СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Стихи  К.М.  Симонов  «Ты помнишь, Алеша,  дороги Смоленщины...»,  «Жди  меня...» А.Т.  Твардовский. «Лежат они, глухие и немые...», «Две строчки» А.А.  Ахматова.  «Мужество»,  «Клятва».

2.Ю.В.  Друнина.  «Зинка», М.В.  Исаковский. «Враги сожгли родную хату...»,  С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч)»

6


Раздел

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч)

Тема

  1. Стихи К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...» А.Т. Твардовский. «Лежат они, глухие и немые...», «Две строчки» А.А. Ахматова. «Мужество», «Клятва».

  2. Ю.В. Друнина. «Зинка», М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...», С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»

Цели и задачи

Дать обзор произведений о Великой Отечественной войне, осмыслить подвиг и трагедию народа в произведениях писателей – фронтовиков; формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений; формировать чувства патриотизма и исторической памяти; воспитывать культуру мышления и общения; воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Термины и понятия

Патриотизм

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. Стихи К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...» А.Т. Твардовский. «Лежат они, глухие и немые...», «Две строчки» А.А. Ахматова. «Мужество», «Клятва».

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете…

А. Твардовский

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Актуализировать знания учащихся о событиях ВОв.

Что вы знаете о ВОв? Какие произведения о войне (написанные в этот период) вы читали?

– Каков смысл эпиграфа?

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Вступительное слово учителя.

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.

УЧЕНИК: Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали - Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.

Годы уходят, а память по-прежнему возвращает нас к началу сороковых, к молодости наших бабушек и дедушек, к их судьбе - жестокой, беспощадной, но прекрасной. Прекрасна же она для тех, кто остались в живых, самою возможностью жить, еще и еще, в новых условиях, испытать характер, испытать свое человеческое достоинство...

Поздняя осень 1941г. Холодная, ненастная... Атмосфера величайшего нравственного и психологического напряжения. Идет ожесточенный бой на подступах к Москве - столице нашей! Миллионы советских людей встали под ружье, чтобы защитить свой дом, семью, Родину, их настоящее и будущее. Учения, стрельбы, маршевые роты и... песня в строю:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

Ощущение от этой песни трудно с чем-либо сравнить: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силы и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя...

Прошли годы, десятилетия, выросли дети отважных воинов , стали старше и сильнее тех ребят, впервые услыхавших и певших эту песню в солдатском строю. А для них эта песня осталась священной... и стоит только услышать ее - и снова холодок по спине, воспоминания, неотразимая эмоциональная реакция. Но не только военные, но и нынешнее поколение помнит о событиях сороковых годов по рассказам старших, по большому количеству литературы, кинематографу, который правдиво и честно отразил трагедию и героику войны. Но поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувствовать ответственность за свою страну. Почему же именно поэзия оказалась необходима людям - тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?! Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу.

Война и любовь внешне контрастны, несопоставимы, оказывались двумя гранями одной человеческой жизни. Когда человек любит, а уж тем более он знает, что его любят, - он храбро сражается. Есть великая правда в том, что любовь к женщине оказывается неотделима от солдатской доблести. Любовь для фронтовика - это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Дать обзор произведений о Великой Отечественной войне, осмыслить подвиг и трагедию народа в произведениях писателей – фронтовиков. Проанализировать стихи К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...» А.Т. Твардовского «Лежат они, глухие и немые...», «Две строчки» А.А. Ахматовой «Мужество», «Клятва». Формировать чувства патриотизма и исторической памяти; воспитывать культуру мышления и общения; воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента.


Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.


— Какие картины предстают перед вами? Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.

— Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания? Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Прочитайте те строки, которые больше всего поразили.

— Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?

— Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле? Можно последовательно разобрать первые четыре строфы. Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великойРуси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...»

— Что такое кринка? Кринка — глиняный горшок для молока.

— Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

Особенно внимательно стоит поработать с метафорами: «Слезами измеренный чаще, чем верстами, / Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «...Крестом своих рук ограждая живых...».

— Что такое тракт? Тракт — большая проезжая дорога.

— Что означает выражение: тракт, измеренный верстами? В старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние.

— Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?

— Что такое погост? Сейчас так называют сельское кладбище, в старину погост — это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.

— Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?

— Что такое околица? Окóлица — изгородь вокруг всего селения.

В Советском Союзе церковь была отделена от государства и фактически запрещена. Активно велась атеистическая пропаганда, и почти все жители были неверующими.

— Как вы понимаете следующие строки?

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

— Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»? Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община с ее членами. Всем миром означает «сообща».

Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

— Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк? Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.

Поясним незнакомые детям слова.

Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.

Салóп — широкое женское пальто особого фасона.

Плúсовый — сделанный из хлопчатобумажной такни, напоминающей бархат.

Пáжить — пастбище, место, где пасут скот.

— Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?

— О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.


История создания стихотворения «Жди меня…». 27 июля 1941 года Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте — в Вязьме, под Ельней, близ горящего Дорогобужа. Он готовился к новой поездке на фронт — от редакции “Красной звезды”; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя. «За эти семь дней, — вспоминал он, — кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал “Жди меня”, “Майор привез мальчишку на лафете” и “Не сердитесь, к лучшему”.

Много лет прошло с тех пор. Много лет тому назад Лев Кассиль - первый слушатель, которому посчастливилось услышать это стихотворение сказал Симонову, что стихотворение это очень похоже на заклинание... И он был прав... Это действительно заклинание. И очень-очень сильное заклинание.

Адресат стихотворения «Жди меня…» Стихотворение Константина Симонова, опубликованное в январе 1942 г. в газете «Правда», обращалось к одной женщине – Валентине Серовой. Эти стихи стали жизненно необходимы миллионам людей в самое тяжелое для них время. Звезду советского кинематографа тридцатых-пятидесятых годов зрители обожали. Но в то время не существовало «глянцевых» журналов, способных удовлетворить интерес поклонников к личной жизни актрисы, поэтому вакуум неизбежно заполнялся множеством мифов и легенд. Актриса рано овдовела (ее первым мужем был Герой Советского Союза летчик Анатолий Серов) и вскоре связала свою судьбу с известным поэтом Константином Симоновым. Именно она вдохновила его на создание знаменитого стихотворения «Жди меня», которое стало всенародно любимым в годы Великой Отечественной войны.

В стихотворении воспевалась верность женщины ушедшему на фронт мужу. Но именно в это время прошел слух о бурном романе Серовой с маршалом Рокоссовским…

Говорили, что Сталин, любовно называвший Серову «дочкой», настаивал на поддержании государственной легенды любви Поэта и Актрисы. Но он смог понять и своего военачальника. Когда ему доложили о «факте морального разложения» и спросили: «Что будем делать с Рокоссовским?», - вождь ответил: «Что будем делать? Завидовать ему будем!» Валентина Серова – женщина вне времени. Та «великая» эпоха воспевала совсем других женщин – деятельных, несгибаемых, противостоящих жизненным невзгодам, суровым лишениям и трудностям, без конца преодолевающих тернии на пути к социалистическим звездам. А Серова не противостояла и не преодолевала – просто жила и любила. И ее любили. Любили отчаянно, самозабвенно, любили так, как многие женщины только мечтают быть любимыми.


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Анализ стихотворения Симонова «Жди меня».

- Како слово в стихотворении является ключевым? . Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

- О чем идет речь в первой строфе? Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень».

В чем особенность смысла второй строфы? Во второй строфе преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.

- Какова содержательная особенность третьей строфы? Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой».

- Стихотворение «Жди меня» - это послание, письмо с фронта любимой девушке. А что вы знаете о письме, об эпистолярном жанре?

Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы. Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.


Это стихотворение «Две строчки», написанно в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и страдания ко всем ее жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшие им во время войны и после нее мысли и чувства как «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».

ДВЕ СТРОЧКИ

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.


Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал...


Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

1943

- Как вы думаете, почему автор выбрал такой образ?

- О чем стихотворение?

- Почему автор сравнивает себя с героем стихотворения?

Стихотворение навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту не знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война не знаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери, ярко выраженное в последней строфе.

В другом стихотворении – «Лежат они, глухие и немые…» слышится элегическое звучание стихотворения,

щемящее-грустная интонация:

Лежат они, глухие и немые,

Под грузом плотной от годов земли —

И юноши, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сёстры наши, медсестрёнки,

Что шли на смерть и повстречались с ней

В родных краях иль на чужой сторонке.

И не затем, чтоб той судьбой своей

Убавить доблесть воинов мужскую,

Дочерней славой — славу сыновей, —

Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,

Верней всего, не думали о ней.


- Какова главная тема стихотворения? Главная тема произведения – смерть молодых девушек и парней на фронте, людей, которые должны были жить дальше.

- Что дает почувствовать автор? Как это происходит? Автор показывает весь ужас их безмолвного сна в могиле под плотным грузом земли, используя грустные интонации и элегическую формулировку фраз. Он дает аудитории почувствовать связь с главными героями произведения, называя погибших девушек подружками, сестрами и медсестренками.

- Что дает понять читателю автор? В этом стихотворении можно понять, что наибольшей болью для автора является преждевременная смерть совсем еще юных девушек, что жертвовали своими жизнями на фронте ради того, чтобы спасти раненых солдат.

Автор писал стихотворение, используя перекрестную рифму, что достаточно привычно для его произведений. Твардовский использовал для написания стихотворения, эмоционально окрашенные слова, такие как: девчонки, медсестренки, слава сыновей, дочерняя слава.



«Мужество» Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.


Анна Андреева Ахматова (псевдоним, настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня 1889 года в семье офицера флота под Одессой.


В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье – Анна.


Детство ее прошло в Царском селе, близ лицея. Первые впечатления: "зелёное великолепие парков, ипподром, старый вокзал”.


Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей… друзей и врагов.

И шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И всё перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.


Первое стихотворение она написала в 11 лет, когда училась в Царскосельской женской гимназии. В 14 лет чернокосая гимназистка познакомилась с 17-летним учащимся мужской гимназии, который сразу же влюбился в нее. Звали его Николай Гумилёв. 7 лет ухаживал он за Анной, был многократно отвергаем. Наконец, в 1910 году она сказала "да” и вышла за него замуж. Николай Гумилёв к тому времени уже был признанным лидером нового литературного течения – акмеизма.

А.Ахматова показала ему свои стихи, а он посоветовал ей заняться танцами и сказал "быть поэтом женщине нелепость”.

Имя молодой Ахматовой тоже тесно связано с акмеизмом.

В 1912 году вышел первый сборник стихов А.Ахматовой "Вечер” тиражом всего в триста экземпляров и принес ей известность. Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Она копала траншеи, дежурила на крышах. В 1941 году вылетела в Москву. А потом эвакуировалась в город Ташкент.

В 1942 году на страницах "Правды” рядом с военными сводками было напечатано стихотворение Анны Ахматовой "Мужество”.

- Что нужно передать голосом, читая это стихотворение? (трагедию, призыв, чувство гордости, патриотизм, любовь к семье, дому, к жизни).

- Война принесла много горя, потерь каждой семье. У многих отцы, братья, сыновья, мужья не вернулись с войны, а многих война искалечила. Но они защищали свою Родину, сохраняя русские традиции и наш красивый, красочный и в то же время могучий русский язык.

- Как вы думаете, что побудило А. Ахматову написать это стихотворение? (тревога за Родину, русских людей)

- Прочитайте еще раз строки о русской речи. Что подразумевается под этими словами?

- Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, - вот ради чего народ совершает свой подвиг.

- О чем стихотворение «Мужество»?


Клятва

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Июль 1941

Ленинград


Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.

Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства. Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.


- К кому обращается поэтесса? Что она хочет сказать? Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».

В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

В чем особенность поэзии периода ВОв?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выучить стихотворение «Жди меня» К. Симонова наизусть.

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 2. Ю.В. Друнина. «Зинка», М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...», С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить уровень подготовки д\з. Формировать навыки выразительного чтения.



5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство авторов в создании лирики в период войны; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Юлия Друнина.

Зинка.


1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.


- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.


У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.


Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.


2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит


Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.


3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.


***

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

1943


***

Все грущу о шинели,

Вижу дымные сны,

Нет, меня не сумели

Возвратить из Войны.

Дни летят, словно пули,

Как снаряды года...

До сих пор не вернули,

Не вернут никогда.

И куда же мне деться?

Друг убит на войне.

А замолкшее сердце

Стало биться во мне.


***

Целовались.

Плакали

И пели.

Шли в штыки.

И прямо на бегу

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Мама!

Мама!

Я дошла до цели...

Но в степи, на волжском берегу,

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.


***

Два вечера

Мы стояли у Москвы-реки,

Теплый ветер платьем шелестел.

Почему-то вдруг из-под руки

На меня ты странно посмотрел

Так порою на чужих глядят.

Посмотрел и улыбнулся мне:

Ну, какой же из тебя солдат?

Как была ты, право, на войне?

Неужель спала ты на снегу,

Автомат пристроив в головах?

Понимаешь, просто не могу

Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:

Минометы били, падал снег.

И сказал мне тихо дорогой,

На тебя похожий человек:

Вот, лежим и мерзнем на снегу,

Будто и не жили в городах...

Я тебя представить не могу

В туфлях на высоких каблуках!..


Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся Женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания.

Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке, перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание к замученным бедами, хворями, боями «солдатикам», её ровесникам, вроде той Зинки – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки.

- Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).

Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… И на всех уровнях текста это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому, то жёсткий военный марш.

Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.


Работа в группах (анализ частей).

1 группа

- Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив).

- О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата: близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый; родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики; запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённый хлеб, дым, т.е. русская печь. Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны. А с другой - грусть, тоска по дому).

- I часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как? (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении I части даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного)

- От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в I части? (От ритма, заданного автором: затишье – разбитая ель; гнилая, продрогшая земля; разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка; военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страшное сочетание!)

Последняя строфа является связующей между I и II частями.


2 группа

- Какие события нашли отражение во II части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами. (Окружение – атака – бой - гибель Зинки. Окружение – с каждым днём становилось горше – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война – всегда трагедия).

- Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!)

Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты, чёрная рожь). Почему?

- Найдите во II строфе наиболее часто встречающийся звук. Что даёт этот приём? ([р] – имитация грохота боя – ужас происходящего)

- Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»? (Переход к III части; словно даже природа тоскует о смерти молодой, красивой, талантливой девушки).


3 группа

- Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в I части даже грусть светла, то в III она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с I частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе).

- Каким предстаёт образ матери? (Типичный образ матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды).

- Докажите тестом, что война отнимает у людей самое дорогое. (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью – употребление многоточия; восклицательно-вопросительным предложением. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей).

В жизни каждого человека есть близкие женщины: бабушки, матери, сёстры, жёны, дочери, … Любите своих близких! Берегите их!


Исаковский.

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?


Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.


Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.


Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."


Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.


Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.


"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.


Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.


Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."


Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945

Стихотворение Михаила Васильевича Исаковского «Враги сожгли родную хату…» или, как чаще называют в народе - «Прасковья», было написано в 1945 году и впервые опубликовано в 7 номере журнала «Знамя» в 1946 году. Позже, композитор Матвей Блантер написал к нему музыку. Вот так появилась на свет одна из самых задушевных и трогательных песен времен войны. Но судьба у этой песни оказалось сложной. После войны она лишь однажды прозвучала по радио, а затем не исполнялась почти 15 лет…

Лишь в 1960 году известный исполнитель песен военных лет - Марк Бернес - рискнул исполнить «Прасковью» на большом сборном концерте. Песня в его исполнении вызвала настоящую бурю эмоций. Тем не менее, масштабное исполнение было задержано еще на долгих пять лет, пока в 1965 году на «Голубом огоньке» Маршал Чуйков персонально не попросил Марка Бернеса исполнить эту песню. С той поры песня стала регулярно исполняться различными исполнителями, а для Бернеса она стала «визитной карточкой».

Михаил Васильевич Исаковский, услышав песню в исполнении Марка Бернеса написал ему письмо, где есть такие строчки: «Я уже давно собирался написать Вам, но, как видите, собрался только сейчас. Дело в том, что еще в дни, когда у нас отмечалось двадцатилетие Победы над фашистской Германией, я слышал в Вашем исполнении песню Матвея Блантера, написанную на мои слова, - "Враги сожгли родную хату".

Позже, в конце 70-х годов, телезрители всего Советского Союза с нетерпением ожидали на своих голубых экранах одну из любимейших телепередач – «От всей души», которую вела диктор телевидения Валентина Леонтьева (памятник этой удивительной женщине открыт в городе Ульяновске). В одной из передач состоялась встреча летчика-героя с простым деревенским мужиком из-под Воронежа. И весь народ узнал о подвиге Прасковьи Ивановны Щеголевой.

15 сентября 1942 года недалеко от села Семилуки совершил вынужденную посадку подбитый фашистами штурмовик ИЛ-2. Неподалеку от места посадки самолета, на своем огороде, трудилась Прасковья Ивановна со своими детьми и семидесятилетней матерью. Увидев горящий советский самолет, они подбежали к нему и сумели помочь раненному летчику выбраться из кабины. Опасаясь фашистов, Прасковья Ивановна дала летчику гражданскую одежду и показала дорогу к оврагу, где он мог бы укрыться. К тому времени село уже было захвачено фашистами. Только успел летчик скрыться, как к дому Прасковьи на машине подъехали гитлеровцы. Прасковья Ивановна успела предупредить своих близких, что отвечать на вопросы она будет сама. Несмотря на ярость фашистов, они от женщины слышали лишь одно- "не знаю, не видела". Тогда фашисты на глазах матери избили двенадцатилетнего Сашу и заперли его в сарае, откуда он чудом сумел сбежать. Прасковью Ивановну Щеголеву с четырьмя детьми - Полей, Колей, Анной, двухлетней Ниной и племянником Колей и ее мать- Нину Степановну фашисты расстреляли прямо во дворе дома. Но даже перед смертью детей Прасковья Ивановна так и не выдала места, где укрылся неизвестный ей летчик….

На высоком берегу Дона, в городе Семилуки есть невысокий гранитный обелиск на котором прикреплена фотография женщины. Здесь похоронена Прасковья Ивановна, ее четверо детей, племянник и мать.

Этот обелиск- ПАМЯТНИК ВЕЛИЧАЙШЕМУ САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ!

Именно на передаче «От всей души» состоялась встреча спасенного Прасковьей Щеголевой летчика Михаила Тихоновича Мальцева, пилота 825-го штурмового авиационного полка 225-й авиационной дивизии. Михаил Мальцев выжил и прошел всю войну, не зная, какую дорогую цену за его спасение заплатила простая русская женщина….

Описание подвига П.И.Щеголевой стало сюжетом документальной повести Е.Велтистова "Прасковья".

Местные жители называют Прасковью СВЯТОЙ и обратились к местному митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию с просьбой ходатайствовать перед Священным Синодом о канонизации в лике РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ-ВЕЛИКОМУЧЕННИКОВ.-


- Какой сюжет у этого стихотворения? В чем его особенность?



стихотворение С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной»:


Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...


Поэт-фронтовик, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов написал это стихотворение в 1944 году. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах. Познав на себе тяжесть военных будней, Орлов описал их в своих стихотворениях. Кровь, боль, страх близкой смерти преследовали человека на войне постоянно. Но воспоминания о родном доме, о близких людях грели сердца бойцов. Через много лет после окончания войны в лирике Орлова главной темой всё ещё оставалось пережитое на войне и воспоминания о погибших товарищах.

- Какое у рассказчика настроение? Скорбь, героическое, торжественное.

Разберем текст подробнее, проверим правильность нашего понимания.

Строфа 1.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

- Торжественность уже в том, что его не просто похоронили, а «зарыли в шар земной»; его могила – весь земной шар, ему благодарен весь мир.

Строфа 2.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

- Торжественность придают необычные выражения: «ему как мавзолей земля» (а мавзолеи ставят только величайшим героям; тем самым Р приравнивает простого солдата, отдавшего жизнь за мир на земле, к величайшим героям), и мавзолеи - вечная память – «на миллион веков», а его могила - весь земной шар, его окружают Млечные Пути - звезды.

Строфа 3.

На рыжих скатахтучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

- «На рыжих скатах тучи спят» (скаты – бока земного шара), и этот шар окружен грозными силами («грома тяжелые гремя», «ветра разбег берут»), все стихии собрались вокруг мавзолея простого солдата.

Строфа 4.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

- Р подводит итог, вновь подчеркивает, что парень «положен в шар земной», «как будто в мавзолей». И положили его туда «все друзья».

Вывод. Это торжественный гимн, скорбно-героическое восхваление подвига простого солдата.

Итак, сегодня вы познакомились с новым настроением - скорбным. Это настроение может быть ведущим, а может быть оттенком другого настроения.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Читать Воробьев «Убиты под Москвой»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся

Индивидуальная «Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!