№ слайда | Тема слайда | Действия учителя | Работа детей |
1. | Вход | «Вальс Золушки» Прокофьев | Вход Приветствие |
2. | Проверка пройденного материала | Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам опер и балетов. Мы уже познакомились с музыкой и героями нескольких опер. Выполните небольшое задание. Соедини стрелочками название оперы и ее композитора. (Приложение) | Выполнение работы |
3. | Введение в тему урока | Вы, конечно, читали сказку Шарля Перро «Спящая красавица» или смотрели мультфильм? Петр Чайковский написал музыку к одноименному балету. Она поможет нам почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке. | |
4. | Тема урока | Как мы назовем тему нашего урока? Мы с вами должны будем узнать, как музыка рисует характеры героев и их чувства? Какие задачи вы поставите себе на урок? | Постановка задач на урок |
5. | О балете | балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889, представлен публике в 1890. | Изучение нового материала |
6. | Действующие лица | Главные действующие лица балета: принц Дезире, принцесса Аврора, король Флорестан, королева, злая фея Карабосс и добрая фея Сирень. | |
7. | Сюжет балета | Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей и вот, королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье, что когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, а добрая фея Сирень, сказала, что она не умрет, а уснет. Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу, она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула. | |
8. | Сюжет балета | Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос. | |
9. | вступление к балету | С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления? СЛУШАНИЕ: вступление к балету (интродукция) С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления? Похожи они или различны? (контрастны) В чем проявляется контрастность музыкальных тем двух фей? (Откройте учебники на стр. 86 - 87) Рассмотрите нотные записи, попытаться «исполнить» темы феи Карабос и феи Сирени. Светлую, ласковую, успокаивающую тему феи Сирени можно напеть с учащимися. А тему феи Карабос, вероятно, лучше передать в движении. Еще раз более внимательно посмотреть нотную запись и постараться определить особенности каждой из тем: разницу в темпах (это первое, что прочитывается детьми), разную динамику (три forte — в теме феи Карабос и piano — в теме феи Сирени), разные штрихи (отрывистые, короткие, резкие звуки в первой теме и плавное движение мелодии — во второй). | Слушание Ответы детей Работа с учебником Пение Пластическое интонирование |
10. | Вальс | В балете «Спящая красавица» Чайковского, как и в балете «Золушка» Прокофьева, главные события происходят на балу. СЛУШАНИЕ: вальс – аллегро | Пластическое интонирование Слушание Ответы детей |
11. | Финал 1 действия | Сейчас вам понадобится фантазия, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Прослушайте финал первого действия балета. Представьте себе все происходящее на сцене. Чем заканчивается действие? СЛУШАНИЕ: Финал 1 действия Звучит ли вальс? Слышны ли знакомые интонации? В связи с чем изменилась мелодия вальса? Как и когда появилась тема феи Карабос? Как музыка передает то, что происходит с Авророй, и какие чувства переживают гости? Чем заканчивается действие балета? Вся сцена звучит в подвижном темпе (скоро, живо), но как меняется в ней настроение… От безмятежно-светлого, радостного состояния — через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влекущего за собой смятение, скорбь, отчаяние, — к светлому, нежному звучанию, полному надежды и вместе с тем незавершенности. | Слушание Ответы детей |
12. | Вывод | Как вы понимаете слова «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»? Как музыка рисует характеры героев и их чувства? | Ответы детей |