Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | -На прошлом уроке вы познакомились с одним из способов изучения Земли – ее измерение. Сегодня нам предстоит освоить один из самых доступных способов изучения Земли – наблюдение. Какие наблюдения вам приходилось делать? Итак, тема урока «Наблюдение-метод географической науки». | Высказывают предположение о наблюдениях за растениями, животными | | |
Формулирование задач урока | -Сегодня нам предстоит научиться правильно организовывать и проводить наблюдения, и на их основе делать выводы. - Что значить организовать наблюдение? | - Фиксируют задачу -Выделяют в ней составные части: Подготовка к наблюдению Планирование Фиксация Обобщение полученных данных | | |
Создание мотивационной установки | Можно ли без подготовки провести наблюдение? | | Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы | |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Актуализация полученных знаний | Какие знания о методах изучения местности вы получили на уроках естествознания и окружающего мира? | - Вспоминают и дают ответы на вопросы с.10 учебника | | |
Изучение нового материала 1.Наблюдение – как самый доступный способ познания мира | Найти в тексте учебника с.10-11 аргументы иллюстрирующие описание метода наблюдений. | - Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные (факты): 1. наблюдательность 2. распознание увиденного. 3.сравнение с другими 4.выделение особенностей | | |
2. Метеорологические наблюдения | Чем научные метеорологические наблюдения отличаются от бытового восприятия атмосферы? Перечислите их. | Находят в тексте 4 позиции отличия и дают формулировку в обобщенном виде: 1.Активность наблюдателя и фиксация наблюдаемого 2.Целенаправленность 3.Планомерность 4.Систематичность | | |
3. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом | Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника. | - Изготавливают модель гномона - Проводят необходимые действия и измерения. - На основании проведенных несколько раз изменений в течение дня и делают выводы. | | |
3.Этап закрепления |
Закрепление | 1.Вопросы для беседы: - Почему метод наблюдения самый древний? - Назовите отличия научного наблюдения от обывательского? - Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом? - При каком положении Солнца (высоком или низком) тени от объектов будут длиннее? | Отвечают на вопросы. -Формулируют заслуги Эратосфена - Описывают способ Эратосфена | | |
| 2. Тест. 1.Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым? А) описательный Б) картографический В) космический 2.Гономон – это: А) метеорологический инструмент Б) астрономический инструмент В) картографический инструмент 3. Чем выше Солнце над горизонтом тем: А) короче тень от предметов Б) длиннее тем от предметов В) шире тень от предметов | Выбирают 1-в 2-б и 3-а и объясняют причину выбора Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль) | | |
Подведение итогов | Сегодня мы изучили один из простейших научных методов изучения Земли. Какие еще методы вы хотели бы освоить? | - Высказывают свое пожелание об изучении картографического и космического методов | Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия деятельности | - Прием «Закончи фразу» «Работа на уроке позволила мне ……» | - Заполняют предложенные листочки с началом предложения | - Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | - Найти в тексте (параграф 2 с.10-11) ответ на вопрос: Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»? метода, например. | - Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта – 1. Наблюдательность 2. Любознательность 3. Целеустремленность 4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений | | |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | Составь в тетради описание метода наблюдений (или любого другого), используя прием сравнения с другими методами (исторический, картографический, сравнительно-описательный, математический, космический, моделирования) | - Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы - выбирают необходимый материал и составляют сообщение | | Подготовка и презентация сообщения на тему «Особенности …. метода географической науки» |