Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Орг. момент | Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Слайд1 -А теперь «Умные глазки», посмотрите внимательно на экран. | Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Предметные: умение исполнять известное музыкальное Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
Актуализация знаний. Постановка целей и задач. | Слайд2 Что изображено на этом слайде? -Как можно одним словом назвать все происходящее? -Какие праздники вы знаете? -В какое время года их празднуют? -Какие праздники отмечают осенью? - Что можете рассказать об этом празднике? - О чем мы будем говорить на уроке? -Итак, тема нашего урока?( «Покров. Осенины .Фольклорный праздник.») -А кто-нибудь знает как появился этот праздник? -Что же мы тогда нового узнаем? Значит цель нашего урока…. (-усвоить особенности русского народного праздника Покров. -познакомиться с народными традициями, обычаями.) | Включаются в беседу. Делают предположения о предстоящей теме урока. Задачи: (формулир. дети) 1. Беседуем о народных праздниках 2. Слушаем народные песни 4. Высказываем свое мнение | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора Предметные: формирование музыкальной памяти Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
Объяснение новой темы | Звучит Акафист Покрову Богородицы Слайды4-13 В одной далёкой стране в городе Константинополе жили христиане. Событие, о котором пойдёт речь, случилось 1000 лет назад. На город Константинополь напало большое и сильное войско врагов, которые хотели захватить город и уничтожить его жителей. Силы христиан были неравны, и тогда они собрались в храме и молились о спасении и помощи Богу и Царице Небесной Богородице. Грустно и торжественно горели свечи. Вдруг один святой человек увидел то, что не могли видеть остальные люди: Пресвятая Дева, озарённая небесным светом, вместе с ангелами прошла над всеми, кто был в храме, и, опустившись на колени, стала просить Своего Сына Иисуса Христа о том, чтобы Он услышал и защитил каждого человека, молящегося Ему, помог каждому, кто просит Её помощи. Затем Она сняла со своей головы блистающее покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Богородица сияла небесной славой, а покров в руках Её блистал ярче лучей солнечных. Это видение показало, что люди, искренне верующие и молящиеся Богу и Богородице, не останутся без их помощи, а город Константинополь тогда был избавлен от врагов. Скоро и на Руси, как тогда называли нашу Россию, в день 14 октября стали праздновать праздник Покрова, потому что Богородица всегда помогала русским людям побеждать врагов. Невидимо простирается Её Святой Покров и над всеми нами. Поэтому благодарные русские люди всегда начинали любой праздник с молитвы, со службы в церкви. -Давайте послушаем запись «Богородице, Дево, радуйся», распев монахов Оптиной пустыни. Много чудес совершил Покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Слайды 14-18 | -Покров. Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе. Слушают рассказ учителя. Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в анализе Ответы: -светлая, возвышенная, спокойная -в церкви -церковные певчие а капелла - чтобы напомнить людям о вечном и святом -Во поле берёза стояла. | Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями) Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
Закрепление новой темы | Слайд19 С Покрова дня в деревнях начинали играть свадьбы. В этот день девушки невесты считали своим непременным долгом сходить в церковь и поставить свечку к образу Богородицы. В этот день молодые ребята присматривали будущих невест. Делали они это, играя в старинные игры. Давайте и мы с вами поиграем в старинную обрядовую игру «Бояре». | Выходят 6 мальчиков и 6 девочек Песня-игра «Бояре» Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга. При озвучании первой строчки текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам. Произносится вторая строка – они пятятся назад. Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же. конец каждой строчки – притопывают ногой. | Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной) Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
| В старой русской деревне приход Покрова означал завершение всех уборочных работ, начало молодежных посиделок. Их еще звали Осенины. Я предлагаю вам тоже стать участниками таких посиделок. Слайд 23 На посиделках девушки занимались рукоделием: пряли, вышивали. А чтобы было не скучно-пели песни, играли, загадывали загадки, рассказывали небылицы… | Мальчики. бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли. Девочки. бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли? Мальчики. бояре, нам невеста нужна Молодые, нам невеста нужна Девочки. бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна? Мальчики. бояре, нам вот эта нужна! Молодые, нам вот эта нужна! Девочки. бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят. Мальчики. Бояре, а мы к доктору сведём. Молодые, а мы к доктору сведём. Девочки. Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится. Мальчики. Бояре не валяйте дурака. Отдавайте нам невесту навсегда! | |
Закрепление новой темы | Ребята, а вы знаете небылицы? А, что это такое? Кто хочет нам их рассказать? | Выходят 2 мальчика и рассказывают небылицы 1.Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Выбегла дубина С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. 1. Кнут схватил собаку Парить мужика, А мужик со страху – Бац под ворота. 2 . Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны с бабами На пожар спешат. | Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями) Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки |
| Ребята , вы любите сказки читать? А давайте мы сейчас проинсценируем сказку | Инсценировка песни «Жил-был у бабушки серенький козлик…» | Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями) Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя |
Прослушивание песни | Конечно не один праздник или посиделки не обходился без хорошей песни. Предлагаю вам послушать песню «Ягодка-малинка». Сегодня мы с вами разучим эту песню, но прежде я хочу спросить у вас, можем ли мы увидеть и прочитать песню? При помощи чего записывают музыку композиторы? -Как называется строчки, на которых расположены ноты? -Как называется музыкальный ключ? | | |
Работа над голосовым аппаратом | Работа со скороговоркой Дыхательная гимнастика «Филин» | Веники, веники, да веники-помелики, Да по печи валялися, да с печи оборвалися. Кум Гаврила, кум Гаврила, Я Гавриле говорила. | |
Разучивание песни | Поют вместе под минус По малину в сад пойдем, В сад пойдем, в сад пойдем, Плясовую заведем, Заведем, заведем.
Припев: Солнышко на дворе, А в саду тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка! Как малины наберем, Наберем, наберем, Пирогов мы напечем, Напечем, напечем.
Пирогов мы напечем, Напечем, напечем. Всех соседей позовем, Позовем, позовем! | Поют по одному куплету на каждый ряд-группу Каждому ряду раздаю муз.инструменты (ложки,трещетки т.д) | |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы на уроке | Обращение к цели урока. Подведение к самооценке. Какая цель нашего урока была? -Достигнута цель или нет? - Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Покров»? -В чём особенность этого праздника? - Кому еще вы о нем расскажете? - Чем он вас удивил? -Что вам понравилось? -Что было сложно? Что особенно удалось на уроке? С Покровом вас я поздравляю, Хочу удачи пожелать, Любить и верить, бед не зная, И веру в Бога не терять! Пусть Богородица закроет Вас от болезней и беды. А всё нечистое, плохое Растает просто, словно дым | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности. Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Домашнее задание | Что бы закрепить ваши знания я предлагаю вам дома нарисовать праздник «Покров» | Воспринимают д/з и записывают в дневники | Познавательные : владение навыком поиска информации; Регулятивные: способность к самоконтролю. |