- Иоганн Себастьян Бах родился в конце семнадцатого века, в Германии в городе Эйзенахе. Все его предки были музыкантами и Иоганн Себастьян также с раннего детства увлекался музыкой. Он рано остался без родителей и с 10 лет жил со старшим братом Иоганном Христофом, который был учителем музыки и именно он серьёзно занимался с Себастьяном музыкой. Он хорошо пел и имел красивый голос, умел играть на разных инструментах, поэтому его приняли старшим хористом в монастырскую школу. В то время музыканты в Германии могли заработать себе на жизнь либо служа у богатого вельможи, либо в церкви. За свою жизнь Иоганн Себастьян много раз менял места службы, переезжал из города в город. Он был очень своенравным и гордым, но легко находил место для новой службы, так как был прекрасным музыкантом и замечательным композитором. Им было написано множество произведений почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы). - Ребята, а что такое музыкальный жанр? - Совершенно верно, это вид музыки. Т.е. Иоганн Себастьян написал музыку разных видов. - Одним из самых любимых инструментов Иоганна Себастьяна был ОРГАН. - Ребята, кто-нибудь из вас видел этот инструмент, слышал его звучание? - Этот инструмент находится в католической церкви либо в специальных концертных залах. Посмотрите, какой он большой по размеру. Это клавишно-духовой инструмент, что это значит, как вы думаете? - Этот инструмент состоит из множества труб разных размеров, а музыкант, исполнитель играет на клавиатуре, как правило – это несколько, две или три клавиатуры, которые называются МАНУАЛ. Также у органа есть специальные рычажки, которые переключают регистры. Как вы думаете, что это значит – РЕГИСТР, какие могут быть регистры? - Если звуки высокие – это высокий регистр, если звуки низкие – низкий регистр. И сейчас самое время познакомиться со звучанием инструмента органа. - Давайте послушаем отрывки из произведения И.С.Баха Токката и фуга ре минор. Слушаем музыку. (Токката) - Ребята, вам понравилась музыка? - Ребята, что вы можете сказать об этой музыке. Какая она? - Эта музыка написана очень давно, но она понятна нам, так как передают чувства человека, созвучные людям всех времён. - Ребята, вот вы сказали, что музыка была громкой, тихой. А кто знает, как называется средство музыкальной выразительности, которое обозначает громкость звучания музыки? - Это средство называется ДИНАМИКА. Динамика – это сила звучания, или громкость звучания музыки, существуют разные обозначения динамики. А кто знает, какие? Форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, пианиссимо, фортиссимо. - Ребята, а какие вы ещё знаете средства музыкальной выразительности? - Верно – мелодия, темп. - Ребята, а вы сможете отличить орган от других инструментов? - А как вы думаете, почему? - Потому что каждый инструмент, как и человеческий голос имеет свой ТЕМБР. Вот перед вами изображения музыкальных инструментов . Давайте послушаем ещё несколько произведений Иоганна Себастьяна и попытаемся узнать по тембру, что за инструменты звучат. - Сейчас мы послушаем танец 17 века, который называется Менуэт. - Ребята, какой инструмент звучал? - Правильно, фортепиано. - Слушаем ещё одно произведение, его я называть не буду. Слушаем музыку.(Концерт для скрипки с оркестром №1) - Какой инструмент солировал в этом произведении? Что ещё звучало в нём? - Ребята, а какой музыкальный инструмент доступен каждому человеку? У каждого человека такой инструмент есть? - Конечно, это человеческий голос. А у каждого голоса свой неповторимый тембр. Давайте поближе прикоснемся к искусству Баха и сами исполним его произведение: За рекою старый дом, русский текст написал Тонский. Исполняем песню, при этом обращаем внимание на мелодию, динамику, регистр звучания. |