4. Актуализация знаний. | – Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким ароматом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире. - Хотите узнать, о ком пойдёт речь? С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”. | Словесный | Коллективная | Слушают |
5. Постановка учебной задачи урока. Целеполагание. | – Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.) Появляется портрет автора. – Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. – Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока. | Наглядный Проблемный | Коллективная | Высказывают предположения Определяют тему и цель урока. |
6. Изложение нового материала. Первичное восприятие текста.
Словарная работа | – Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода: небо хмурое, пронизывающий ветер. Но сегодня природа пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый юноша. Он вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами, и вдруг его взору открывается чудо: черемуха, еще вчера дремавшая, сегодня пробудилась и стоит во всей красе. – Как вы думаете, какие мысли, чувства, могли возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта в душе его родились стихи. Находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое, праздничное.) -Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? -А теперь посмотрите на изображение цветущей черемухи. -Что вы можете о ней сказать? -Ребята, попробуйте в паре подобрать сравнения. Черемуха душистая, как … белая, будто… кудрявая, словно… – Какой весной ручеек? Ручеек звонкий, как… прозрачный, будто… – Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, течет, звенит, сверкает на солнце.) – Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие листочки. Вспомните, какие они? Зелень (какая?)… – А вы видели росу? Какая она? Роса (какая?)… У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем, какая еще бывает роса, зелень. -Прослушайте звукозапись стихотворения. | Словесный Объяснительно-иллюстративный Практический Словесный | Коллективная Фронтальная Коллективная Парная Коллективная | Слушают Рассуждают. Делятся своими предположениями. Работают в паре Прослушивают варианты Высказывают предположения Слушают |
8. Закрепление новых знаний и способов деятельности. Вторичное восприятие текста | – Понравилось ли вам стихотворение? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило? - Прочитайте и представьте картины, описанные поэтом. Что бы вы нарисовали к стихотворению? а) – Какое время года описывается в стихотворении? (Весна.) Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу (с весною расцвела, проталинки). – Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотистый, серебристый.) Какое настроение они создают? б) – А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (с девушкой, невестой.) -Попробуйте в группах закончить четырёхстишие. 1-я группа: Черемуха душистая… 2-я группа: Ручей волной гремучею… -Молодцы! -Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение. -Молодцы! | Словесный Практический | Фронтальная Индивидуальный Работа в группах | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения и доказывают своё мнение словами из стихотворения . Взаимооценка |
10. Подведение итогов. | – Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? -Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) -Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) -Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. -Достигли ли мы цель урока? | Словесный | Фронтальная | Отвечают на вопросы. Делают выводы |