Составила: Афанасьева Людмила Николаевна учитель математики МБОУ «Лицей №9 имени А.С.Пушкина» г. Зеленодольск РТ
Предоставить учащимся возможность получения разнообразной практической информации по теме «Решение уравнений, содержащих знак модуля». Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала. Применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач на все виды уравнений. Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе решения уравнений на уроке. Пробудить познавательную активность. Повысить интерес к предмету.
Содействовать формированию умений: применять теорию на практике, делать выводы. Развитие способности учащихся к анализу предоставляемой и получаемой информации, логически выстроенной цепочки рассуждений. Развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли.
Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям. Формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца. Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах.
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС): .
-Правильно использовать термины: уравнение, корень уравнения, модуль числа . Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении уравнений с модулем .
-Каждый ученик должен проводить классификацию уравнений по виду .
-Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения уравнений.
-Использовать изученный материал для решения уравнений в других темах курса.
Устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов. Структурируют знания.Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Овладевают навыками решения проблем. Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты.
Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Тактично управляют поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество. Осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность. В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Осуществляют ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела. Осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач).
Уравнение , что значит «решить уравнение?», корень уравнения, модуль числа, противоположные числа и их модули .
Методы .
По источникам знаний: Словесные, наглядные.
По степени взаимодействия учитель-ученик: Эвристическая беседа.
Относительно характера познавательной деятельности: Репродуктивный, частично –поисковый.
Презентация(проектор) и раздаточный материал.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | 1) включение учащихся в учебную деятельность; 2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: продолжение работы с уравнениями 3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие учащихся. Проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | 1) организовать актуализацию изученного материала, достаточного для построения нового знания: определение уравнения , что значит «решить уравнение?», корень уравнения, модуль числа, противоположные числа и их модули ; 2) зафиксировать актуализированный материал в речи; 3) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение; 4) мотивировать к выполнению пробного действия; 5) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; 6) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Учитель проводит устный опрос по сингапурской системе Quiz-Quiz-Trade (опроси-опроси-обменяйся карточками). Слайд№ 1, Карточка№1 Создает для учащихся проблемную ситуацию. Предлагает учащимся определить вид математической записи. Слайд№ 2 Организует и координирует работу учащихся по определению темы урока. Слайд №3 Вместе с учениками определяет цель урока. Слайд №4. | Участвуют в работе по повторению: проговаривают формулировки и определения. Оценивают себя и выставляют баллы в оценочные листы. Определяют вид математической записи. -Уравнения смодулем. Учащиеся формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
3 Восприятие и осмысление учащимися нового материала. Первичная проверка пониманий. Выявление места и причины затруднения | 1) организовать восстановление выполненных операций; 2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение; 3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.); 4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Объясняет новый материал. Задает вопросы учащимся. -Что общего в этих уравнениях? -Чем они отличаются? -Разделите уравнения на группы -По какому принципу можно разделить уравнения? Слайд№5,6 -Повторим определение модуля. Продолжите фразу: -Модулем положительного числа… -Модулем отрицательного числа… -Модулем нуля… -Чему равен модуль? (примеры) Слайд №7 -Какое число может стоять под знаком модуля? -Заполните пропуски. Слайд№8 -Под знаком модуля стоит выражение с переменной, какое значение оно может принимать? | Отвечают на вопросы учителя -Они содержат модуль. -В правой части стоит положительное число, отрицательное число и нуль. -Группируют уравнения. -Является само число. -Является противоположное число. -Число нуль. -Отрицательное и положительное. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 1)организовать построение проекта выхода из затруднения. 2) учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения); 3) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока; 4) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели и т.д.); 5) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | 1)Предлагает учащимся решить уравнение с модулем. Слайд №9,10,11. -Какова цель? -Какие шаги необходимо сделать для реализации поставленной цели? Эталон решения. Слайды№9,10,11. | Решают предложенные учителем уравнения. -Решить уравнение с модулем. -Составить план решения таких уравнений Оценивают себя и выставляют баллы в оценочные листы. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование |
5. Реализация построенного проекта. | 1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; 2) организовать фиксацию нового способа решения в речи; 3) организовать фиксацию нового способа (с помощью эталона); 4) организовать фиксацию преодоления затруднения; 5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения способа для решения всех уравнений данного типа). | Предлагает решить уравнения совместно с соседом по плечу. Слайд№12,13,14 | Работают в парах над решением уравнений. Оценивают свою работу и работу соседа по парте. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование |
6. Первичное закрепление во внешней речи | 1)организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного типа уравнений с их проговариванием во внешней речи: фронтально. | Организовать проверку полученных результатов. Слайд №12,13,14 | Проговаривают решение и ответ уравнений. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Групповая работа с самопроверкой по эталону. | 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий; 2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом); 3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки; 4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Организовывает работу в группах . Карточка №2 Организовывает работу групп у доски. Контролирует выставление оценок учащимися | Работают в группах над решением уравнений. Представляют классу свою работу и рассказывают решение уравнений. Оценивают себя и выставляют себе оценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Личностные: самоопределение. |
8.Домашнее задание: | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1)Информирует учащихся о домашнем задании: -Написать алгоритм решения уравнения с модулем. -Составить карточку: уравнение с модулем +решение. 2)Контролирует выставление оценок учащимися | Выставляют себе итоговую оценку в оценочных листах | |
9. Рефлексия деятельности на уроке | 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; | Проводит рефлексию: Задает вопросы: -Сегодня я узнал.. -Было интересно.. -Я понял, что… -Было трудно… -Теперь я могу… -Я научился… -У меня получилось… -Я смог… -Я попробую… -Меня удивило… -Мне захотелось.. Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |