СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по теме Сергей Есенин "Черёмуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:формирование умения и навыков выразительного чтения стихотворения С. Есенина, используя эпитеты.

Задачи:

  1. обучающие: способствовать формированию навыков выразительного чтения, используя эпитеты;
  2. развивающие: способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах.
  3. воспитывающие: воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме Сергей Есенин "Черёмуха"»

Технологическая карта открытого урока

Учитель: Александрова Любовь Владимировна

УМК: Школа России

Дата:

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 д

Тема урока: С. Есенин «Черёмуха»

Цель урока: формирование умения и навыков выразительного чтения стихотворения С. Есенина, используя эпитеты.

Задачи:

  1. обучающие: способствовать формированию навыков выразительного чтения, используя эпитеты;

  2. развивающие: способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах.

  3. воспитывающие: воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: Словесный, наглядный, проблемный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.

Технология обучения: личностно-ориентированное.

Оборудование: портрет С. Есенин, книги писателя, изображение черёмухи, карточки с заданиями.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития.

Метапредметные УУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Личностные УУД: формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

  2. Речевая разминка.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Актуализация знаний.

  5. Постановка учебной задачи урока. Целеполагание.

  6. Изложение нового материала.

  7. Физминутка.

  8. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

  9. Рефлексия деятельности.

  10. Подведение итогов.

  11. Домашнее задание.



№ этапа,

название,

задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание деятельности учителя

Методы

Формы

1. Самоопределение к деятельности.



Эмоциональная зарядка доброты.

- Ребята, давайте подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок.

Словес

ный


Фронталь

ная

Занимают свои рабочие места.

2. Речевая разминка

-Прочтите чётко, выговаривая каждый слог.

на – на – на – в поле выросла сосна;

но – но – но – мы купили полотно;

ан – ан – ан – мы купили чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

-Молодцы

Словесный

Индивидуальная

Проговаривают

3. Проверка домашнего задания.

Давайте прочтём выразительно стихотворения А. Блока “Ворона”.

Словесный


Индивидуальная

Оценочные суждения

4. Актуализация знаний.


– Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким ароматом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире.

- Хотите узнать, о ком пойдёт речь?

С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”. 



Словесный










Коллективная







Слушают

5. Постановка учебной задачи урока. Целеполагание.

– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.) Появляется портрет автора.

– Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна.

– Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока.

Наглядный












Проблемный

Коллективная


Высказывают предположения







Определяют тему и цель урока.

6. Изложение нового материала.

Первичное восприятие

текста.






















Словарная работа


– Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода: небо хмурое, пронизывающий ветер. Но сегодня природа пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый юноша. Он вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами, и вдруг его взору открывается чудо: черемуха, еще вчера дремавшая, сегодня пробудилась и стоит во всей красе.
– Как вы думаете, какие мысли, чувства, могли возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта в душе его родились стихи. Находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое, праздничное.) 
-Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она?

-А теперь посмотрите на изображение цветущей черемухи.

-Что вы можете о ней сказать?

-Ребята, попробуйте в паре подобрать сравнения.

Черемуха
душистая, как …
белая, будто…
кудрявая, словно…

– Какой весной ручеек?

Ручеек
звонкий, как…
прозрачный, будто…

– Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, течет, звенит, сверкает на солнце.)
– Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие листочки. Вспомните, какие они?

Зелень (какая?)…

– А вы видели росу? Какая она?

Роса (какая?)…

У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем, какая еще бывает роса, зелень.

-Прослушайте звукозапись стихотворения.


Словесный









Объяснительно-иллюстративный









Практический









Словесный


Коллективная








Фронтальная







Коллективная







Парная










Коллективная



Слушают







Рассуждают.





Делятся своими предположениями.





Работают в паре



Прослушивают варианты






Высказывают предположения



Слушают

7. Физкультминутка


-Ребята, используя строчки стихотворения, давайте проведём физминутку.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.


Словесный

Коллективная

Выполняют движения

8. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вторичное восприятие текста




– Понравилось ли вам стихотворение? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило?

- Прочитайте и представьте картины, описанные поэтом. Что бы вы нарисовали к стихотворению?

а) – Какое время года описывается в стихотворении? (Весна.) Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу (с весною расцвела, проталинки).

– Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотистый, серебристый.) Какое настроение они создают?

б) – А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (с девушкой, невестой.)

-Попробуйте в группах закончить четырёхстишие.

1-я группа: Черемуха душистая…

2-я группа: Ручей волной гремучею… 

-Молодцы!

-Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение.

-Молодцы!

Словесный












Практический















Фронтальная




Индивидуальный



















Работа в группах

Отвечают на вопросы.






Высказывают предположения и доказывают своё мнение словами из стихотворения

.











Взаимооценка

9. Рефлексия

-Ребята, закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы!

Наглядный Практический

Словесный

Индивидуальный

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

10. Подведение итогов.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении?

-Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.)

-Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)

-Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

-Достигли ли мы цель урока?

Словесный

Фронтальная


Отвечают на вопросы.


Делают выводы

11. Домашнее задание.

-Выучить стихотворение наизусть, подготовить иллюстрации

Словесный

Индивидуальная

Записывают в дневники





3