СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений" 5 класс ФГОС к УМК В.В. Пасечник "Биология.Бактерии, грибы, растения"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"»

Технологическая карта урока по биологии 5 класс


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Давыденко Евгения Александровна

Место работы

МКОУ СОШ №8

Должность

Учитель биологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология. Введение в биологию

Класс

5 класс

Учебник

Учебник: В.В. Пасечник «Биология: Бактеии, грибырастения». 5 класс - М.: Дрофа,Вертикаль 2016


Раздел

Введение

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Методы исследования в биолгии

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Методы исследования в биологии»

  1. Методы исследования в биологии

  2. Приборы и инструменты

  3. Техника безопасности в биологическом кабинете

Воздейст

Учебная задача


Определить методы исследования в биологии. Познакомить обучающихся приборами и инструментами. Ознакомить учащихся с ТБ в биологическом кабинете








Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

  1. Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2016

  1. Никишов В.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы/ В.И. Никишов.-М.: Дрофа,1996.


1.http://www.krugosvet.ru/


2.http://proffi95.ru/


3.http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/

4.http://znanija.com/

5.http://svetlana.pro/

6.http://timuriego.com/



http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.


Техническое обеспечение

-компьютер (Lenovo),

-мультимедийный проектор (Toshiba),

-интерактивная доска (Triumph board).




Этап урока

Краткое описание этапа

Деятельность учителя

Организационный

Устное приветствие.

Проверяет готовность учащихся к  уроку, приветствует их

Проверка домашнего задания.

Анализ выполнения домашнего задания на карточках.

 

Устный фронтальный опрос.

Разбор заданий, вызвавших затруднения при выполнении.

С какими понятиями познакомились на прошлом уроке?

Что изучает биология?

Объясните, что такое биосфера?

Что изучает экология?

Какое практическое значение имеет изучение биологии?

Постановка целей урока, мотивация к деятельности.

Фронтальная беседа.

Как биологи познают живой мир?

Каким одним словом можно назвать приведенные вами примеры?

 Биологи живой мир …

(исследуют)

Хотели бы и вы принять участие в исследовании окружающего нас живого мира?

Изучение нового материала

Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии, рассказ учителя.

 

 

 

 

Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» .Приложение 1

Работа в группах.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо знать основные правила безопасной работы в кабинете биологии.

Рассказывает основные правила безопасной работы в кабинете биологии.

Распределяет учащихся на группы, выдает карточки с практическим заданием для каждой группы.

Контролирует работу групп, в случае необходимости оказывает помощь.

Проверка понимания изученного материала.

Обсуждение результатов работы групп.

Выслушивает выступления, оценивает качество выполненной работы, при необходимости корректирует знания учащихся о методах исследования, отличительных чертах каждого метода.

Физкультминутка

Упражнение на развитие внимания

Проводит физкультминутку (любое упражнение).

Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Рассмотрите рис.5 «Приборы и инструменты биологической лаборатории».

Назовите приборы, которыми вы пользовались при проведении исследования? (пробирка, пипетка, щипцы)

Назовите приборы, которыми вы не пользовались на уроке, но они вам известны.

Назовите приборы, которые вам не известны.

Для чего нужен каждый из изображенных приборов.

Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Объясняет значение понятия «фенология», особенности выполнения домашнего задания:

выполнить задание на стр.14 учебника;

ответить на вопросы после §2.

Оформить лабораторную работу. ТБ

Рефлексия

Обсуждение результатов урока.

Чем занимались на уроке?

С какими видами исследования познакомились?

Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Приведите примеры измерений из повседневной жизни?

Какие виды исследования провели вы?

Интересно ли было заниматься исследованием?

Кому нравится, что в домашнем задании надо провести фенологические наблюдения?



Ресурсы:

Литература для учителя:

1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.

А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005

2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Литература для учащихся:

1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2012.

2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012

3. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Электронные издания:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единая коллекция ЦОР.

Таблица сравнения методов изучения живой природы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

ЭОР №130845 «Измерительные приборы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm






Приложение 1




Лабораторная работа 1. _______________

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Цель: ознакомление с простейшими правилами проведения фенологических наблюдений и обучение основам ведения дневника наблюдений


Ход работы: Работа выполняется группами в сельском парке или на территории школьного двора


Задание 1

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад.

  2. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?


Задание 2

1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине парка), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.

2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?


Задание 3

1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.

2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.


Задание 4

1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.


Задание 5

1. Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.

2. Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.




По результатам выполнения заданий и заслушивания отчетов каждой группы заполните таблицу:



Параметры для наблюдений

Результаты наблюдения

1

Деревья, у которых начался листопад




2

Участки кроны с обильным листопадом




3

Места роста растения с активным листопадом




4

Растения в состоянии цветения




5

Растения в состоянии плодоношения




6

Примеры приспособлений у животных к сезонным изменениям в природе









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!