СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки Покров. Осенины. Фольклорный праздник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки Покров. Осенины. Фольклорный праздник.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки Покров. Осенины. Фольклорный праздник.»

ФИО автора материала: Добрянская Лидия Хуррамовна

Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ

ИМ. В.В.БРЕСЛАВЦЕВА»

Должность автора: учитель начальных классов


Предмет: музыка, 4 класс.

Тема: Покров. Осенины .Фольклорный праздник.

Раздел программы: «О России петь – что стремиться в храм».

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: традиционная

Образовательная цель урока: обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;

Деятельностная цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти; воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни; развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения музыки.

Задачи урока:

Образовательные: проиллюстрировать покровские обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков;

Развивающие: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

Воспитательные: пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины;

Результат деятельности учащихся: обучающиеся должны усвоить особенности русского народного праздника – Покров, знать особенности и значение обрядовых действий, совершаемых на этом празднике.

Средства обучения: проектор, ноутбук, акустические колонки, деревянные ложки, трещотки, барабаны, фонограммы (+ и -) русских народных песен, презентация.


Технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Орг. момент

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Слайд1

-А теперь «Умные глазки», посмотрите внимательно на экран.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.


Предметные: умение исполнять известное музыкальное


Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем


Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

Слайд2

Что изображено на этом слайде?

-Как можно одним словом назвать все происходящее?

-Какие праздники вы знаете?

-В какое время года их празднуют?

-Какие праздники отмечают осенью?

- Что можете рассказать об этом празднике?

- О чем мы будем говорить на уроке?

-Итак, тема нашего урока?( «Покров. Осенины .Фольклорный праздник.»)

-А кто-нибудь знает как появился этот праздник?

-Что же мы тогда нового узнаем?

Значит цель нашего урока….

(-усвоить особенности русского народного праздника Покров.

-познакомиться с народными традициями, обычаями.)

Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме урока.


Задачи: (формулир. дети)

1. Беседуем о народных праздниках

2. Слушаем народные песни

4. Высказываем свое мнение

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора


Предметные: формирование музыкальной памяти


Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Объяснение новой темы

Звучит Акафист Покрову Богородицы

Слайды4-13

В одной далёкой стране в городе Константинополе жили христиане. Событие, о котором пойдёт речь, случилось 1000 лет назад. На город Константинополь напало большое и сильное войско врагов, которые хотели захватить город и уничтожить его жителей. Силы христиан были неравны, и тогда они собрались в храме и молились о спасении и помощи Богу и Царице Небесной Богородице. Грустно и торжественно горели свечи. Вдруг один святой человек увидел то, что не могли видеть остальные люди: Пресвятая Дева, озарённая небесным светом, вместе с ангелами прошла над всеми, кто был в храме, и, опустившись на колени, стала просить Своего Сына Иисуса Христа о том, чтобы Он услышал и защитил каждого человека, молящегося Ему, помог каждому, кто просит Её помощи. Затем Она сняла со своей головы блистающее покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Богородица сияла небесной славой, а покров в руках Её блистал ярче лучей солнечных.

Это видение показало, что люди, искренне верующие и молящиеся Богу и Богородице, не останутся без их помощи, а город Константинополь тогда был избавлен от врагов.

Скоро и на Руси, как тогда называли нашу Россию, в день 14 октября стали праздновать праздник Покрова, потому что Богородица всегда помогала русским людям побеждать врагов. Невидимо простирается Её Святой Покров и над всеми нами. Поэтому благодарные русские люди всегда начинали любой праздник с молитвы, со службы в церкви.

-Давайте послушаем запись «Богородице, Дево, радуйся», распев монахов Оптиной пустыни.

Много чудес совершил Покров Богородицы на Русской земле.

Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди.

Слайды 14-18


-Покров.


Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе.


Слушают рассказ учителя.


Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в анализе


Ответы:

-светлая, возвышенная, спокойная

-в церкви

-церковные певчие а капелла

- чтобы напомнить людям о вечном и святом


-Во поле берёза стояла.

Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.


Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)


Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя


Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки


Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи


Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа.


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Закрепление новой темы

Слайд19

С Покрова дня в деревнях начинали играть свадьбы. В этот день девушки невесты считали своим непременным долгом сходить в церковь и поставить свечку к образу Богородицы. В этот день молодые ребята присматривали будущих невест. Делали они это, играя в старинные игры.

Давайте и мы с вами поиграем в старинную обрядовую игру «Бояре».


Выходят 6 мальчиков и 6 девочек

Песня-игра «Бояре»

Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга. При озвучании первой строчки текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам. Произносится вторая строка – они пятятся назад. Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же. конец каждой строчки – притопывают ногой.


Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)


Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.


























В старой русской деревне приход Покрова означал завершение всех уборочных работ, начало молодежных посиделок. Их еще звали Осенины. Я предлагаю вам тоже стать участниками таких посиделок.

Слайд 23

На посиделках девушки занимались рукоделием: пряли, вышивали. А чтобы было не скучно-пели песни, играли, загадывали загадки, рассказывали небылицы…


Мальчики. бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки. бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Мальчики. бояре, нам невеста нужна

Молодые, нам невеста нужна

Девочки. бояре, а какая вам нужна?

Молодые, а какая вам нужна?

Мальчики. бояре, нам вот эта нужна!

Молодые, нам вот эта нужна!

Девочки. бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

Мальчики. Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

Девочки. Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

Мальчики. Бояре не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда!



Закрепление новой темы

Ребята, а вы знаете небылицы? А, что это такое? Кто хочет нам их рассказать?

Выходят 2 мальчика и рассказывают небылицы

1.Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

  1. Выбегла дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

1. Кнут схватил собаку

Парить мужика,

А мужик со страху –

Бац под ворота.

2 . Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны с бабами

На пожар спешат.


Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.


Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)


Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя


Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки




Ребята , вы любите сказки читать?

А давайте мы сейчас проинсценируем сказку

Инсценировка песни «Жил-был у бабушки серенький козлик…»


Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)


Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя



Прослушивание песни

Конечно не один праздник или посиделки не обходился без хорошей песни. Предлагаю вам послушать песню «Ягодка-малинка».

Сегодня мы с вами разучим эту песню, но прежде я хочу спросить у вас, можем ли мы увидеть и прочитать песню?

При помощи чего записывают музыку композиторы?

-Как называется строчки, на которых расположены ноты?

-Как называется музыкальный ключ?




Работа над голосовым аппаратом

Работа со скороговоркой

Дыхательная гимнастика «Филин»

Веники, веники, да веники-помелики,

Да по печи валялися, да с печи оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила, Я Гавриле говорила.



Разучивание песни

Поют вместе под минус

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!


Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!

Поют по одному куплету на каждый ряд-группу

Каждому ряду раздаю муз.инструменты (ложки,трещетки т.д)


Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценка работы на уроке

Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.

Какая цель нашего урока была?

-Достигнута цель или нет?

- Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Покров»?

-В чём особенность этого праздника?

- Кому еще вы о нем расскажете?

- Чем он вас удивил?

-Что вам понравилось?

-Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?

С Покровом вас я поздравляю,

Хочу удачи пожелать,

Любить и верить, бед не зная,

И веру в Бога не терять!

Пусть Богородица закроет

Вас от болезней и беды.

А всё нечистое, плохое

Растает просто, словно дым


Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции

Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Домашнее задание

Что бы закрепить ваши знания я предлагаю вам дома нарисовать праздник «Покров»


Воспринимают д/з и записывают в дневники

Познавательные : владение навыком поиска информации;

Регулятивные: способность к самоконтролю.




10