СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Российская империя. Обобщающий урок."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по программе "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Дата проведения: 14 апреля

Тема: «Российская империя. Повторительно-обобщающий урок».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель: Создать условия для формирования умений обобщать и систематизировать имеющиеся знания у учащихся по разделу «Российская империя».

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • называть ключевые даты и описывать события, относящиеся к данному периоду истории;

  • соотносить историческое событие с датой, дату с веком, дату с «лентой времени»;

  • сопоставлять имена исторических личностей с событиями данного периода;

  • характеризовать основные научные и культурные достижения на данном этапе истории.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Научатся:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

Познавательные:

Научатся:

  • анализировать и выделять существенную информацию из текста;

  • обобщать материал всего раздела.

Коммуникативные:

Научатся:

  • слушать друг друга при работе в паре и группах;

  • высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;

  • работать с текстом, делать выводы.

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

- Продолжите фразу: «Я хочу, чтобы сегодня урок…» (был интересным, познавательным, развивающим).

- А чтобы урок получился именно таким, вы должны быть… (внимательными, собранными, активными, работоспособными).

- Я желаю вам удачи, и вы пожелайте ее друг другу.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Проявление позитивного отношения к учебному процессу. Высказывают свое мнение.

II. Мотивация учебной деятельности. Учебное целеполагание.

- Давайте вспомним, какой раздел мы закончили изучать? (Российская империя).

- Сегодня у нас завершающий урок по этой теме, и вы должны выступить в роли знатоков истории, людей, которые могут решать сложные и интересные задания.

- Прочтите слова А.С. Пушкина («Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее»). Это высказывание как-то связано с уроком?

- Так как урок завершающий, как точно будет звучать тема урока? Урок не просто повторения, а обобщающий. Как вы понимаете это слово? Для чего нужно обобщить знания?

- Сформулируйте цель урока (повторить, подготовиться к проверочной работе по теме).

Создает условия для мотивации; обращается к индивидуальному опыту учащихся, связанному с темой урока; инициирует учащихся на определение темы и цели урока.


Дети определяют границы своего знания.




Анализируют слова поэта.





Формулируют тему и цель урока.

III. Планирование способа учебной деятельности.

- Давайте разработаем план работы на уроке.

Какие знания вы получили, изучая темы этого раздела? (даты, исторические личности, исторические события, развитие науки и культуры).

На доске появляется план урока в виде схемы: Тема: «Российская империя»

1. Даты;

2. Исторические личности;

3. События;

4. Наука и культура.

Учитель акцентирует внимание на пункты плана урока, корректирует их.


Ученики называют основные знания, которые приводят к спланированной деятельности, созданию плана урока.

IV. Учебные действия.

Работа по плану урока.

1. Работа с лентой времени.

- Для начала определите временные границы раздела.

(XVIIIXIX в.)


2. Исторические даты.

а) – Вспомните даты исторических событий, которые мы изучали в этом разделе. (На доске – карточки с основными датами, перевернутые обратной стороной. По мере того, как их называют дети, карточки переворачиваются).


Задание-ловушка. (На доске осталась одна карточка с датой, не относящейся к данному периоду времени.)

- Что скажете об этой дате? (Она не относится к нашей теме).

- Следующий вопрос, для самых внимательных. Какое из этих событий дало толчок для бурного развития торговли и промышленности? (1861 г – отмена крепостного права)

б) Самооценка.

Оцените свои знания исторических дат.

Перед вами листы самооценки. Проставьте в пункте «даты» знаки:

+ - все знаю,

? – знаю не все, нужно повторить,

- - ничего не знаю.

К доске вызывается ученик, расставляет даты на ленте времени.


3. Исторические личности.

а) Работа в группах. Заполнение таблицы.

- У вас на столах таблицы. Определите по фото, о каких исторических личностях пойдет речь. Каждой группе нужно из перечисленного определить и выписать те факты, которые относятся к деятельности Петра I (1 гр.), Екатерины Великой (2 гр.), М. Ломоносова (3 гр.), А. Суворова (4 гр.)


1. Учебное заведение для девочек. 2. Взятие крепости Измаил. 3.Рекрутская повинность. 4. «Наука побеждать». 5. «Российская грамматика». 6. Крестьянская война. 7. Открытие Кунсткамеры. 8. С детства закалка и физические упражнения. 9. Московский университет. 10. Искусство мозаики. 11. Первые школы. 12. Самостоятельно изучал грамоту. 13. «Юности честное зерцало». 14. Построены Эрмитаж и Зимний дворец. 15. Ужесточение крепостного права. 16. «Трудно в ученье – легко в бою».











По окончании работы каждая группа представляет свои результаты.

Ответы сверяются по слайду.


б) Работа в парах.

- Проанализируйте предложения, что можете о них сказать? (даны высказывания, в которых допущены фактические ошибки).

«Петр I основал новый город Петрозаводск».

«Русской армией в Бородинском сражении командовал А.В.Суворов.»

«Манифест об освобождении крестьян подписал император Петр I».

« Последним русским летописцем и первым историком называли А.С. Пушкина».

«Балет «Лебединое озеро» написал М. Глинка».

«Оперу «Руслан и Людмила» написал П.И. Чайковский».


Проверка осуществляется фронтально.


- Эти люди воплотили свои детские мечты в жизнь. Посмотрите, как эти мечты повлияли на судьбы людей и государства в целом. Какой можно сделать вывод?


в) Самооценка.

Оцените свои знания исторических личностей.

Перед вами листы самооценки. Проставьте в пункте «исторические личности» знак:

+ - все знаю,

? – знаю не все, нужно повторить,

- - ничего не знаю.


Физкультминутка


4. Исторические события.

а) Работа в группах.

- Перед вами карточки. Проанализируйте источники. Определите, о каком событии идет речь, назовите дату, людей, приведите аргументы из текста, почему вы так считаете.

Текст № 1.

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами.

Все побывали тут.


Текст № 2.

Чтобы подготовить солдат к штурму, была построена земляная крепость. Шесть дней обучались солдаты штурму. А крепость взяли за один день.


Текст № 3.

После войны 1812 года все надеялись на освобождение… Царя, который это сделал, стали называть царем-освободителем. Эти люди перестали быть собственностью помещиков.


Текст № 4.

Когда он был еще юн, в старом амбаре своего деда обнаружил небольшой ботик. Для его игр была сооружена целая «потешная» флотилия, что превратило Россию в …. державу.


Фронтальная проверка с доказательством.


в) Самооценка.

Оцените свои знания.

Перед вами листы самооценки. Проставьте в пункте «исторические события» знак:

+ - все знаю,

? – знаю не все, нужно повторить,

- - ничего не знаю.


5. Развитие науки и культуры.

а) Игра «Черный ящик».

Звучит музыка.

-Внимание! Черный ящик!

В этом ящике находятся изображения предметов, которые были изобретены в 18-19 вв. Ваша задача, по описанию отгадать, о чем идет речь, кто создатель.


№ 1. Первоначально это изобретение имело несколько названий. В России оно появилось благодаря двум крепостным мастерам.

№ 2. Это изобретение первоначально называлось «дагерротипия». В переводе на русский язык – «светозапись».

№ 3. Это изобретение позже было названо «величайшим из искусств». Появлению этого изобретения мир обязан братьям Люмьер.

№ 4. Его носили в сложенном виде, а при необходимости расправляли с помощью встроенной пружины. Этим изобретением пользовались мужчины-модники.

№ 5. В Россию пришло из Китая. Позволяли себе знатные люди по праздникам. А сейчас это лакомство может позволить себе каждый.

№ 6. Каждый день роняет листочек. А как год пройдет – последний лист отпадет.


б) Самооценка.

Оцените свои знания.

Перед вами листы самооценки. Проставьте в пункте «культура и наука» знак:

+ - все знаю,

? – знаю не все, нужно повторить,

- - ничего не знаю.


Организует беседу по ранее изученным знаниям.









Вводит проблемную ситуацию.





Организует работу по самооценке.







Организует самостоятельную работу в группах.





















Организует проверку результатов работы.



Организует работу в парах по коррекции ошибок.









Организует фронтальную проверку.






Организует работу по самооценке.








Организует частично-поисковую работу в группах.




























Организует фронтальную проверку.


Организует работу по самооценке.








Создает эмоциональный настрой, организует работу по повторению материала в игровой форме.
















Организует работу по самооценке.






Называют временной промежуток, изучаемой темы.




Называют даты исторических событий.



Высказывают свое мнение, аргументируют.





Оценивают свои знания по этому этапу плана.







Анализируют информацию, объясняют свой выбор, заполняют таблицу.




















Осуществляют самопроверку.



Анализируют предложения, высказывают свои предположения в паре.








Формулируют результат своей работы.






Оценивают свои знания по этому этапу плана.








Анализируют текст, находят в тексте информацию, соответствующую заданию.



























Формулируют результат своей работы.


Оценивают свои знания по этому этапу плана.








Высказывают свои предположения, доказывают.

Получают эмоциональную разрядку.
















Оценивают свои знания по этому этапу плана.



V. Контроль и коррекция способа достижения учебной цели.

- Ребята, какая у нас была цель урока? (сделать общий вывод, обобщить знания по данному разделу).

- У вас есть предположения, как оформить вывод? Что можно составить? Поможет вам в этом данная таблица (на доске – таблица; рядом в виде «ромашек», материалы для заполнения таблицы).

- Ваша задача озаглавить столбцы таблицы и распределить по графам наши знания. Небольшая подсказка уже имеется.


Российская империя 18-19 вв.




1700 г


















Материал для заполнения таблицы.

1 группа: 1702г, 1721 г, 1812 г, 1861 г, 1755 г.

2 группа: новое летосчисление, Российская империя, первая газета, Бородинское сражение, открытие Московского университета, отмена крепостного права.

3 группа: Петр I, Кутузов М.И., Александр II., М. В. Ломоносов

- Какие исторические личности можно еще назвать?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Мотивирует на создание конечного продукта.










Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Составляют и заполняют таблицу.


VI. Оценка результата учебной цели.

- А сейчас я попрошу вас оценить свои знания. Если у вас все «+», ваша оценка – «5», если 1-2 «?» - «4», а если есть «-» - оценку не ставьте. У вас есть возможность подучить материал, чтобы на следующем уроке выполнить проверочную работу.

- Вспомните цель урока. Сделайте вывод, как вы готовы к проверочной работе?

- Вы сегодня работали в группах, в парах, все вместе. Кого из ребят вы бы выделили, оцените их работу.

Учитель создает потребность у учащихся в оценке своих действий. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на полученный результат, настраивает на коррекцию своих знаний.

Учащиеся дают оценку своей деятельности по ее результату (самооценивание, взаимооценивание).

VII. Домашнее задание.

- Ребята, какие творческие задания вы можете выполнить по данной теме?

- Я могу еще предложить составить кроссворд (даты, события, личности) или написать мини-сочинение «Путешествие во времени».

Побуждает к индивидуальной творческой работе.

Комментирует домашнее задание.

Высказывают свои предположения. Формулируют индивидуальное д/з.