СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе «Расы и народы Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе «Расы и народы Земли»»


ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»







Конкурс на лучшую методическую разработку

«Модель урока с использованием инновационных технологий

в аспекте требований ФГОС НОО»



Пасько Татьяна Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир, Арзгирский район

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе

«Расы и народы Земли», технология проблемно-диалогического обучения.


Номинация:

«Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе».





2017г.





Технологическая карта урока.

Учебный предмет

Окружающий мир.

Класс

4

УМК

«Школа 2100».

Автор учебника

Окружающий мир учебник «Человек и человечество» 4 класс, Д.Д. Данилов.

Тема

«Расы и народы Земли».

Цель


Организовать работу по формированию первичных представлений о расах человечества через совместную коллективную деятельность.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные результаты - формирование толерантности, личностно-ценного отношения к представителям различных рас.

Предметные результаты - овладение на начальном уровне знаниями об особенностях рас и народах и умениями их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты - осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока.

Технологии, используемые на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающая технология.


Методы обучения

Поисковый, эвристический, ИКТ деятельность.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основные понятия

Человеческие расы, национальность, народ, толерантность

Межпредметные связи

География, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Окружающий мир учебник «Человек и человечество» 4 класс, Д.Д. Данилов

-раздаточный материал;

-компьютер, интерактивная доска.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Демонстрационный материал

Авторская презентация.


Оборудование:


для учителя: компьютер, экран и проектор, портрет А.С. Пушкина.

для учащихся: для работы в группе: задания, бумажные куклы и костюмы народов мира.

Продолжительность урока

45 минут

Учитель

Пасько Татьяна Борисовна





Этап урока

Содержание

заданий

(для обучающихся)

Виды деятельности учащихся,

формы

организации

работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I. Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности




1.Приветствие учителя.

2. Знакомство с девизом урока.

Вызывает уваженье,

Украшает всю тетрадь,

Поднимает настроение

Нам всегда оценка ….5

3. Определить группы для работы.

4. Повторить правила работы в группе «Умей слушать, слышать, а главное – договариваться!».

Сигнал готовности группы - «Домик сотрудничества».

Приветствуют учителя

Словесное приветствие.


Прогнозируют результат деятельности на уроке.

Краткая беседа.


Повторяют правила работы в группах.

Уметь:

формулировать правила работы в группе.

Личностные УУД:

Умение определять внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.


Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.


Коммуникативные УУД:

Умение работать в коллективе, группе.

II.

Постановка учебной проблемы. Актуализация знаний.


1. Просмотр видеоролика с заданием - проблемой по теме урока.

2. Определение проблемы урока:

«Могут ли вместе жить и играть дети с разным цветом кожи?»

Для решения проблемы необходимо:

1. Назвать тему урока.

2.Работа в парах. Сигнал готовности: «Домик сотрудничества».

а) Задание 1.

-Назвать слово по первым буквам названия стран.

Румыния – Австрия – Сирия – Алжир (раса)

б) Задание 2.

- Вычеркнуть повторяющиеся буквы, и узнать загаданное слово.

ББФНФЕАЕУРУОТТДТ (народ).

2. Сформулируйте тему урока, используя новые слова.

Тема урока: «Расы и народы Земли».

3. Определите цель и задачи урока.

Наша цель:

1) Узнать что такое « раса»?

2)Узнать какие расы выделяют в современном человечестве?

3) Научиться отличать представителей одной расы от представителей другой расы.

4) Узнать, где живет и обитает определенная раса.

4. Определение уровня знаний на данный момент по теме урока.


Знаний пока недостаточно, чтобы грамотно объяснить свой ответ. Нужно добыть эти знания.

5. Составить кластер по теме.

Активизируют необходимые для решения проблемы знания.

Работают с информацией, представленной на видео ролике.

Осознает потребность в новых знаниях.

Ученики высказывают разные предположения, но важно обратить их внимание на недостаточность знаний, чтобы грамотно ответить на вопрос

Участвуют в обсуждении представленного задания в группах.


Работа в группах, составление слов из букв «расы», «народ».



Концентрируется на поиске новых знаний.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его, строят монологическое высказывание.


Формулировка темы урока и его целей

Ответы на вопросы учителя.

Уметь:

строить монологическое высказывание, соблюдая правила и нормы русского языка.

Уметь:

определять цель и задачи урока.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать и извлекать нужную информацию, умение поддерживать диалог.


Познавательные УУД:

Умение на основе анализа делать выводы, строить суждение.


Регулятивные УУД:

Умение определять цель деятельности на уроке, прогнозирования уровня знаний на данный момент по теме урока.





III.

Выдвижение гипотез и предположений.



Выдвинуть гипотезы.

Для поиска решения проблемы необходимо:


1). Выяснить значение слов раса и народ.

2). Узнать какие существуют расы

3). Происхождение названий рас.

4). Учиться отличать одну расу от другой.


Размышляют, рассуждают и выдвигают идеи, гипотезы, обосновывают их.


Ведут дискуссию по обсуждению других точек зрения.











Знать:

Что такое раса, народ, разновидность рас.


Уметь:

Работать с текстом, извлекать необходимую информацию, выделять существенные признаки; производить классификацию фотоиллюстраций на группы (расы).


Регулятивные УУД: принимают учебную задачу.

Познавательные УДД: Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УДД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

IV.

Поиск решения проблемы.




1. Работа в парах, с толковым словарем:

Выяснить значение слов «раса», «народ»

2. Работа с учебником.

а) Современные названия рас человечества и кто вывел названия.

В XVII веке Блюменбах вывел современные названия этих групп: европеоиды, монголоиды, негроиды.

б) Выявить происхождение названий рас.

Европеоидная – от слова Европа. Монголоидная – от слова Монголия. Негроидная – от латинского слова niger –черный.

в) Работа с иллюстрацией учебника. Определить расы изображенных на рисунке людей. Обосновать ответ.

Страница 87.

г) Заполнить таблицу «Отличительные признаки расы», используя текст учебника, страница 87.

Работа в парах.

1 ряд - европеоиды.

2 ряд - монголоиды.

3 ряд - негроиды.

Признаки 

Фото

Отличительные признаки 

Европеоиды



Монголоиды 



Негроиды 




Время выполнения работы 3 минуты.


3. Практическое задание «Виртуальный гость». Определить расу виртуального гостя, исследовав его письмо.

Письмо. «Здравствуйте ребята! Я узнал о том, что вы изучаете тему «Расы» и решил обратится к вам с вопросом, а кто же я? О себе сообщаю: Родился я в городе Москве. Моих родителей звали Надежда Осиповна и Сергей Львович. Один из моих предков, а точнее прадед Абрам Петрович Ганнибал (до крещения Ибрагим)  негр по крови. В семилетнем возрасте был захвачен в плен турками и доставлен из Эфиопии в Стамбул. Там его выкупил русский посол и подарил царю Петру I. Но не смотря на это я русский. Весь мир меня считает великим русским. Ну всё же волосы мои черны и кудрявы, кожа желта, да и нос далеко не европейский. Кто же я?

(подсказка Мою няню звали Арина Родионовна).

Ваш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

4. Рассмотреть портрет А.С. Пушкина. Определить расу поэта по внешним признакам.

5. Подведение микро-итога в группах.

Люди бывают с разным цветом кожи, различаются по внешним признакам, потому что относятся к разным расам.

Участвуют в обсуждении поисковых действий.

Доказывают правильность выбранного пути поиска.

Проводят самостоятельно поисковую деятельность.

Подводят первичный полученный результат поиска, его соответствие целям.

Работа в группе.


Знать:

отличительные признаки каждой расы.

Уметь:

работать с текстом, с иллюстрацией, подготовить краткое выступление.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.



Познавательные УУД: Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

Уметь работать в группе.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.




ФИЗМИНУТКА (музыкальная)


Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден –

Огорчаться мы не будем.

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь,

И станет легче школьный путь!

Выполняют движения.


Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.


V.

Доказательство проблемы.



Для решения проблемы необходимо выяснить:

1. Причины возникновения рас.

Исследование страницы 86 учебника.

Многие признаки закреплялись под влиянием природных условий. Внешние признаки человека являются врождёнными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.

2. Познакомиться со смешанными расами.

Н+ Е = мулаты

Е+М= метисы

М+Н= самбо

3. Подсчитать сколько процентов от общего количества населения Земли составляют смешанные расы.

Всё население земли составляет 100%, из них:

Европеоидная раса  - 40%

Монголоидная раса - 20%

Негроидная раса  - 10%

Смешанные расы - ???

Микроитог:

Люди относятся не только к основным расам, но и к смешанным.

2. Работа по тексту учебника.

Найти сведения: количество народов Земли.

3. Подвести микроитог по данному вопросу.

Основных рас на земле всего три, а народов около 3000.

Доказывают правильность выбранных рассуждений.

Проводят самостоятельно поисковую деятельность.

Подводят первичный полученный результат поиска, его соответствие целям.

Индивидуальная работа.




















Знать:

Причины возникновения отличительных признаков рас, названия смешанных рас, количество народов страны

Уметь:

Применять знания на практике,

структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 


Познавательные УУД:

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 


Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах, соблюдать правила выполнения задания, планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в паре.


Регулятивные УУД: Оценивает работу товарища по заданным критериям.



ФИЗМИНУТКА.

Познакомиться с приветствиями разных народов.

В Норвегии при встрече люди пожимают друг другу руки, пожмите.

В Новой Гвинее – поднимают вверх брови.

На Аляске – трутся носами.

В Нигерии – хлопают ладонями по бёдрам, топают ногами, приседают и часто - часто моргают.

Вот такие приветствия в некоторых странах мира.













Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.

VI. Поиск решения проблемы.



















Для решения проблемы необходимо:

1. Исследовать фразы:

«Я – негроид, я–европеоид».

«Я русский, я якут, я француз».

Они говорят о расах и национальностях людей.

2. Выяснить, что такое «национальность» и «национальная культура» по толковому словарю.

3. Работа в группах. Творческая работа. «Выбери национальный костюм для кукол».

Выступление представителей групп.

4. Микроитог.

Любой народ имеет право на сохранение и развитие своей культуры. Все народы мира равны между собой.




Работа в группах.






Индивидуальные выступления по защите проекта.








Знать:

Значение понятий «национальность», «национальная культура».


Уметь:

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей,

Высказывают собственное мнение.


Коммуникативные УУД:

Планирует учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе


Познавательные УУД:

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей, умение договариваться в группе, приходить к одному выводу.


Регулятивные УУД: Оценивает работу товарища по заданным критериям

VII.

Доказательство решения проблемы.

1. Назвать проблему урока:

«Могут ли вместе играть дети с разным цветом кожи?».

2. Доказать свою гипотезу, опираясь на полученные на уроке знания.

Люди имеют разный цвет кожи, потому что относятся к разным расам.

Многие признаки закреплялись под влиянием природных условий Основных рас на земле всего три, а народов около 3000. Любой народ имеет право на сохранение и развитие своей культуры. Все народы мира равны между собой. Поэтому дети с разным цветом кожи могут все вместе играть, учиться, делать открытия).

3. Составить слово из рассыпанных слогов. (Толерантность).

4. Выяснить значение слова толерантность по словарю.

5. Выберите из предложенного списка пять качеств характера, которыми должен обладать толерантный человек. (Добрый, смелый, отзывчивый, милосердный, уважительный, весёлый, храбрый, терпеливый).

6. Микроитог.

Существует общечеловеческий закон «Люди всех рас и народов равны между собой».

7. Игра «Да – нет». Самостоятельная работа.

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак « + », а если нет « - ».

8. Взаимопроверка.

1.Чёрные курчавые волосы у европеоидов

-

2.Голубые глаза у монголоидов

-

3.Крупный широкий нос у негроидов

+

4.Желтоватый цвет кожи у монголоидов

+

5.Светлая розоватая кожа у европеоидов

+

6.Светлые прямые, слегка вьющиеся волосы у негроидов

-

7.Можно ли по внешности определить расу человека?

+




Индивидуальная работа.















Индивидуальная работа.


Знать:

Значение новых понятий (раса, народ, национальность, национальная культура).


Уметь:

Сформулировать решение проблемы, строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей.

Применять полученные знания на практике.

Познавательные УУД:

Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей на основе вновь полученных знаний.


Регулятивные УУД: Оценивает работу товарища по заданным критериям.



Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество со сверстниками.


VIII.Итог урока.

1. Определить, к какой расе относится каждый из вас. Закончите предложение: «Я считаю, что я представитель________расы, потому что_____________.»

2. Ответить на вопросы учителя по теме урока, опираясь на кластер. (На доске ключевые слова, фотографии рас, портрет А. С. Пушкина, куклы в национальных костюмах).

3. Обсудить стихотворение.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним, 
Давайте мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.

Фронтальная работа, беседа.

Знать:

новые термины и их объяснение.


Уметь:

применить знания на практике.


Познавательные УУД:

Общеучебные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Коммуникативные УУД:

умение формулировать свое мнение и позицию.

IX.Рефлексия.


Оценить успешность работы на уроке. Отметить стикерами:

зеленый – я уверен, что имею достаточно знаний по этой теме,

жёлтый – я имею сведения по данной теме, но их надо уточнить и дополнить,

красный – я слабо усвоил тему, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся).

Индивидуальная работа.


Оценивают свою деятельность на уроке.


Регулятивные УУД:

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности.

X.Домашнее задание.

1. Учебник – страницы 86-87.

2. Выбрать творческое задание:

– Нарисуй плакат, изображающий дружбу разных рас и народов Земли.

3. Нарисуй национальный костюм того народа, к которому ты себя относишь.

4. Подготовь небольшое письменное или устное сообщение об особенностях культуры своего народа – традиции, песни, пляски, сказания, былины, песни или предания.

5. Прими участие в выставке «Многоликое человечество».





Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2012

2. Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003.-№ 2

3. Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - №4.-с.43-47.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.