2. Актуализация знаний. | Для начала давайте проверим ваши знания. Попробуйте решить тест (на слайде вопросы теста) Вопросы: 1. Самая распространенная форма рельефа – это: а) равнина; б) горы. 2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется: а) балка; б) холм; в) овраг. 3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья? а) желтым; в) светло-коричневым; б) зеленым; г) коричневым. 4. Горы, созданные людьми, называют: а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья. 5. Нижняя часть горы, холма – это: а) подошва; б) склон; в) равнина. 6. Есть у оврага, холма и горы: а) вершина; б) склон; в) подошва. 7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это: а) балка; б) овраг; в) озеро. 8. Каким цветом обозначены на карте низменности? а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым. 9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это: а) гора; б) холм; в) терриконы. Сейчас поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте тест. (на слайде ответы) Без ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более – 2 Поднимите руку у кого не было ни одной ошибки. У кого 1-2? У кого 3-4? А есть такие, у кого 5 и более ошибок? Какие вы молодцы! А сейчас отгадайте загадки 1) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. 2) Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто я такая? Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии? Как можно назвать это одним словом? | Решают тест Выполнять взаимопроверку Отгадывают загадки. Вода. В ручейке, реке, озере, море, океане. Водоемы. |
4.Открытие новых знаний. 5.Исследовательская работа 6.Физминутка 7.Закрепление знаний | Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»? Одинакова ли вода по вкусу? Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком). Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? – Что дает начало любой реке? – Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров. – Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной ? Почему? – Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? – Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? – За счет чего реки питаются зимой? Челябинская область располагает богатой сетью рек и озёр. На её территории много прудов и водохранилищ. Работа с картой Челябинской области: – Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте. – Назовите естественные водоемы. – Перечислите искусственные водоемы нашей области. – На берегу какой реки расположено наше село? А теперь составьте рассказ-описание реки Уй по плану на с. 145 учебника. План описания | | | 1. Название | Река Уй | | 2. Где находится исток реки | Исток у подножия Урал-Тау | | 3. Длина реки | Общая длина реки 462 км, из них 370 км- в пределах области. | | 4. Какое течение: быстрое или медленное | Течет на восток, пересекая всю область. Течение медленное, спокойное. | | 5. Притоки | Увелька, Санарка, Курасан, Тогузак | | 6. Куда впадает река | В реку Тобол около г. Троицка | | 7. Как река изменяется в разные времена года | Уровень воды в реке изменяется в разные сезоны. Наибольший в период таяния снега – вторая половина весны. Меньше всего в, августе, сентябре. | | 8. Растения и животные реки | Растения реки – кувшинки, камыш, кубышки, ряска, тростник, стрелолист, ряска, ива. Животные реки – прудовик, карась, беззубка, щука, налим, чебак, лещ, окунь. | | 9. Использование реки человеком | Река радует своей красотой, люди отдыхают на берегу, купаются, орошение полей, ловля рыбы, воду берут для полива огородов, река поит скот. | | 10. Как люди влияют на реку | Загрязнение реки бытовыми отходами, отходами заводов и ферм, стек ядохимикатов в реку, браконьерство | | 11. Что люди делают для охраны реки | Взрослые строятся очистные сооружения, контролируется сброс воды предприятиями. Школьники могут следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных | | Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вдохнем. Руки в стороны, вперёд , Мы на берегу реки, А солнце жжёт. Побежим скорей к реке, Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс И продолжим наш рассказ. С помощью учебника придумай и изготовь модель, показывающую Значение водных богатств в природе и жизни человека  | Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – «голубая» планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода Нет. В морях и океанах – соленая. А в озерах, реках, ручьях – пресная Заполнять в тетради таблицу: Водоемы | Естественные | Искусственные | Ручей | Канал | Река | Пруд | Озеро | Водохранилище | Море | | Океан | | Высказывать свои предложения Слушают учителя, отвечают на вопросы -Родник, его называют исток. -В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье. -Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод. Выполнение групповой работы по плану (работают с картой, с кратким справочником «Познай свой край. Челябинскую область» и с учебником ) Заполнение таблицы. 1 группа. (Вопросы 1-8) 2 группа ( Вопросы 9-11) Работают с картой, с учебником, со справочником и дают устную характеристику реки Уй по плану. Под руководством учителя выполняют упражнения для отдыха Составляют схему по тексту учебника |
8.Итог урока | - Давайте составим с вами памятку поведения на воде. - Ребята, удалось ли достичь поставленной цели урока? - На все ли поставленные вопросы в начале урока мы ответили? - От чего загрязняются водоемы? С чем надо бороться? -Какое значение в природе имеют водоемы? | Работают в парах, составляют памятку Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты. Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов. |