СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Ритм и размер музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное  представление  о ритме  как о  средстве  музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающая:   раскрыть  выразительное и изобразительное значение ритма, осознать связь ритма с    другими элементами музыкального языка. Умение уч-ся находить  связь музыки с математикой.

Коррекционно-развивающая:Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся, развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие  соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей,  музыкально-эстетического вкуса.

Воспитательная:  воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

План урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

  2. Вхождение в урок.Коммуникативная игра

  3. Актуализация опорныхзнаний учащихся по теме урока.

  4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

  5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

  6. Итог урока

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Ритм и размер музыки"»

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Ритм и размер музыки» по программе VIII вида автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СШ№17 городского округа – город Камышин Волгоградской области

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающая: раскрыть выразительное и изобразительное значение ритма, осознать связь ритма с другими элементами музыкального языка. Умение уч-ся находить связь музыки с математикой.

Коррекционно-развивающая:Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся, развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей, музыкально-эстетического вкуса.

Воспитательная: воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

План урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

  2. Вхождение в урок.Коммуникативная игра

  3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

  4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

  5. Физ.минутка

  6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

  7. Итог урока.

  8. Рефлексия.








Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа. Оборудо-

вание.

До

зи

ро

в

ка

в

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Приветствие.


2

Здравствуйте, ребята!


«Здравствуйте, Любовь Анатольевна!»


Принятие социальной роли обучающихся.

2.Вхождение в урок

Коммуни-

кативная игра










3

Дети стоят по кругу. Учитель берет обучающегося, стоящего справа (слева) за руку и поёт первый куплет, ритмично раскачивая сомкнутые руки в такт с музыкой (вперед-назад):

Как здорово, что все мы здесь

Собрались, собрались.

Ты мне, (имя ребенка), улыбнись,

Улыбнись!

И так все 7 куплетов, пока все дети не сомкнут руки в одну ритмично раскачивающуюся цепочку.

Окончание: (речитативом) Все мы с вами снова вместе! Ура!

(сцепленные руки поднимаем вверх)

Затем этот обучающийся берет за руку рядом стоящего и проделывает то же самое (поет и раскачивает сомкнутые руки)….












Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.


Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения


3.Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
















Презента

ция ребусы с математическими названиями

Слайд

1 - 6 .












Слайд 7




Слайд 8


5

У.-Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке?

На предыдущих уроках мы с вами говорили о средствах муз выразительности. Сегодня мы познакомимся ещё с одним из них. Но прежде вспомним о нотах, без которых не могло быть музыки.

У.- Подумайте, ребята и скажите, с какими учебными предметами может дружить музыка?

У.-Чтобы записать слова – мы используем буквы, чтобы записать числа – цифры, а музыку (музыкальные звуки) мы записываем нотами. Предлагаю вам отгадать ребусы с математическими терминами и найти в словах ноты.

1.Математический знак действия вычитания. 2. Геометрическая фигура с тремя углами.

3.Древнегреческий философ, установивший связь между математикой и музыкой.

4.Часть числа (доля).5.Отгадайте шараду: 

С буквой Н, мои друзья, ничего не значу я,

Н на С перемените - смело в суп меня кладите

6.Каким свойством обладают данные фигуры?

Учитель: Мы получили названия нот. А сколько их? Мы повторили математические термины и названия и расположение нот на нотном стане


Учитель: Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Какие длительности нот вы знаете?



(ответы детей)






(Перечисляют предметы, среди них - математика).









(минус).

реугольник).




(Пифагор)




(соль).


(симметрия).


(7).





(целая, половинная, четвертная, восьмая)

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами




Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 


4.Открытие новых знаний

и первичное закрепление

полученных знаний.






Попевка «В нашем классе десять стульев»







































Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры Песня «Осень»



фрагмент

Марш



фрагмент Вальс.





20

У. Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и считать, но и слушать, и петь. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споём попевку в разных жанрах.

Попевка «В нашем классе десять стульев» (исполняется как полька, вальс)

Ребята как вы отличили вальс от польки

Совершенно верно.

Тема нашего урока ритм и размер музыки.

Учитель:Окружающий нас мир полон ритмов . Оглядитесь вокруг: ритмично наше дыхание, ритмично звучат шаги, шумит море , поют птицы … Приведите свои примеры ритмичного в нашей жизни.

Когда мы произносим слово ритм, наши мысли обращаются к музыке и это вполне понятно: ведь ритм – один из важнейших элементов музыки.

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм. 


А что же такое ритм? 

Серёжа нам подготовил сообщение о ритме.


Вы знаете, что все звуки можно записать в определённый ритмический рисунок.

Ритм – одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определённый жанр, характер. Сегодня, я предлагаю вам убедиться, что между музыкой и математикой существует связь.

У. Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием. Размер в музыке. Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4

Определяем размер




У.А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить её музыкальный размер. Правильно сели и…

Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.

- Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.








Обучающиеся исполняют попевку «В нашем классе десять стульев»

(по ритму)






(ответы обучающихся)










(сообщение)

Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Ритм может быть любой.


Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.

И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.




(Определить размер)






Поём все вместе. Отдельно девочки, мальчики. По цепочке.





( слушаем марш)





(слушаем вальс)







Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства


Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 







Использовать информационные ресурсы для поиска информации.
















-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;







-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;


5.

Физ. минутка

Физ.

минутка

(под баян)





2

- А теперь покажите эти ритмы в движениях.



Учащиеся выполняют задание: прохлопывают ритмические рисунки: вальс, марш.


выполняют движения под музыку.

Умение планировать и регулировать свою деятельность

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.





































































Слайд 9














































игра «Узнай размер». Аудио Диск



8











































В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.
Например, взгляните на орнамент, его элементы повторяются – значит, он ритмичен.

У. Ребята. А где ещё мы можем увидеть ритм?

У. Все  в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм-сон и бодрствование, или утро, день, вечер и ночь. Смена времен года - это ритм планеты. Мир наполнен разными ритмами, подумайте, какие примеры ритмов вы могли бы еще привести.
У.Сегодня нас с вами интересует музыкальный ритм.
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и.т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... и так далее, в зависимости от размера. Но про музыкальные размеры мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернемся к ритму.

У. В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда..



У.Как же они характеризуются?













Вспомнить песни с цифрами и определить размер

  • Дважды два

  • Раз ступенька

  • К четырём прибавить два

  • Жили у бабуси















Анализируют орнамент



-Орнаменты мы можем видеть на одежде, посуде, в архитектуре (например решетка и ограды парков)




(Время года, часы…






Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.



Ритм заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать

-Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, покачивающий. Как лодка на волнах.

Обратная связь (дети показывают карточки)


















Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами



- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.




Использовать информационные ресурсы для поиска информации.






-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;



-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


7.Итог урока.











8.Рефлек

сия.



















Слайд 10



3













2

Что такое ритм?

С какими размерами музыки мы познакомились сегодня?

Существует ли связь музыки и математики?

Правильно! Молодцы!

Музыкальный размер- это количество долей в такте.

Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

- Итак, что нового вы узнали на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

-О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

-Закончите фразу.




Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке!

Ответы учащихся.








Записывают определение.


Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Было интересно

Испытывал трудности

Еще хочу узнать

Справился со всеми заданиями




Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Устанавливать причинно следственные связи.