Изучение нового материала СЛАЙД 3 Слушание музыкальных произведений и художественно-педагогический анализ (20 мин.) Фронтальная работа СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙДЫ 6,7,8,9 Групповая работа СЛАЙД 10,11 | А теперь открываем наши учебники на стр.52..(Читаем название раздела) Перелистываем страницу(стр.54) Находим стихотворение Геннадия Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка». Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились?» -Молодцы ребята! А давайте теперь посмотрим на страницу 55. Давайте проанализируем картину Бориса Михайловича Кустодиева «Деревенский праздник» В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещотки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры). Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. В 18-19 и начале 20вв, балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы, а также изображения балалайки на лубочных картинках и др. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца. -Ребята, как вы думаете нужна ли нас с вами народная музыка? - А почему она нужна? Подвожу детей к выводу о роли народной музыки в жизни человека. Предлагаю….вам …вместе со мной выучить р.н.п. «Калинка» (1 куплет). – Вы готовы петь, ребята? Организует вокально-хоровую работу над песней. Обращает внимание на разнохарактерность запева и припева. -А теперь давайте продумаем движения, характерные для русского народного танца. -…иди покажи какие движения ты придумал!( 2-3 чел) -Давайте теперь повторное исполнение с учетом предыдущих недочетов. -Молодцы! Предлагает посмотреть танец «Калинка». Предлагает послушать музыкальный фрагмент и определить звучащие музыкальные инструменты («Светит месяц, светит ясный»). Обращает внимание на песни-пляски: четкое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка), равномерная пульсация (средняя строка – ложки), характерный ритмический рисунок – пунктирный ритм (верхняя строка – хлопки).
Организует совместное коллективное исполнение р.н.п. «Светит месяц, светит ясный». Предлагает обсудить собственное исполнение. Организует повторное исполнение с учетом предыдущих недочетов. Предлагает вспомнить знакомую русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я» и исполнить под ритмическое сопровождение русских народных инструментов. | Читают стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» Участвуют в беседе с учителем. Отвечают на вопросы с опорой на текст стихотворения. Анализируют средства выразительности картины. Выявляют общую идею картины. Разучивают р.н.п. «Калинка». Включаются в творческую деятельность. Предлагают движения для запева и припева. Исполняют р.н.п. «Калинка». Анализируют свое исполнение. Исполняют р.н.п. «Калинка» с учетом предыдущих ошибок. Определяют на слух русские народные инструменты. Систематизируют по группам (струнные, духовые, ударные, клавишно-духовые). Знакомятся с составом оркестра русских народных инструментов. Принимают учебную задачу. Включаются в творческую деятельность. . Исполняют р.н.п. «Светит месяц, светит ясный». Анализируют свое исполнение. Исполняют р.н.п. «Светит месяц, светит ясный» с учетом предыдущих ошибок. Исполняют р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» | Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения текстов. Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности. Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров. Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной); |
Рефлексия (3 мин.) | Включает обучающихся в систему вопросов: - С чем мы сегодня познакомились? - Что нового узнали? - Что сегодня на уроке было для вас важным? - Какие чувства вы испытали на занятии? Организует самооценивание. | Участвуют в рефлексии урока. Предполагаемые ответы обучающихся: - познакомились с русскими народными инструментами; - узнали, что такое фольклор и, какое значение он играет в жизни человека; - научились определять на слух звучание народных инструментов; - создали свой оркестр; - испытали чувство радости, что смогли исполнять музыкальные произведения; сами творили, создавали музыку. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуции.. |