СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в третьем классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка".»

Урок 46. Л. Н. толстой «Лев и собачка»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, развивать умение анализировать произведение; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в парах; воспитывать интерес к чтению художественных произведений, содействовать воспитанию доброго отношения к животным.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся

выражать личное отношение к прочитанному, выражать свое мнение, опираясь на текст произведения;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста;

понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.


Метапредметные:

познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

регулятивные: формулировать учебную задачу урока,

принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Личностные:

развитие чувства сопереживания, сострадания.

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, иллюстрации к рассказу, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 класс, компьютер, экран, презентация, выполненная в программе «Power Point».

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.




Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Ребята, начинаем урок, продолжаем наше путешествие в удивительный мир русской литературы.


– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, обдуманно отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок


Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Посмотрите вы на нас.

Вот какой хороший класс.

Приготовились учиться,

Ни минуты не лениться.

навык психо-логической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? Какая основная мысль

рассказа «Прыжок»?

- Давайте проверим домашнее задание.

Отвечают на вопросы,

читают по цепочке рассказ «Прыжок» Л.Н.Толстого


II. Постановка учебной задачи

Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Ваша задача: найти на карточке лишнее название произведения.

Карточка.

«Прыжок», «Акула», «Косточка», «Мартышка и очки», «Лев и собачка».

- Посмотрите на оставшиеся названия. Кто из вас может сказать, над чем мы будем сегодня работать? Ребята, как вы считаете, какова задача нашего урока?

-Итак, наша задача разобраться, какова главная мысль этого рассказа. Можем ли мы ответить на этот вопрос сейчас? Что мы должны сделать, чтоб ответить на этот вопрос?

– О чём нам может рассказать заголовок?

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?

Быль1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.

– Посмотрите, кто это? ( лев.)

– Что вы знаете о льве? (Дикое животное, хищник.)

– А это кто? (собака.)

– Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека.)

– Как вы считаете, могут ли два абсолютно разных животных найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над былью («Лев и собачка».)

Работают по карточке в паре.

- Дети догадываются, что работать будем над рассказом «Лев и Собачка».




Ребята предлагают план действия.

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль.

Высказывают свое мнение.



Отвечают на вопрос.

Высказывают свое мнение

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

III. Изучение нового материала.

– Л. Н. Толстой никогда не был в Англии, но услышанная историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, произвела на Льва Николаевича сильное впечатление.

И он написал об этом рассказ «Лев и собачка».

Внимательно слушают.


Принимают

и сохраняют цели

и задачи

учебной деятельности.

Словарная

работа

– Перед слушанием текста поработаем над сложными словами.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.








– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.



Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

1. Первичное восприятие

текста.


– После слушания ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Слушают аудиозапись рассказа.

– Понравился рассказ?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?


Физкультминутка

Выполняют физкультминутку


IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

Прочитайте рассказ самостоятельно.

Теперь давайте проанализируем его.

– Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.)

- Как вы считаете, он поступил правильно?

– Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил.

– Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него?

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Он рассказал о поведении этих животных.

– Прочитайте, как лев повел себя?

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

– Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие добрые слова.)

– Почему?

– Вспомним, какое животное лев?

– По какому действию из текста видно, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте.

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте.

– Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

– Во что переросли чувства собачки и льва?

– Что же произошло с собачкой?

– Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

– Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

Почему лев стал грызть засовы и пол?


Выполняют задания, отвечают на вопросы.





Ухватил – значит, действовал не задумываясь, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

– Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней.

– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

– В дружбу.


– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

– Места себе не находил.

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию.



– Как хозяин попытался изменить ситуацию? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

– Почему Лев убил другую собачку?

– Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история?

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

Эта история показала нам то, что животные, так же как и люди, все понимают, чувствуют, переживают, могут привязываться друг к другу.

- Что же хотел сказать нам Л. Н. Толстой этим рассказом? Какова основная мысль этого рассказа?

- Давайте подведем итог нашей работы.

- Каким должно быть отношение человека к животным?



Высказывают свое мнение.




Отвечают на вопрос.


Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Полно и точно выражают свои мысли

V. Домашнее

задание

Перечитайте рассказ ещё раз и придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

– Понравился сегодняшний урок?

– Чем особенно вам запомнился этот рассказ?

– О чем этот рассказ?

– Хочется ли вам прочитать другие произведения Л. Н. Толстого?

А теперь оцените свою работу на уроке.

- Кто считает, что на уроке работал на «отлично»?

- Кто считает, что на следующем уроке надо работать больше и быть внимательнее?

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на вопросы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!