Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины. Предметная линия учебников «Школа России». Класс: 2б Учитель: Пахомова Ольга Викторовна Тип урока: открытие «нового» знания Планируемые результаты учебного занятия : Предметные: знать и понимать смысл понятия «метр», усваивать соотношения между единицами измерения длины, уметь практически находить длину предметов с помощью рулетки. Метапредметные :
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point «Метр как единица измерения»; учебник – М. И. Моро, М. А. Бантова. Математика. 2 класс. Ч. 1. – М.: «Просвещение» 2015; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует на успех с помощью четверостишья. Загадывает загадку про медведя. Представляет героя урока (Мишутку–героя русской народной сказки «Три медведя»), как источника различных заданий на уроке. | Учащиеся сигнализируют о готовности к уроку спец. карточками. Учащиеся выделяют существен ную информацию из текста загадки, отгадывая её. | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно – познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. |
Этап актуализации и пробного уч. действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1. Предлагает решить логическую задачу. (слайд №3). - Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля? 2. Организует беседу, выявляющую представления детей о см и дм как единицах измерения. - Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете? - Как соотносятся см и дм? - Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.) Организует практическую работу в парах, направляет и контролирует ход работы. - Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь. - Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах? - Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. | Предлагают способы решения задачи, рассуждают в ходе объяснения её решения. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест вляемого во фрон тальном режиме Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопро сы учителя. Работают с таблицей соотношения мер длины. | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
Этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | 1.Учитель от имени Мишутки предлагает измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №4). - С какими затруднениями вы столкнулись? Учитель делает вывод о необходимости более крупной единице измерения длины и соответствующем приборе измерения. 2. Просит выдвинуть предположе ние о теме предстоящего урока. -Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться. Просит сформулировать цели урока. - Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. | Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают. Дети предполагают: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число. Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. Предполагают цели урока: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
Этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель демонстрирует метровую линейку, объявляет название и показывает форму записи новой единицы измерения. - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а сколько дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр? Организует практическую работу с одним из учащихся с целью выявления соотношений дм и м - Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? Составляет совместно с детьми таблицу соотношений мер длины. (слайд №5) Организует беседу, раскрывающую особенности новой единицы измерения длины. - Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? - Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться. Физминутка (дыхательная гимнастика) | Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре. Составляют с помощью учителя таблицу соотношений мер длины. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест вляемого во фрон тальном режиме Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | ЛУУД: учебно - познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Организует самостоятельную работу учащихся с текстом в учебнике (стр. 13) с целью закрепления материала. Ставит цель работы с текстом и правилом в учебнике. - Прочтите внимательно текст на с.13, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. 2. Организует фронтальный опрос с целью проверка степени усвоения материала. - Ответьте на вопросы: - Что такое метр? - Что можно измерить в метрах? - Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах? - Сколько сантиметров в одном метре? -104 см-это больше или меньше 1 м? Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек. 3. Организовывает выполнение заданий №2 на стр. 13. | Самостоятельно работают с текстом учебника: анализируют материал, выделяют существенное, запоминают таблицу. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест вляемого во фрон тальном режиме. Контролируют правильность ответов обучающихся в соответствии с текстом статьи, оценивают. Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученные ответы. Используют речь для регуляции своего действия. | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | 1. Актуализирует знание содержания сказки «Три медведя» - Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя? - Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …». - Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла. - Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №6). - Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).- Как называются такие слова?- Для кого сошьём одеяльце? Почему? - Для кого сошьём одеяло? Почему? 2.Формирует группы и организует практическую работу учащихся с целью тренировки в измерении с помощью метра длины предмета. Формулирует задания самостоятельной работы учащихся. - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы). - Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы). - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). Учитель направляет и корректирует работу в группах. (слайд №7) Физминутка (для глаз) | Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова Учащиеся актуализируют знания русского языка по теме «Однокоренные слова». Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль. | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
Этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1.Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам с разным уровнем сложности. Оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения. 2. Организует самопроверку учащихся-сравнение с эталоном и дальнейшую самооценку (слайд №8). - Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке. | В зависимости от успешности прохождения предыдущего этапа урока некоторые дети самостоятельно выполняют задания с повышенным уровнем сложности, а некоторые прорабатывают ещё раз базовые задания. - Сравнивают свою работу с правильным решением, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль, самооценку. | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Совместно с учащимися подводит итог урока. - Какую новую единицу измерения длины вы узнали? - Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины? - Чему же равна длина нашей классной комнаты? - Какую работу вам понравилось выполнять? Оценивание учителем работы учащихся. - Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе (слайд №9). | | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения |
Тема: Метр. Соотношение между единицами длины.
Большинство учащихся класса со средним уровнем мотивации к учебной деятельности. В классе есть ребята, имеющие трудности в обучении: быстрая утомляемость, рассеянное внимание, слабое здоровье. Потому урок спланирован с учётом индивидуальных особенностей всех учащихся. С первого этапа урока создан психологический настрой на весь урок.
Сказочный герой Мишутка из сказки «Три медведя» мотивировал учащихся на успех. Соблюдались принципы чередования устной и письменной работы, последовательного перехода от одного этапа урока к другому, от простых заданий к более сложным. Использовались чередование разных видов деятельности второклассников. Презентация позволяла не только актуализировать знания и умения учащихся, но и способствовала повышению познавательной активности.
Структура соответствовала типу урока.
1. Самоопределение к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Физминутка.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Физминутка.
9. Включение в систему знаний и повторение.
10. Информация о домашнем задании.
11. Рефлексия.
Соблюдены требования и нормы СанПиН. Перегрузок дети не испытывали. Демонстрация презентации не превышала 10 минут. Проведено две физминутки. Дыхательная гимнастика по системе М. Корпан позволила наполнить органы кислородом и повысить работоспособность детей. Гимнастика для глаз сняла усталость и напряжённость.
Изучаемый материал имел научный характер, доступен, связан с практикой. Второклассники осознанно использовали математическую терминологию. При изучении новой темы рассматривалась проблемная ситуации, учащиеся сами находили выход из сложившейся ситуации, открывали новые для себя знания. Материал соответствовал уровню подготовленности детей. Темп учебной работы выбран оптимально. Учащиеся активно работали на всех этапах урока.
Использовались формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, которые позволили успешно реализоваться учащимся с разными способностями и подготовкой. Прослеживалась межпредметная связь. Дети самостоятельно проверяли выполненные задания по эталону, адекватно оценивали себя.
Закрепление учебного материала носило дифференцированный характер, предложены разноуровневые задания для групп учащихся. Приветствовалась и поощрялась активность и самостоятельность детей.
План урока выполнен полностью, результаты самостоятельной работы и рефлексия учащихся в конце урока подтверждают, что цель и задачи урока достигнуты.