Организационный момент Мотивация учебной деятельности Слушание муз. произведения: | Музыкальное приветствие: Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок! Здравствуйте ребята! - Ребята, сегодня мы совершим поход в концертный зал. - Какие музыкальные инструменты вы знаете? Мы будем слушать музыку, но только солировать будет один инструмент, а какой отгадайте из музыкальной загадки. (Играет музыка, читаю стих – загадку) Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны. Мотив журчит издалека, Поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка… Звучит мечтательный мотив, Его играет … (скрипка) Правильно. - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? - Попробуйте сформулировать тему урока. Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка» (слайд) - Как вы думаете какова будет цель нашего урока? - А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки. | - Здравствуйте (отгадывают стих – загадку) (о скрипке) (размышляют над темой и целями урока) | РУУД – постановка цели и темы урока |
Изучение нового материала Слушание муз. произведения: «Волшебный смычок» - норвежская народная песня Вокально- хоровая работа Видеозапись: П.И.Чайковский «Мелодия» Видеозапись: «Каприз» Н. Паганини | - Ребята, а кто знает, почему этот музыкальный инструмент называют струнным? Струнными инструменты называются из-за жильных, проволочных или нейлоновых струн, натянутых на инструмент. Если вы ударяете по струнам, проводите по ним смычком, защипываете или просто бренчите, инструмент издает звук, который акустически или электрически усиливается. - Посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». (слайд) Попробуйте устно описать этот инструмент. Из чего он состоит? - Скрипка состоит из грифа, верхнего овала, талии, завитка, нижнего овала, обечайки, корпуса и струны. (слайд) - Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянутые конские волосы. - Смычок скрипач плавно и непрерывно ведет по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят — скрипка поет. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка, кажется, что скрипка что-то рассказывает. - Я предлагаю вам прослушать песню, подумайте как она может называться? «Волшебный смычок» - норвежская народная песня - Какое название вы бы дали этой песне? - Да, правильно «волшебный смычок» а как вы поняли о чем эта песня? - Сегодня мы разучим эту песню, но с начало распоемся. Артикуляционная гимнастика Распевание слога ЛЁ на мелодии песни Разучивание песни по фразам Исполнение 1-го куплета - Ребята, почему же музыкант не продал скрипку? -Скрипка для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство. - А почему люди думали, что смычок у скрипача волшебный? - У нас тоже есть множество великих скрипачей, которых считают волшебниками: и один из них это П.И.Чайковский (слайд) -Я предлагаю вам послушать «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Представьте, себя в роли скрипачей, передайте настроение музыки своей игрой на скрипке. Просмотр видеозаписи П.И.Чайковского «Мелодия» - О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт? - Легендами овеяно еще одно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини (слайд) – Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты. – Сейчас мы с вами просмотрим виртуозную скрипичную пьесу Никколо́ Паганини «Каприз», послушайте и скажите какой у нее характер? Звучит «Каприз» Н. Паганини – Ребята, как звучит эта музыка? – Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно. – С каким природным явлением вы её можете сравнить? – Хорошо, молодцы. - Я предлагаю выполнить творческое задание. Разгадать кроссворд. Вопросы: 1. Кого считают королевой оркестра? 2. Где жили лучшие скрипичные мастера? 3.Какой великий композитор смог сыграть на скрипке с одной струной? 4. На что похож тембр скрипки? | (потому что у него есть струны) (рассматривают картину и описывают, из чего она состоит) (просмотр строения скрипки) (слушают песню, придумывают название, анализируют содержание песни ) (разучивают, исполняют разученный куплет)
(Благодаря скрипке у музыканта были друзья. Которые рады были встрече с ним)
(Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка) (просмотр видео и импровизация игры на скрипке под музыку) (настроение оживления, волнения, пробуждения, мечтательности, поэтичности) (слушают, запоминают, узнают интересные факты из жизни композитора) (просмотр видео, анализируют музыкальное произведение) (разгадывают кроссворд) | РУУД - формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия РУУД - совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений |