закрепить знания о природных сообществах, выявить причины загрязнения окружающей среды, научиться находить способы её защиты.
Способствовать формированию умения проводить самооценку успешности, познавательной активности на уровне внутреннего понимания необходимости учения.
1.Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять оценивание и самооценивание.
2.Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам, осуществлять взаимодействие с окружающими, умение вести учебный диалог.
3.Познавательные: формировать умение определять природные сообщества, осуществлять контроль и самоконтроль.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к учебной деятельности | Вы заметили, как красив стал наш город, как украшена наша школа? Какой праздник близко? В этот праздник принято водить хороводы, петь песни. Какая песня самая новогодняя? ( «В лесу родилась ёлочка») Авторы: слова Кудашева Раиса Адамовна, музыка Бекман Леонид Карлович | Ответы на вопросы учителя | Личностные УУД: прививать интерес к познавательной деятельности, самоопределение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предлагаю вам послушать песню и рассмотреть её содержание с точки зрения нашего предмета. Работаем парами, отвечаем на вопросы в бланке. 1.О каком природном сообществе говорится в песне?__________________________ 2. Какие представители животного мира упоминаются в песне?_____________________________ 3. О каких явлениях неживой природы поётся в песне?______________________________ 4.Какие герои песни образуют цепь питания?____________________________ 5.О каком растении песня? Что вы о нём знаете?______________________________ 6.Кто в песне не относится к природному сообществу?_________________________ | Пение песни, работа в парах. Взаимопроверка по эталону. Обсуждают ответы на вопросы учителя. | Личностные УУД: Формировать интерес к изучению темы. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
III. Выявление места и причины затруднения | Что сделал старичок? Как вы к этому относитесь? ( человек нанёс вред природе) Какой её части? ( растительному миру) Чему ещё могут вредить люди? Чему будет посвящён наш урок? | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, делятся мнениями. Формулирование темы урока. Как сохранить богатства природы? | Коммуникативные УУД: Уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: Определять границу «знания-незнания». |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Как будем решать нашу задачу? Какие области окружающего мира нам необходимо рассмотреть? Что именно про них нас интересует? Класс делится на министерства охраны воздуха, воды, растений, животных, почвы, полезных ископаемых. | Постановка цели и формулировка темы урока учащимися. Кто и как наносит вред? Как сохранить? | Личностные УУД: -Использовать и обогащать личный опыт учеников. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике, находить информацию. Регулятивные УУД: - Постановка учебной задачи. Составлять план решения задачи совместно с учителем. Коммуникативные УУД: -Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками. |
V. Реализация построенного проекта | Группы получают задания. Распределяют роли: красные фишки- эксперты, они находят проблему; зелёные фишки-экологи, они предлагают пути решения проблемы. | Групповая работа. Презентация результатов групповой работы. Выводы. | Познавательные УУД: Формировать умение учащихся работать по алгоритму. Коммуникативные УУД: Осуществлять контроль и взаимоконтроль по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: Составление плана и последовательности действий. |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Работа с учебником. Стр.119- чтение, сравнение с самостоятельно сделанными выводами. Обсуждение результатов групповой работы. | Чтение вывода в учебнике. Сравнение с самостоятельно сделанными выводами. | Личностные УУД: -Оценивать результат своей работы. Познавательные УУД: -Понимать содержание заданий, осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: -формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах. Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий. Анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа в тетради на печатной основе стр.78 №1. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Личностные УУД: -Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -Формировать умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации. Коммуникативные УУД: -Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Регулятивные УУД: -Закреплять умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, используя оценочные листы. |
VIII.Включение в систему знаний и повторение | Самостоятельная работа в тетради на печатной основе стр.79 №2. | Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные УУД: самоопределение |
IX. Рефлексия учебной деятельности | Какие задачи ставили? Самооценка на шкалах. Параметры определяют учащиеся. Французский писатель, лётчик де Сент Экзюпери: «Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе» -Сегодня я узнал… -Мне было интересно… -Я научился… - Теперь я могу… -Мне захотелось… | Самооценка, взаимооценка. Учащиеся делятся своими ощущениями от урока. | Познавательные УУД: Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные УУД: -Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения. Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Коммуникативные УУД: -Строить монологическое высказывание |