2 | Актуализация опорных знаний. | Ребята, что мы называем явлениями природы? Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.). | Внимательно слушают учителя. -Явления природы это всё что происходит вокруг, в природе. -Дождь, снег, град, облака, ливень. | Метапредметные (УУД): коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; | Метод словесный - вопросы. | Презентация. |
3 | Сообщение темы. | «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? Итак, сегодня ребята мы будем исследовать и наблюдать, выводы делать и понимать, а чтобы урок пошёл каждому впрок. Активно в работу включайся дружок! И тема нашего сегодняшнего урока это «Туман, облака, и осадки». А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов. Но сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано прочитать текст на стр. 76-81. Проверяем пересказ у доски. Молодцы ребята, хорошо подготовились! | Слушают учителя. -Этот писатель имел ввиду то, что вода главное вещество в природе. -Ребята выходят к доске и отвечают домашнее задание. | Метапредметные: познавательные УУД: -передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью -работать с информацией; коммуникативные УУД: -слушать, не перебивая; - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами | Метод словесный -вопросы. Метод наглядный - презентация. | Презентация-слайд 1 |
4 | Изучение новой темы. | Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем. -Молоко над речкой плыло — Ничего не видно было. Растворилось молоко — Стало видно далеко. - Летит орлица по синему небу Крылья распластала, солнышко застлала. - Без рук, без ног, а окно выбивает? - Раскалённая стрела дуб свалила у села. -Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова? Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки. Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? Давайте прочитаем в учебнике и узнаем что же такое туман. Открываем учебник на стр.81. Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? Ребята, а туман исчезает? А давайте подумаем туман наш «друг», или «недруг».Разделимся на две группы: первая нам докажет что туман друг, а вторая недруг. Не забываем о правилах работы в группе- действуем сообща, слушаем мнение друг друга внимательно, также вы должны суметь договориться между собой и выбрать лидера, того человека который будет рассказывать. На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем! -Ребята, а что такое облака, можете предположить? Прочитаем точное определение в учебнике на стр. 81. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя , града или снега падает из туч на землю. Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются? А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию. Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда. Кучевые облака- они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды. Дождевые облака - они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. Слоистые облака - они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов. Рассмотрите так же рисунок на стр. 83. И выполните задание, которое прописано на стр. 82. Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды- это РОСА. | Отгадывают загадки. -туман -облако -град -молния -огонь -Читают в учебнике определение слова Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе. -Нет, окна не запотевают , образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном. -Нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю. Ребята работают в группах, совещаются, каждый предлагает своё мнение. 1 группа отвечает: туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья. 2 группа отвечает: туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу. Читают в учебнике определение слова. Облака - это тот же туман, только находится он высоко над землёй. -И туман и облака состоят из мельчайших капелек воды. -Отличаются тем, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок. Смотрят презентацию и наблюдают в ней разные виды облаков, и их отличительные черты. Обсуждают их. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; -самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи -собирать информацию, обрабатывать и делать выводы; -называть свойства воды; -решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания; -отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - умение работать в группе; -выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами; -корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку; | Метод словесный -вопросы, беседа, рассуждение. Метод наглядный -презентация. | Презентация слайд 2-9 |