растительноядные, насекомоядные птицы, хищники.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Приветствие. | - Начинаем урок окружающего мира. На уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, улыбнитесь. | Приветствуют гостей, улыбаются друг другу. |
2. Эмоциональный настрой на работу. | - Поиграем в игру «Мысли», настроимся на активную работу на уроке. - Кто положительно настроен, покажите зеленый карандаш, кто еще не настроился на работу, покажите красный карандаш. | Высказывают свои мысли по поводу работы на уроке. Поднимают карандаши нужного цвета. |
3. Введение в тему. | - Отгадайте загадки и скажите, к какой теме они относятся. 1. «С неба звездочки летят И на солнышке блестят, Точно в танце балеринки Кружатся зимой…(снежинки)» 2. «Что за чудо – покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек, Их укрыл пушистый…(снег)» 3. «С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее. Всюду снег, как бахрома, Значит, к нам пришла…(зима)» - Эти загадки о зиме. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина. « …Пришла, развесились, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди степей, вокруг холмов. Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки – зимы». | Отгадывают загадки, слушают стихотворение. |
4. Актуализация знаний. Постановка темы, цели и задач урока. | - Какие изменения произошли в неживой и живой природе с наступлением зимы? - Посмотрите, кто прилетел в кабинет? - Почему птички прилетели к нам? - Какая тема нашего урока? - Важна ли эта тема? Почему ее надо изучить? - Что бы вы хотели узнать по данной теме? - Какие вопросы хотите задать? (На доске: «Жизнь птиц зимой» 1.Как птицы называются? 2.К какой группе относятся? 3.Чем питаются? 4.Как помочь птицам?) | Перечисляют изменения в неживой и живой природе. Находят спрятанных птичек. Называют тему урока, доказывают ее важность, перечисляют вопросы, которые хотели бы изучить на уроке. |
5. Открытие нового знания. | - Посмотрите на рисунки, отгадайте названия птиц. (Работа по учебнику – с.72) - На какие группы можно разделить птиц? - На какие группы делятся зимующие птицы? - Почему улетают перелетные птицы? - Почему не улетают оседлые птицы? - Почему прилетают кочующие птицы? - Распределите птиц в группы. (На доске – схема: перелетные зимующие грач оседлые кочующие ласточка голубь снегирь воробей свиристель ворона сорока синица - Прочитайте скороговорку про сорок. (Работа по учебнику – с.73) - Почему говорят «трещит как сорока»? | Отгадывают названия птиц, называют группы, распределяют птиц по группам. Проговаривают скороговорку, объясняют смысл выражения. |
6. Физминутка. Игра « Летает – не летает». | - Летит…кукушка, крокодил, снегирь, мяч, тетрадь, иволга, соловей. | Показывают движения, если птица, если нет, то стоят. |
7. Включение нового знания в систему знаний. | - Поработайте в парах, разгадайте кроссворд «Зимующие птицы». 1.Какая птица может рассмотреть добычу с высоты 300 м? (сова) 2.Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел) 3.В названии какой птицы спрятано «снежное» слово? (снегирь) 4.Какая птица любит сало? (синица) 5.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) - Как называются группы птиц по способу питания? - Каких птиц из кроссворда отнесете к растительноядным, насекомоядным, хищникам? (На доске – схема: растительноядные – снегирь, синица, клест насекомоядные – дятел хищники – сова) | Работают в парах, отгадывают кроссворд. Называют группы птиц по способу питания, распределяют их в группы. |
8. Закрепление изученного материала. Выставка кормушек. | - Какой группе птиц в зимний период можете помочь вы? - Почему нельзя помочь птицам из 2-х других групп? - В чем может заключаться ваша помощь птицам? - Расскажите от имени воробья, как ему тяжело живется зимой. (Работа по учебнику – с.74) - Покажите кормушки, которые вы приготовили для птиц. - Мы их обязательно повесим на деревья во время прогулки, положим в них корм. (Работа по учебнику – с.76) | Отвечают на вопросы. Один ученик рассказывает о жизни воробья зимой. Читают текст по учебнику, демонстрируют свои кормушки. |
9. Контроль усвоения знаний. Тест – игра. | - Выберите правильный ответ на вопрос. - На какие группы делятся зимующие птицы? (перелетные, кочующие, оседлые) - Как называют птиц, которые питаются насекомыми? (хищники, растительноядные, насекомоядные) - Что выберет для еды хищная птица филин? (гроздья рябины, мышь, комар) | Отвечают на вопросы учителя, выбирают правильный вариант ответа. |
10. Подведение итогов урока. Выставка книг о птицах. | - Над какой темой работали на уроке? - Почему эта тема очень важна? - Получили ли вы ответы на поставленные вопросы в начале урока? - Что интересного и нового узнали о жизни птиц? - Рассмотрите выставку книг о птицах. Если у вас остались вопросы, вы можете найти ответы на них в этих книгах. - Почему же люди должны помогать птицам в зимний период? - Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». В нем содержится ответ на вопрос. «1. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 2. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима. 3. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 4. разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. 5. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.» | Отвечают на вопросы учителя, рассматривают выставку книг. 5 человек рассказывают стихотворение, остальные дети слушают. |
11.Самооценка работы на уроке. Рефлексия. | - Урок подходит к концу. - Кто доволен своей работой на уроке? Если работали активно, покажите зеленый карандаш; если мало работали - синий; если совсем не работали - красный. - Кто поднял синий и красный карандаши, пожелаем им в следующий раз постараться. - На листочках, которые лежат перед вами, нарисованы ступеньки. Нарисуйте снежинку там, где считаете нужным (понял материал, остались вопросы, не понял материал). - Кто нарисовал снежинку на 1-й и 2-й ступеньках, пожелаем им больше читать познавательных книг. - Какое у вас настроение? - Получили удовольствие от работы на уроке? - Урок окончен. Всем, кто работал, – «спасибо». | Оценивают свою работу на уроке, показывают карандаши, рисуют снежинку, отвечают на вопросы учителя. |