СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературное чтение Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока литературное чтение УМК "Школа России" 4  класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературное чтение Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"»

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема:

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка, расширять кругозор учащихся; развивать воображение грамотную и выразительную речь.

Планируемые

результаты:

Предметные УУД:

  1. Воспитывать любовь к чтению через творчество Д.Н. Мамина - Сибиряка.

  2. Иметь представление о прочитанном произведении.

  3. Работать по коллективно составленному плану.

  4. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1. Развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха на уроке.

2. Развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

3. Развитие мотивации к творческому труду, стремление к совершенствованию собственной речи.

4. Воспитывать интерес к читательской деятельности.


Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Владение основами самоконтроля и самооценки

4. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

* Познавательные:

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2. Поиск необходимой информации в произведении.

*Коммуникативные:

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении.

2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищами.

3. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

































Инструментальный блок

Тип урока:

Освоение нового материала

Учебно — методический комплекс

Учебник

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная практикантом

Мел

Доска


Организационно - деятельностный блок

Основные понятия:

Д.Н. Мамин – Сибиряк, Приемыш

Формы работы:

Индивидуальная, фронтальная, парная формы работы.

Действия обучающихся

Учащиеся формулируют общую цель и тему урока.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивают правильность выполнения заданий.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.

Домашнее задание:

Учебник литературного чтения ч. 2 (автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий), стр. 68- 70, выразительно читать

План урока.

  1. Организация начала урока - 2 мин.

  2. Этап подготовки школьников к восприятию - 3 мин

  3. Этап первого восприятия - 20 мин.

  4. Этап выявления специфики восприятия – 5 мин

  5. Этап анализа текста - 5 мин

  6. Этап обобщения – 3 мин.

  7. Этап объяснения домашнего задания – 2 мин.





Ход урока

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Меня зовут Елена Алексеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям.

Приветствие учителя.


  1. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно по важней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

Что такое доброта?

Что же есть зло?


Сегодня мы начнём читать рассказ о доброте, о дружбе животных и людей. Автором которого является Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк. Сейчас, я не много о нем расскажу.

Мамин–Сибиряк - это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель, который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150, он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы. Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве. Записал Мамин-Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Аленушке. Дочка выросла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки все, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоем проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Аленушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам ее прочитать.


Но для того чтобы узнать название произведения, которое мы будем изучать, я предлагаю Вам разгадать шараду.

Зачеркните в ряду буквы а/у.

у п а р и а у ё м у а ы у ш а

Что за слово получилось?


Как вы думаете, что обозначает это слово?

Какие чувства вызывает у вас это слово?

Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?

При чтении этого произведения вам встретятся трудные и новые слова. Давайте разберем их.

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылём - в одиночестве

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет - болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом -










-Это все хорошее, красивое, счастливое

- Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда …



























- Приемыш

- Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди.

- Жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви.


Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма

Сайма - рыбацкая стоянка

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

  1. Этап первого восприятия


































  1. Этап выявления специфики восприятия.

  2. Этап анализа текста.










  1. Этап обобщения














  1. Этап объяснения домашнего задания.

Итак, а теперь откройте учебник, на стр.76. внимательно слушайте и следите за чтением диктора.

(1 часть – читает учитель)

- От чьего лица ведется повествование?

- Где происходят события?

- Кто герои?

- Как вы думаете, кто является Приемышем?

Далее мы об этом узнаем.


(2 часть – чтение аудио )

- Кто оказался Приемышем?

- Как Приемыш появился у Тараса?

- Почему лебедь - сирота?

- Какие слова в учебнике характеризуют «Приемыша»?

- Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?

- Что вы узнали о жизни Тараса?

- А что можете сказать о Соболько?

Как вы думаете, каким будет конец этой истории?


Физкультминутка

( 3 часть - чтение учителем)

- Совпало ваше мнение с авторским?

- А мог ли Тарас не отпустить птицу?

- Что же Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением?

- Какую главную мысль определил?

- Почему же расстались трое друзей?

- Как это случилось?

- Легко ли расставаться с другом?




- Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства вы испытывали во время чтения?

- Кто же такой Приемыш? Почему ему дали такое имя?

- Как лебедь попал к Тарасу?

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

- Как Приемышу жилось у Тараса?

- Как старик к нему относился?

- Почему старик называл приемыша «особенной птицей»?

- Почему отлет Приемыша опечалил старика?

- Выскажите свое отношение к Тарасу.


Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо поработали. Давайте подведем итог нашего урока.

- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Какова главная идея рассказа?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.

- После чтения этого рассказа кому захотелось помочь животным или иметь себе такого друга?

Наш урок подошел к концу, Закончите предложения:

1. Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

2. Рассказ помог понять…

3.Для меня было сложным…

4. Мне понравилось…

Запишите домашнее задание к следующему уроку литературного чтения. Выразительное чтение рассказа с. 76-84

Всем спасибо за урок, До свидания!

Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».





- От лица автора

- События происходят на озере

- Тарас, Соболько, лебедь

(рассуждают)



- Лебедь


- Остался без обоих родителей





- Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый


Рассуждают



- Тарас любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать в неволе. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…


- Очень тяжело. Но, Приемыш – птица, которой нужна полная свобода, и у нее должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.






- Охотники подстелили лебедя с лебедушкой, а он забился в камыши. Тарас поставил сети и поймал Приемыша.