Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок открытия нового знания | Форма урока: урок – исследование . Форма учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: сравнения, проблемные ситуации, обращение к опыту учащихся, работа в паре, работа с учебником, метод проблемного обучения – диалог. |
Цель урока | Задачи урока |
Создать условия для усвоения правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.
| воспитательные: - воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету. развивающие: - развивать познавательную активность учащихся; - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию; образовательные: - учить сравнивать числа, решать задачи на разностное сравнение чисел; - учить записывать условие и вопрос задачи на схеме, считывать информацию со схемы; - закрепить вычислительные навыки в пределах 10. |
Предполагаемый результат |
Предметный результат | Компетенции / УУД |
- сравнивать числа, решать задачи на разностное сравнение; - записывать условие и вопрос задачи на схеме; - считывать информацию со схемы; - записывать решение задачи; | Личностные УУД: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; – не бояться собственных ошибок; – быть терпимым к чужим ошибкам и другому мнению; Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия; - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем; – анализировать тексты простых задач с опорой на схему. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; – работать в паре; – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; Регулятивные УУД: – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - прогнозировать предстоящую работу ; -контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; – выполнять работу в соответствии с заданным планом; – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология деятельностного метода обучения. Технология оценивания образовательных результатов. | –рисунки с изображением геометрических фигур; - предметные картинки: ёжики, грибы; - красная и белая лента, ножницы. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата | Оценивание/формы контроля |
I Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности( 2 мин.) |
- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; - создает эмоциональный настрой на работу на уроке; | - настраиваются на предстоящую работу в классе; - оценивают готовность к уроку; | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; | Рифмованное начало урока Давайте, ребята, учиться считать, Чтобы скорей математиком стать. Ему по плечу любая работа, Но прежде разучим правила счёта. Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт… | Самооценка готовности к уроку: - готовность к уроку учебных принадлежностей; – правильность и аккуратность расположения предметов на парте;
|
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7 мин.) |
- выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; - обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»; | - сравнивают геометрические фигуры; - объясняют способы сравнения; - сравнивают количество грибов и ёжиков; - делают вывод о том, что выполнить это задание можно различными способами.
- отвечают на вопросы; | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия;
. | – Чего больше на рисунках квадратов или кругов? – Как вы будете сравнивать? (При счете 4 встречается раньше 6, поэтому 4 – Как еще можно сравнить? (Составляя пары, 2 круга остались без пары, значит их больше) – На сколько больше кружков, чем квадратиков? (Без пары остались 2 круга, значит на 2, на 2) На доске равное количество грибов и ёжиков -Сравните количество грибов и ёжиков (одинаково, поровну) - Как это можно записать математическим выражением ?( 3=3) -А теперь попробуйте изменить мой рисунок так, чтобы количество ёжиков отличалось от количества грибов. -Сколько получилось решений. Кто прав? -1й способ уменьшить количество грибов на один. - 2й способ увеличение грибов на 2 .
-Вспомните, без этих двух грибов по отношению к ёжикам было сколько? Столько же! -Подумайте Цветов стало больше на 2. -Что же значит на 2 больше? -Столько же и еще 2. -А на 2 меньше? (побуждение к формированию проблемы) -Столько же, но без 2. | - фронтальный опрос - выяснение готовности класса к изучению нового материала |
III Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин.) |
- активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | - пытаются ответить на данный вопрос, устанавливая взаимно- однозначное соответствие между множеством грибов и ёжиков; - фиксируют затруднение в учебном действии; - ставят цель деятельности. | Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - выдвигать предположения и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - определять и формулировать цель урока с помощью учителя ; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя ; - планировать реализацию целей и задач; | Учитель добавляет большое количество ёжиков и грибов
-Достанется ли каждому ёжику по грибу? -Почему не получается? -В чем затруднение? -Число слишком большое. – Вы видите, что если числа большие, то известный нам способ сравнения не помогает. Поэтому сегодня нам надо вывести такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисления. | Оценка умений определять и формулировать проблему урока: - выявлено место затруднения; - проговорена причина затруднения; - поставлена цель деятельности; . |
IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) ( 7 мин.) |
-создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач; - организует построение проекта выхода из затруднений | - отвечают на вопросы; - составляют план действий; - накладывают одну ленту на другую; - ученик показывает на незакрытую часть белой ленты;
-тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты. -одни предлагают оторвать часть красной полоски; -другие предлагают решить ее действием вычитанием;
- обращаются к рисунку отвечают на вопросы; - делают вывод. | Познавательные УУД: - выдвигать предположения; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание; Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; | – Какую цель ставим? - Что для этого нужно сделать? – Составить план действий. – Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Учитель показывает классу белую и красную ленты. -Какая лента больше, а какая меньше? -На глаз видно, что белая лента длиннее. -Докажите, что белая лента больше. - Как это сделать? - Наложить одну ленту на другую. -Почему вы думаете, что белая лента больше? -Потому что она такая же, как красная и еще остается. -Покажите, на сколько белая лента больше красной. -У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше красной? -Что показывает эта часть белой ленты? -На сколько белая лента, больше чем красная. -А еще что она показывает? - На сколько красная лента меньше, чем белая. -А как мы это нашли? -От белой ленты отрезали длину красной ленты и взяли остаток. -Скажите, ребята, а без ножниц могли бы узнать, на сколько одна полоска больше другой -Обо всем, что мы с вами делали с полосками, можно рассказать на математическом языке. Сейчас узнаете. Итак, белая полоска- количество грибов. -А это сколько? (6) -Верно, пишем. -А красная - количество ёжиков (4) -А это сколько? -Так как же узнать, на сколько 64 или 4 -Какое будем использовать арифметические действия? -Вычитание (6-4=2). -Из большего вычесть меньшее. - Сделаем вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее. | Оценка умений определять и формулировать цель урока, составлять план действий, выбирать способ действий; |
V Реализация построенного проекта ( 6 мин.) |
-организует работу в парах, -обеспечивает контроль за выполнением задания; - организует проверку задания; - организует самооценку. | -читают задание, отвечают на вопросы -работают парами. -представляют результат работы в парах; | Познавательные УУД: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; - осуществлять работу в паре; - вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога; Регулятивные УУД: - искать пути решения проблемы; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - оценивать результаты, анализировать работу; | С 44 № 2 - Как найти разность между длинами двух отрезков?
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что вам нужно было сделать? – Удалось вам выполнить работу? – Вы выполнил всё правильно или были недочёты? – Вы составил всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | - оценка умений выбирать оптимальный вариант для решения проблемы; фиксировать его в языке вербально и знаково; работать парами, представлять результаты работы.
- оценка/ самооценка |
VI Первичное закрепление (7 мин.) |
- организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - составляют задачу по рисунку; - объясняют, что обозначают отрезки на схеме; - проговаривают правило. | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию используя ее для решения поставленной задачи; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания; | На доске рисунок и схема. - Составить задачу по рисунку и объяснить, что обозначают отрезки на схеме. - Как найти разность? | - оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания в практической деятельности; |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (6 мин.) |
- организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний; -организует самопроверку по эталону; -организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | -самостоятельно читают задачу, заполняют схему, записывают решение. - 2-3 ученика, первыми решившие задачу, записывают решение на доске; - осуществляют самопроверку; самооценку -называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Познавательные УУД: - использовать схемы для решения задач; - извлекать информацию из текста; Коммуникативные УУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - слушать и понимать других; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Регулятивные УУД: - решать задание и сравнивать результат с эталоном; - применять алгоритм в самостоятельной деятельности; - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; | Задача № 4 страница 45.
Проверка (ведется обсуждение выполненной работы) – Сравните ваши записи решения задачи с записями на доске. – Получилось ли у вас выполнить задание? – Нашли ли у себя ошибки? – В чём испытали затруднения? – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом (зелёным, жёлтым, красным), как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с самостоятельным заданием. – Как оценили свою работу? Почему? | - самоконтроль, самооценка; - самопроверка ; - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
VIII Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин.) |
- организует рефлексию и самооценку учащихся; - устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; - подводит итог урока, | - осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; - соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | Математический диктант Запишите решение. 1. На сколько число 6 больше 2? Дети пишут: 6 – 2 = 4. 2. На сколько число 10 меньше 9? Дети пишут: 10-9=1. 3. Оле 3 года, а брату 8 лет. На сколько брат старше Оли? Дети пишут: 8 – 3 = 5. - Как вы узнавали, на сколько одно число больше другого? – Какую цель ставили? Достигли цели? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. | - оценка и самооценка работы учащихся на уроке; - рефлексия деятельности |