СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира 4 кл по теме "Водные богатства нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует представления учащихся  о водоёмах своего края, расширяет знания  учащихся о значении водоёмов  в жизни человека  и необходимости бережного отношения к ним.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира 4 кл по теме "Водные богатства нашего края"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» Класс: 4. Тема урока: «Водные богатства нашего края».

Тип урока: урок-исследование. Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме « Родной край - часть большой страны».

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Водоёмы нашего края».

Учебные задачи :

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - сформировать представление учащихся о водоёмах своего края; познакомить с естественными и искусственными водоёмами, расширить знания учащихся о значении водоёмов в жизни человека и необходимости бережного отношения к ним. Межпредметные связи: математика, литературное чтение.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Ресурсы: - основные:

  • Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с. 146-148, М. «Просвещение», 2014 г

  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.68-70, М. «Просвещение», 2014 г

  • Карта Челябинской области, карточки для рефлексии.

  • компьютер, проектор, презентация. Литература:

«Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс», М. «Вако», 2014 г

Краткий справочник «Познай свой край. Челябинская область» Издано по заказу МП «Абрис». Челябинск, издательство «Версия». 1995, Русское географическое общество Челябинский отдел.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

Приветствуют учителя. Готовятся к началу урока

2. Актуализация знаний.


Для начала давайте проверим ваши знания. Попробуйте решить тест (на слайде вопросы теста)

Вопросы:

1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина; б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка; б) холм; в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым; в) светло-коричневым;

б) зеленым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва; б) склон; в) равнина.

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина; б) склон; в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка; б) овраг; в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора; б) холм; в) терриконы.

Сейчас поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте тест.

(на слайде ответы)

Без ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более – 2

Поднимите руку у кого не было ни одной ошибки. У кого 1-2? У кого 3-4? А есть такие, у кого 5 и более ошибок?

Какие вы молодцы!

А сейчас отгадайте загадки

1) Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2) Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии?

Как можно назвать это одним словом?

Решают тест































Выполнять взаимопроверку







Отгадывают загадки.

Вода.









В ручейке, реке, озере, море, океане.

Водоемы.

3.Постановка учебной задачи

Кто может предположить, какая тема нашего урока?

Какие цели мы можем поставить?


Формулируют тему и цели урока.

Водные богатства нашего края

1. Познакомиться с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Выяснить необходимость и способы охраны водоемов.

4.Открытие новых знаний.




















































5.Исследовательская работа

















































6.Физминутка













7.Закрепление знаний






















Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»?


Одинакова ли вода по вкусу?


Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).





Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

– Что дает начало любой реке? 

– Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

– Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной ? Почему?

– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

– Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

– За счет чего реки питаются зимой? 

Челябинская область располагает богатой сетью рек и озёр. На её территории много прудов и водохранилищ.

Работа с картой Челябинской области:

– Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы нашей области.

– На берегу какой реки расположено наше село?


А теперь составьте рассказ-описание реки Уй по плану на с. 145 учебника.

План описания



1. Название

Река Уй


2. Где находится исток реки

Исток у подножия Урал-Тау


3. Длина реки

Общая длина реки 462 км, из них 370 км- в пределах области.


4. Какое течение: быстрое или медленное

Течет на восток, пересекая всю область. Течение медленное, спокойное.


5. Притоки

Увелька, Санарка, Курасан, Тогузак


6. Куда впадает река

В реку Тобол около г. Троицка


7. Как река изменяется в разные времена года

Уровень воды в реке изменяется в разные сезоны. Наибольший в период таяния снега – вторая половина весны. Меньше всего в, августе, сентябре.


8. Растения и животные реки

Растения реки – кувшинки, камыш, кубышки, ряска, тростник, стрелолист, ряска, ива.

Животные реки – прудовик, карась, беззубка, щука, налим, чебак, лещ, окунь.



9. Использование реки человеком

Река радует своей красотой, люди отдыхают на берегу, купаются, орошение полей, ловля рыбы, воду берут для полива огородов, река поит скот.


10. Как люди влияют на реку

Загрязнение реки бытовыми отходами, отходами заводов и ферм, стек ядохимикатов в реку, браконьерство


11. Что люди делают для охраны реки

Взрослые строятся очистные сооружения, контролируется сброс воды предприятиями. Школьники могут следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных



Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперёд ,

Мы на берегу реки,

А солнце жжёт.

Побежим скорей к реке,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс

И продолжим наш рассказ.



С помощью учебника придумай и изготовь модель, показывающую

Значение водных богатств в природе и жизни человека

Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – «голубая» планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода

Нет. В морях и океанах – соленая. А в озерах, реках, ручьях – пресная

Заполнять в тетради таблицу:

Водоемы

Естественные

Искусственные

Ручей

Канал

Река

Пруд

Озеро

Водохранилище

Море


Океан


Высказывать свои предложения

Слушают учителя, отвечают на вопросы


-Родник, его называют исток.














-В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.


-Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.









Выполнение групповой работы по плану

(работают с картой, с кратким справочником «Познай свой край. Челябинскую область» и с учебником )

Заполнение таблицы.

1 группа. (Вопросы 1-8)

2 группа ( Вопросы 9-11)






























Работают с картой, с учебником, со справочником и дают устную характеристику реки Уй по плану.






Под руководством учителя выполняют упражнения для отдыха












Составляют схему по тексту учебника

8.Итог урока

- Давайте составим с вами памятку поведения на воде.

- Ребята, удалось ли достичь поставленной цели урока?


- На все ли поставленные вопросы в начале урока мы ответили?





- От чего загрязняются водоемы? С чем надо бороться?



-Какое значение в природе имеют водоемы?


Работают в парах, составляют памятку

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.


Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.


9.Домашнее задание

Стр. 146–147. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.


Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.


10.Рефлексия

Ребята давайте составим синквейн о нашей реке Уй. Выразите ваши впечатления об уроке.

Закончите предложение


1.На уроке я работал…

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным


4.За урок я

не устал / устал


5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже


6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным


Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о реке Уй

Представляют свои работы.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.


Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)