стать М.М.Пришвину великим писателем. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. -Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.) Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка». Слайд 8 | Формулирование точного ответа на поставленный вопрос, формирование умения высказывать свою точку зрения, отличную от других. | (ПУУД). понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и письменной форме (КУУД). ). умение выражать свои мысли полно и точно. (Р УУД). выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
IV. Формирование проблемы, планирование Цель: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. | Направляет на формирование навыка работы с текстом: - Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова). Слайд 9 -Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) -Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. - А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака) Трещала с самого утра: «Пор – р – ра! Пор – р - ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. (сорока) Слайд 10 - Прежде, чем познакомиться с новым произведением, выполним словарную работу: постарайтесь ответить на несколько вопросов: Что означает выражение «скакать дуром»? Что такое «срам»? Что означает слово «бдительность»? (…) - Проверим свои предположения, посмотрите на доску. Прочитаем, что же на самом деле означают эти выражения? (…) Слайд 11 | Формируют навык осознанного, грамотного, выразительного чтения. | ((ПУУД) понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и письменной форме (КУУД). Слушать и понимать речь других (Р УУД). осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. |
V. Открытие нового знания Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания. | Направляет на расширение круга детского чтения: - Послушайте рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина внимательно, чтобы в дальнейшем смогли ответить на вопросы по содержанию рассказа (…) (Чтение учителя вслух) - Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? (…) - Почему собаку называли «вьюшкой»? (…) - Кого в рассказе называют «выскочкой»? (…) - Почему? Подтвердите словами из текста. (…) Физкультминутка: Ты давай-ка, не ленись! Руки вверх и руки вниз. Ты давай-ка, не ленись! Взмахи делай чётче, резче, Тренируй получше плечи. Корпус вправо, корпус влево — Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.) И теперь попеременно Будем поднимать колени. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.) - Читаем текст по цепочке. (…) | Формируют навык использования приобретённых знаний при выполнении задания | (ПУУД). использовать приобретённые знания при выполнении задания (КУУД). Слушать и понимать речь других |
VI.Применение нового знания. Цель:включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях; | Понравился ли вам рассказ? Что именно? Какую картинку вы представили наиболее ярко, читая рассказ? Почему автор назвал свой рассказ «Выскочка»? Кого он так назвал? Почему? Как она хотела отобрать косточку у собаки? Почему это ей не удалось? Как Выскочка лишилась хвоста? - А теперь поработаем в группах, вам необходимо выполнить следующее задание: 1 ряд найдёт и прочитает описание Вьюшки; 2 ряд должен прочитать описание замысла Выскочки; 3 ряд должен прочитать описание Выскочки. (…) - Молодцы, ребята! - Скажите, а среди людей мы можем встретить таких, кого возможно в силу характера назвать «Выскочкой»? (…) - Вы правы, посмотрите на экран, вот как сам писатель об этом говорил… Слайд 12 | Формируют навык использования приобретённых знаний при выполнении задания | (ПУУД). использовать приобретённые знания при выполнении задания. (КУУД). Слушать и понимать речь других(Р УУД). осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог и самостоятельность |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке) Цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Формирует навык самоконтроля: сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я учился… Сегодня на уроке я научился… Д/з с.92-95 – пересказ, вопросы | Формирование у обучающихся самоконтроля и самооценки своей деятельности на уроке. | ЛУУД) рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. |