II. Актуализация знаний Речевая разминка | Фронтальная работа а) Речевая разминка. (Слайд № 2) - Прочитайте чистоговорку. Ти – ди – ти – мне домой идти. Ти –ти – ди - за руку его веди. Те – те – де – рыба водится в воде. Те - де – те – хорошо читайте. б) – Угадайте зашифрованные слова. (Слайд № 3) ригт (тигр) зяем (змея) таку (утка) йнкчиа (чайник) - Найдите из составленных слов лишнее. Обоснуйте свой ответ. - Как рычит тигр? Произнесите звук [р]. Какой это звук? - Как шипит змея? Произнесите звук [ш]. Какой это звук? - В русском языке есть звуки, которые можно пропеть. Какие это звуки? - А есть звуки, которые шипят, жужжат, рычат. Какие это звуки? - Сегодня на уроке мы прочитаем два произведения о буквах и звуках. | Л1, 2; Р4; П4; К4. |
III. Самоопределение к деятельности IV. Работа по теме урока | Фронтальная работа - Прочитайте на с.11-12, кто авторы следущих произведений, скоторым мы познакомимся.( Ф. Кривин и С.Чёрный" -Как называютя произведения?("Живая азбука...", "Почему "А"поётся, а "Б" нет" Фронтальная работа. Краткое знакомство с жизнь и творчеством Ф. Кривина и С.Чёрного С.Чёрный- псевдоним (настоящее имя - Гликберг Александр Михайлович) (13 октября 1880, Одесса – 5 июля 1932, Прованс, Франция) – поэт, переводчик, детский писатель. В 1906 г. выпустил первый сборник стихов Слайд 4-5 Кривин Феликс Давидович- поэт, детский писатель. Родился 11 июня в Мариуполе (Донецкая область).Работал учителем в Мариуполе. Автор десятков книг. Родился 11 июля 1928 г. В семье военнослужащего. Его короткие рассказы и смешные, и грустные одновременно, потому что содержат глубокие наблюдения за действительностью и человеком. В каждой истории есть маленькое открытие. Слайд 6-7 «В стране вещей» предметы оживают, думают, общаются друг с другом, ведут себя сообразно своему характеру и свойствам. Стихия юмора увлекла Кривина в тот край, где можно виртуозно играть словами, разделяя их на части и собирая вновь, где слова обретают переносный смысл. 1. Работа с произведением С. Черного «Живая азбука». - Ребята, с каким произведением сегодня познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора. (Слайд № ) - Как вы понимаете название «Живая азбука»? - Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении? 2. Словарная работа. Слайд 8-9 Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе; Затеяли проказу – проказа – шалость, начали шалить; Превеселый – очень веселый; Маскарад - бал, на который являются в масках и костюмах. 3. Работа с произведением: а) самостоятельное чтение детей. - Кто затеял проказу, шалость? - Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом? б) чтение стихотворения в парах. - Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание. в) работа с произведением после чтения. - Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумывание продолжения сказочной истории. | Л1, 4; Р1; П1, 2; К2. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. |
VI. Продолжение работы по теме | Работа с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет». 1. Беседа. - Ребята, с каким произведением ещё познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора. (Слайд № ) - Какие звуки умеют красиво петь? - Знаете ли вы, как появилось название «гласные»? - Назовите буквы, звуки которых могут петь. Как можно их назвать? - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ. 2. Чтение произведения Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет». (Читает учитель или хорошо читающие учащиеся) 3. Выборочное чтение - Сравним, а как отвечает автор на те вопросы, на которых мы ответили. - Какие звуки умеют красиво петь? - Знаете ли вы, как появилось название "гласные"? - Назовите буквы, звуки которых могут петь-заливаться. Как можно их назвать? - Имеют ли голос согласные? - Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. - Как вы объясняете смысл названия «согласные»? | Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. |