СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "М.М.Пришвин "Выскочка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана для открытого урока по литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения на тему "М.М.Пришвин "Выскочка".»

Дата проведения урока 07.03.2017 г.

Ф.И.О. учителя Шумейко Ирина Александровна

Предмет: Литературное чтение

Класс 4 - Б

Тип урока: Постановка и решение учебных задач

Технологическая карта урока


Тема

М.М.Пришвин «Выскочка»

Цели


Образовательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД (ЛУУД): ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.

- Регулятивные УУД (РУУД): принимают учебную задач, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

- Коммуникативные УУД (КУУД): строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

- Познавательные УУД (ПУУД): находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Планируемый результат

Предметные: называть произведения М.М.Пришвина. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). Понимать художественно-выразительное значение звукописи. Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть литературные особенности рассказов. Определять нравственный смысл басен. Знать содержание рассказов М.М.Пришвина. Называть литературные жанры. Называть произведения русских поэтов и писателей. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Личностные: Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют не создавать конфликты и видеть выход из спорной ситуации. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. Смысловое чтение текста, выделение существенной информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Рассматривать разные способы выполнения заданий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

личностные: Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Основные понятия

Рассказ.

Ресурсы: - основные

- дополнительные

Учебник «Литературное чтение» под. Ред. Л.Ф.Климановой, рабочие тетради.

Блокнот «Контроль знаний» 4 класс.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

I. Организационный

Цели: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность

Организует


Уточняет тематические рамки

Формулирует тему урока, основные направления работы на уроке.

Регулятивные: oрганизация своего рабочего места.


II. Актуализация опорных знаний

Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»




Направляет на расширение знаний о рассказах о природе:

-Ребята, посмотрите на экран, и скажите название какого раздела литературного чтения зашифровано?

Слайд 1

(«Природа и мы»)

Слайд 2

-Почему на экране эти слова? (Это название раздела, который мы сейчас изучаем)

-Какие произведения из этого раздела вам уже знакомы? («Приёмыш» Д.Мамина-Сибиряка, «Барбос и Жулька» А.И.Куприна)

-Какие ещё вы знаете имена и фамилии русских писателей, создавших для читателей великие произведения о природе? (Г.Снегирёв, М.М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки и др.)

Формулируют основные направления творческой деятельности М.М.Пришвина; беседа «Какие ты знаешь рассказы о природе?»




(ПУУД). умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

(КУУД). умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

(ЛУУД) умение строить отношения в группе сменного состава

III. Постановка учебной проблемы

Цели: Мотивировать к изучению темы.

• Стимулировать желание решать проблему.



Направляет на формирование навыка осознанного выразительного чтения рассказа: известный литературовед М. Цуранов об этом писателе говорил так:

Старик

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

Слайд 3

- вспомните, кто автор этих замечательных слов и узнаете, автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

-Кто автор этих слов?

(М.М.Пришвин)

Слайд 4

(Рассказ учащихся о жизни и творчестве М.М.Пришвина)


1) М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г.в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883г. учился в Елецкой гимназии, завершил образование в Тюменском реальном училище. В 1893г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.


2) В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917г он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы.


3) К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке».


Слайд 5

- Как вы понимаете слова «Думаешь чудеса далеко, а они тут рядом»? (…) Где рядом? (…)

- Вот эти замечательные книги М.М.Пришвина, читая которые мы открываем для себя мир природы.

Слайд 6

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.


Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

- Кем же был М.М.Пришвин прежде, чем стать писателем? (Сельский учитель, агроном, библиотекарь).

Слайд 7

-Это огромный жизненный опыт, который во многом помог стать М.М.Пришвину великим писателем.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.


-Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими?

(Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

Слайд 8

Формулирование точного ответа на поставленный вопрос, формирование умения высказывать свою точку зрения, отличную от других.

(ПУУД). понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и письменной форме

(КУУД). ). умение выражать свои мысли полно и точно.

(Р УУД). выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

IV. Формирование проблемы, планирование

Цель: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.




Направляет на формирование навыка работы с текстом:

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

(Из «Толкового словаря» Ожегова).

Слайд 9

-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ)

-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

- А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Трещала с самого утра:

«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…. (сорока)

Слайд 10

- Прежде, чем познакомиться с новым произведением, выполним словарную работу: постарайтесь ответить на несколько вопросов: Что означает выражение «скакать дуром»? Что такое «срам»? Что означает слово «бдительность»? (…)

- Проверим свои предположения, посмотрите на доску. Прочитаем, что же на самом деле означают эти выражения? (…)

Слайд 11


Формируют навык осознанного, грамотного, выразительного чтения.



((ПУУД) понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и письменной форме

(КУУД). Слушать и понимать речь других

(Р УУД). осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

V. Открытие нового знания

Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания.

Направляет на расширение круга детского чтения:

- Послушайте рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина внимательно, чтобы в дальнейшем смогли ответить на вопросы по содержанию рассказа (…) (Чтение учителя вслух)

- Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? (…)

- Почему собаку называли «вьюшкой»? (…)

- Кого в рассказе называют «выскочкой»? (…)

- Почему? Подтвердите словами из текста. (…)


Физкультминутка:

Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
И теперь попеременно
Будем поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)


- Читаем текст по цепочке. (…)

Формируют навык использования приобретённых знаний при выполнении задания


(ПУУД). использовать приобретённые знания при выполнении задания

(КУУД). Слушать и понимать речь других

VI.Применение нового знания.

Цель:включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях;

  • Понравился ли вам рассказ? Что именно?

  • Какую картинку вы представили наиболее ярко, читая рассказ?

  • Почему автор назвал свой рассказ «Выскочка»?

  • Кого он так назвал? Почему?

  • Как она хотела отобрать косточку у собаки?

  • Почему это ей не удалось?

  • Как Выскочка лишилась хвоста?

- А теперь поработаем в группах, вам необходимо выполнить следующее задание: 1 ряд найдёт и прочитает описание Вьюшки; 2 ряд должен прочитать описание замысла Выскочки; 3 ряд должен прочитать описание Выскочки. (…)

- Молодцы, ребята!

- Скажите, а среди людей мы можем встретить таких, кого возможно в силу характера назвать «Выскочкой»? (…)

- Вы правы, посмотрите на экран, вот как сам писатель об этом говорил…

Слайд 12

Формируют навык использования приобретённых знаний при выполнении задания


(ПУУД). использовать приобретённые знания при выполнении задания. (КУУД). Слушать и понимать речь других(Р УУД). осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог и самостоятельность

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке)

Цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Формирует навык самоконтроля: сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я учился…

Сегодня на уроке я научился…

Д/з с.92-95 – пересказ, вопросы

Формирование у обучающихся самоконтроля и самооценки своей деятельности на уроке.

ЛУУД) рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.