Планируемые результаты: - предметные: характеризовать звук[ш] , уметь обозначать его буквой ш, чтение слов с ш, правописание ши -метапредметные : познавательные: определять границы знания-незнания, построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей, умение проводить анализ, сравнение, извлекать информацию из разных источников, осознанно воспринимать теоретический языковедческой материал; регулятивные: определять и формулировать цель урока на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, действовать по инструкции; коммуникативные: слушать и понимать речь других ,оформлять свои мысли в устной форме , вступать в учебное сотрудничество -личностные : интерес к различным видам деятельности, осознание необходимости получения новых знаний
Оборудование: Учебник М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина «Букварь. Мой первый учебник» - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011; индивидуальные сигнальные карточки, таблица готовности к уроку, таблица «Алфавит», проектор, интерактивная доска, счетные палочки, пластилин, проволока, предметные картинки, книга «Занимательное азбуковедение», толковый словарь, индивидуальные кружки красного и зеленого цвета, схема для рефлексии.
Этап урока | Ход урока | Планируемые результаты | оборудование |
Организация начала занятий | Приветствие учителя. - Прошу проверить по таблице-помощнице, все ли готово к уроку. Просигнализируйте о готовности своей сигнальной карточкой | Р.-самоорганизация, самооценка готовности по критериям таблицы готовности к уроку | Индивидуальные сигнальные карточки, таблица |
Актуализация знаний, фиксация затруднения в пробном учебном действии. | -Посмотрите на экран. Как называется это растение? Это камыш. Что вам известно об этом растении? Камыш – это высокое многолетнее растение, которое встречается по берегам рек, озер, прудов. Его листья используют для плетения ковриков, корзин. К сожалению, камышом часто называют совсем другие растения, например, рогоз или тростник.(показать фото). – Послушайте отрывок из стихотворения: У реки ни души… Только тихо шуршат камыши. Тихо повторите эти строчки. Что слышится? (шуршание) Какой звук создает впечатление шуршания?( [ш] ) В каких словах он звучит?(души, шуршат, камыши) Что можете сказать о нем? (почти ничего, еще не изучали). Значит, надо изучить. А что нам нужно о нем знать, чтобы использовать эти знания на уроках? ( какой он – его характеристика, какой буквой обозначается, как читать слова с этой буквой). | П.-учиться определять границы знания-незнания, анализ звучащей речи , уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К.-Слушать и понимать других. Л.-осознание необходимости получения новых знаний, проявлять желание узнавать новое. | Проектор, интерактивная доска |
Составление плана решения учебной проблемы | Давайте определим задачи нашего урока. (охарактеризовать звук[ш], узнать, какой буквой обозначается, учиться читать слова с буквой ш). А еще я познакомлю вас с секретом новой буквы. | Р.- уметь определять цель деятельности на уроке и формулировать ее с помощью учителя | |
Открытие нового знания | Рассматривание иллюстрации в учебнике (камыш). Выделение звука [ ш] из слова, его характеристика(согласный, глухой, твердый непарный). Знакомство с буквой, ее названием, местом в алфавите , прогнозирование ее места в «Буквограде» | П. формировать умение проводить анализ, сравнение, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, извлекать информацию из различных источников. | Карточка с буквой ш, учебник, таблица «Алфавит», |
Практическое творческое использование нового знания | Работа в парах: 1) конструирование буквы из счетных палочек, пластилина, проволоки; 2) поиск ответа на вопрос: «На что похожа буква ш?» 3) выбор картинок, в названии которых надо дописать букву ш ( _ахматы, _умка, ме_ок, кры_а, кры_а, у_ы, у_ы) Проверка выполнения задания. -Кто хорошо поработал в паре, пожмите друг другу руки. | Р.-самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи , сличение образа буквы с эталоном К.-вступать в учебное сотрудничество при работе в паре | 1)Счетные палочки, пластилин, куски проволоки 2) «Занимательное азбуковедение» 3)предметные картинки |
Физминутка | Выполнение серии упражнений | | |
Первичное закрепление во внешней речи | Повторение по учебнику правил чтения: «Вижу буквы а, о, у, ы – читаю твердо, вижу букву и – читаю мягко». Чтение столбиков слов. Выяснение значения слов «сутки» (промежуток времени, равный 24 ч), «мушки» (насекомые, выступ на стволе, помогающий прицелиться, мелькание в глазах) -Где можно узнать значение слов? (толковый словарь) - Как называются слова, у которых несколько значений?(многозначные) | П.-смысловое чтение, развитие фонематического слуха К.-участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого поведения | Учебник, толковый словарь |
Знакомство с теоретическими положениями | -Пришло время узнать секрет новой буквы. Для этого проанализируем слово камыши и обозначим звуки буквами. - Какой звук слышим в конце? ([ы]) -Какая буква для него в нашем языке есть. (ы) Сообщаю, что поставить букву ы после ш нельзя, потому что знаю один «секрет» нашего языка, которым хочу поделиться со всеми. В давние времена звуки [ш] и [ж] были мягкими. Для обозначения их мягкости в ударных слогах [жы–шы] писали букву и. Но потом в языке произошли изменения, и звуки [ш] и [ж] стали твёрдыми. Звуки изменились, а буквы гласных остались теми же..И сегодня вы никогда в книгах, в любой правильной письменной речи после ш не встретите букву ы. -Как прочитать этот слог? Ведь буква и обычно командует: «Читайся мягко!» Звук [ш] твёрдый и мягкой пары у него нет. Так что слог ши читается твёрдо. Вот и приходится запоминать, что сочетание ши читается и пишется по особому правилу Таков «секрет» нашего языка. | П.- понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить ее в буквенную форму; осознанно воспринимать теоретический языковедческой материал | |
Применение теоретических положений. Первичный контроль усвоенного | Чтение правила в учебнике. (Под ударением ШИ с буквой И пиши) Хоровое повторение правила.. Чтение столбика слов. –Почему ШИ выделено другим цветом? -Когда это правило работает? | П.-соотносить теоретические положения с конкретным учебным материалом | учебник |
Физминутка | Выполнение упражнений для глаз | | Проектор, доска |
Повторение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенного | Чтение пар слов в учебнике (шили – сшили, сушили –насушили) –Почему выделено другим цветом сочетание ШИ? -Чем по значению отличаются слова? -Предположите, про что можно так сказать? -Составьте предложения с этими словами. Чтение рассказа «Как так?» -Какая шишка у Маши? А у Миши? –Как называются такие слова? | К.- уметь выражать свои мысли, обмениваться мнениями, слушать других П.-анализ объектов, выбор критериев для сравнения, умение извлекать информацию из разных источников | учебник |
Проверочная работа с проверкой по эталону | -Я прочитаю предложения. Если вы согласны с тем, что прозвучит, положите зеленый кружок, если нет – красный. Проверьте свои ответы по моему образцу (красный, красный, зеленый, зеленый, красный) | Р.- умение действовать по инструкции, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, адекватно оценивать результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с образцом | Индивидуальные зеленые и красные кружки |
Обобщение | -Какой звук обозначает буква ш? Какое правило написания сочетания ШИ узнали? | П.-построение речевых высказываний | |
Рефлексия | -Рассказать о своей работе на уроке по схеме | К.-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.-структурирование знаний Л.-самоопределение | Схема для рефлексии |