СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока предназначена для учащихся и учителя, работающих по УМК " Школа России". .

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА»

Урок 5. Мир глазами историка

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса
к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд

Основные
понятия

История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– какая наука сегодня поможет провести урок?

На доске:

ис ’ия

– сегодня познакомимся с наукой историей. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка


Слушают, принимают участие в диалоге.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.

– Что изучает география?

– Какие виды географических карт вы знаете?

– Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.

– Как выглядела первая географическая карта?

Отвечают
на вопросы учителя.


Фронтальная, индивидуальная,

коллективная

Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют знаково-символические средства представления информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; ставят вопросы; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Устные ответы,

карточки




Кроссворд

Предлагает некоторым учащимся по выбору выполнить задания по карточкам .

– Узнайте материки по контурам, запишите их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово

Выполняют
задания.

Отгадывают кроссворд

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя.
























































Работа
по учебнику

– В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество.

У человечества тоже есть биография – это история.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

– Что же изучает история?

– История – это дорога во времени. Она уходит
в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

предлагает рассмотреть схему:

– Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

– Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

– Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

– О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» (с. 37–40).

предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки

Внимательно слушают.












Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.











Рассматривают схему.












Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.








читают, рассматривают иллюстрации
(с. 39, 40)

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы,

записи
в тетради

IV. Практическая деятельность





Дидактическая игра «Исторические источники».



Задания из электронного приложения к учебнику

– Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

– Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Предлагает ученикам правильно их распределить по группам.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Учащиеся высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы.

Ученик прикрепляет карточку к доске, объясняя свой выбор.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; замечают допущенные ошибки

Устные ответы,

выполненные

задания

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Что такое история?

– Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

– Приведите примеры исторических источников.

– Кто-нибудь из вас захотел связать свою будущую профессию с историей?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 41).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 35–41. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Индивидуальные карточки

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).

Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное… (полушария).



№ 2. Выбери, подчеркнув, верное высказывание:

1) Модель Земли – это…

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле – это…

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

Ресурсный материал

Индивидуальные карточки

1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).

Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное… (полушария).

2. Выбери, подчеркнув, верное высказывание:

1) Модель Земли – это…

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле – это…

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

Кроссворд

Ответы:

1. Африка. 4. Антарктида.

2. Евразия. 5. Австралия.

3. Южная Америка. 6. Северная Америка.

Ключевое слово: Экватор.








Кроссворд



Кроссворд



Кроссворд



Кроссворд




4