СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки по теме "Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»", 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки по теме "Балет  П. И. Чайковского «Спящая красавица»", 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки по теме "Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»", 3 класс»

Урок 21

Тема: Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»

Задачи:

Обучающая: узнать, как музыка рисует характеры героев и их чувства.

Развивающая: уметь анализировать фрагмент оперы, сравнивать музыку главных героев: феи Карабос и феи Сирени.

Воспитательная: воспитание грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству, любви к музыке русских композиторов.

Музыкальный материал: вступление к балету, вальс – аллегро, финал 1 действия балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Ход урока:

№ слайда

Тема слайда

Действия учителя

Работа детей

1.

Вход

«Вальс Золушки» Прокофьев

  • Вальс, какого композитора пригласил вас на урок? Чайковского из «Детского альбома» или Прокофьева вальс Золушки?

Вход

Приветствие

2.

Проверка пройденного материала

Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам опер и балетов. Мы уже познакомились с музыкой и героями нескольких опер. Выполните небольшое задание.

Соедини стрелочками название оперы и ее композитора. (Приложение)

Выполнение работы

3.

Введение в тему урока

Вы, конечно, читали сказку Шарля Перро «Спящая красавица» или смотрели мультфильм?

Петр Чайковский написал музыку к одноименному балету. Она поможет нам почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке.


4.

Тема урока

  • Как мы назовем тему нашего урока?

  • Мы с вами должны будем узнать, как музыка рисует характеры героев и их чувства?

  • Какие задачи вы поставите себе на урок?

Постановка задач на урок

5.

О балете

балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889, представлен публике в 1890.

Изучение нового материала

6.

Действующие лица

Главные действующие лица балета: принц Дезире, принцесса Аврора, король Флорестан, королева, злая фея Карабосс и добрая фея Сирень.


7.

Сюжет балета

Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей и вот, королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье, что когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, а добрая фея Сирень, сказала, что она не умрет, а уснет. Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу, она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула.


8.

Сюжет балета

Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.


9.

вступление к балету

С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления?

СЛУШАНИЕ: вступление к балету (интродукция)

  • С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления?

  • Похожи они или различны? (контрастны)

  • В чем проявляется контрастность музыкальных тем двух фей? (Откройте учебники на стр. 86 - 87)

Рассмотрите нотные записи, попытаться «исполнить» темы феи Карабос и феи Сирени. Светлую, ласковую, успокаивающую тему феи Сирени можно напеть с учащимися. А тему феи Карабос, вероятно, лучше передать в движении.

Еще раз более внимательно посмотреть нотную запись и постараться определить особенности каждой из тем: разницу в темпах (это первое, что прочитывается детьми), разную динамику (три forte — в теме феи Карабос и piano — в теме феи Сирени), разные штрихи (отрывистые, короткие, резкие звуки в первой теме и плавное движение мелодии — во второй).

Слушание


Ответы детей


Работа с учебником


Пение


Пластическое интонирование

10.

Вальс

В балете «Спящая красавица» Чайковского, как и в балете «Золушка» Прокофьева, главные события происходят на балу.

  • Продирижируйте музыкой вальса.

  • Как меняется музыка вальса с появлением интонации Феи Карабос?

СЛУШАНИЕ: вальс – аллегро

Пластическое интонирование


Слушание

Ответы детей

11.

Финал 1 действия

Сейчас вам понадобится фантазия, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Прослушайте финал первого действия балета. Представьте себе все происходящее на сцене. Чем заканчивается действие?

СЛУШАНИЕ: Финал 1 действия

Звучит ли вальс? Слышны ли знакомые интонации? В связи с чем изменилась мелодия вальса? Как и когда появилась тема феи Карабос? Как музыка передает то, что происходит с Авророй, и какие чувства переживают гости? Чем заканчивается действие балета?

Вся сцена звучит в подвижном темпе (скоро, живо), но как меняется в ней настроение… От безмятежно-светлого, радостного состояния — через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влекущего за собой смятение, скорбь, отчаяние, — к светлому, нежному звучанию, полному надежды и вместе с тем незавершенности.

Слушание

Ответы детей

12.

Вывод

Как вы понимаете слова «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»?

Как музыка рисует характеры героев и их чувства?

Ответы детей