СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме "Туман и облака. Осадки" УМК Перспективная начальная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающий мир.

1.- 3 класс

2.- Тема «Туман и облака. Осадки».

3.- Тип: урок формирования новых знаний.

4.- Цель: дать представление о понятиях «туман», «облака», «осадки».

5.- Задачи:

Образовательные: сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;

Развивающие: расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды

Воспитательные: учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

6.-  Планируемые результаты:

Личностные УУД  Умение:

-ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

-аргументировано отстаивать свою точку зрения

-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность

-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме

-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Предметные

-В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, понятия туман, облака, осадки.

-В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Метапредметные

Познавательные УУД: Умение:

-ориентироваться в учебнике;

-отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»

-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью

-работать с информацией

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи

-собирать информацию, обрабатывать и делать выводы

-называть свойства воды

-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД: Умение:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке

-аргументировано находить и объяснять свои ошибки

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД: Умение:

-слушать, не перебивая

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

-корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку

7.  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), учебник, рабочая тетрадь.

8. Литература Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

9. Структура урока:  

  1. Организация начала урока (1-2 мин)
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
  3. Сообщение темы  (2 мин)
  4. Изучение новой темы  (15 мин)
  5. Физкультминутка (3 мин)
  6. Закрепление изученного материала (7 мин)
  7. Итог урока (5мин)
  8. Рефлексия (2 мин)
  9. Постановка Д/З (1 мин)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме "Туман и облака. Осадки" УМК Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока окружающий мир.

1.- 3 «В класс»

2.- Тема «Туман и облака. Осадки».

3.- Тип: урок формирования новых знаний.

4.- Цель: дать представление о понятиях «туман», «облака», «осадки».

5.- Задачи:

Образовательные: сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;

Развивающие: расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды

Воспитательные: учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

6.- Планируемые результаты:

Личностные УУД Умение:

-ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

-аргументировано отстаивать свою точку зрения

-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность

-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме

-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Предметные

-В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, понятия туман, облака, осадки.

-В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Метапредметные

Познавательные УУД: Умение:

-ориентироваться в учебнике;

-отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»

-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью

-работать с информацией

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи

-собирать информацию, обрабатывать и делать выводы

-называть свойства воды

-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД: Умение:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке

-аргументировано находить и объяснять свои ошибки

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД: Умение:

-слушать, не перебивая

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

-корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку

7. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (интерактивная доска), учебник, рабочая тетрадь.

8. Литература Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

9. Структура урока:

  1. Организация начала урока (1-2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

  3. Сообщение темы (2 мин)

  4. Изучение новой темы (15 мин)

  5. Физкультминутка (3 мин)

  6. Закрепление изученного материала (7 мин)

  7. Итог урока (5мин)

  8. Рефлексия (2 мин)

  9. Постановка Д/З (1 мин)



п/п

Этапы урока


Содержание этапа,

деятельность учителя

Содержание этапа, деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Используемые методы, приемы, формы

Примечание

11.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим. Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Евгеньевна.

Проверяют свою готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

Регулятивные УУД:

- учиться самостоятельно организовывать своё рабочее место, понимать цель выполняемых действий;

Метод словесный

- беседа.

Презентация

2

Актуализация опорных знаний.

Ребята, что мы называем явлениями природы? Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.).

Внимательно слушают учителя.

-Явления природы это всё что происходит вокруг, в природе.

-Дождь, снег, град, облака, ливень.

Метапредметные (УУД):

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Метод словесный

- вопросы.

Презентация.

3

Сообщение темы.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? Итак, сегодня ребята мы будем исследовать и наблюдать, выводы делать и понимать, а чтобы урок пошёл каждому впрок. Активно в работу включайся дружок! И тема нашего сегодняшнего урока это «Туман, облака, и осадки». А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов. Но сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано прочитать текст на стр. 76-81. Проверяем пересказ у доски. Молодцы ребята, хорошо подготовились!

Слушают учителя.

-Этот писатель имел ввиду то, что вода главное вещество в природе.

-Ребята выходят к доске и отвечают домашнее задание.

Метапредметные:

познавательные УУД:

-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью -работать с информацией; коммуникативные УУД: -слушать, не перебивая; - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

Метод словесный

-вопросы.

Метод наглядный - презентация.

Презентация-слайд 1

4

Изучение новой темы.

Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем.

-Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

- Летит орлица по синему небу

Крылья распластала, солнышко застлала. - Без рук, без ног, а окно выбивает?

- Раскалённая стрела дуб свалила у села.

-Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова?

Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки. Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? Давайте прочитаем в учебнике и узнаем что же такое туман. Открываем учебник на стр.81.

Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? Ребята, а туман исчезает? А давайте подумаем туман наш «друг», или «недруг».Разделимся на две группы: первая нам докажет что туман друг, а вторая недруг. Не забываем о правилах работы в группе- действуем сообща, слушаем мнение друг друга внимательно, также вы должны суметь договориться между собой и выбрать лидера, того человека который будет рассказывать. На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем! -Ребята, а что такое облака, можете предположить? Прочитаем точное определение в учебнике на стр. 81. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя , града или снега падает из туч на землю.

Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются?

А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию.

Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда. Кучевые облака- они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды. Дождевые облака - они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. Слоистые облака - они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов. Рассмотрите так же рисунок на стр. 83. И выполните задание, которое прописано на стр. 82. Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды- это РОСА.

Отгадывают загадки.

-туман

-облако

-град

-молния

-огонь

-Читают в учебнике определение слова Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.

-Нет, окна не запотевают , образование капель воды из водяного пара возможно только пи условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном.

-Нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю.

Ребята работают в группах, совещаются, каждый предлагает своё мнение.

1 группа отвечает: туман стелется низко над землёй, спасает растения в садах и на полях от заморозков; во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.

2 группа отвечает:

туман губительно действует на некоторые растения; в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу.

Читают в учебнике определение слова. Облака - это тот же туман, только находится он высоко над землёй.

-И туман и облака состоят из мельчайших капелек воды.

-Отличаются тем, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок.

Смотрят презентацию и наблюдают в ней разные виды облаков, и их отличительные черты. Обсуждают их.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи -собирать информацию, обрабатывать и делать выводы; -называть свойства воды; -решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания; -отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - умение работать в группе; -выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами; -корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку;


Метод словесный

-вопросы, беседа, рассуждение.

Метод наглядный

-презентация.

Презентация

слайд 2-9

5

Физкультминутка.

Волны плещут в океане. ( дети машут руками изображая волны) Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд) Это мачты кораблей. ( Вытягивают руки вверх). Пусть плывут сюда скорей (приветственно машут руками) Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулаке (сжимаем кулачки)

Чтоб побольше их собрать Надо чаще приседать.(приседаем) Сядем дружно на песок Вот и начался урок.(дети садятся за парты).

Выполняют упражнения.

Личностные:

-умение быстро и ловко выполнять движения;

Метод наглядно-словесный - демонстрирование и объяснение движений.


6

Закрепление изученного материала.

Итак, мы с вами сказали, что снег, дождь, град- это явления природы. Как мы их ещё можем назвать?

Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0С, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется Иней.

Изморозь - вид атмосферных осадков, представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах при влажной, морозной погоде.

А ещё ребята, наблюдения за облаками очень важно для природы. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру но и через неделю. Когда по небу ходят лёгкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой - снег.

Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами»- в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад- к дождю. На восток- к теплу. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались.

Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

Ребята а вы знаете какие-нибудь народные приметы связанные с такими природными явлениями?

-Мы можем их ещё назвать осадками.

Слушают рассказ учителя о приметах связанных с облаками, туманом, и осадками.

Некоторые ребята рассказывают о приметах, связанных с этими природными явлениями, которые знают.

Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко отвечать на поставленный вопрос;

- умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, не перебивая;

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;



Метод словесный -рассказ, беседа, обсуждение.

Метод наглядный –презентация.

Презентация

слайд 10-13

7

Итог урока

Вот и подходит к концу наш урок, и сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили полученные сегодня знания.

Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Итак, слушаем, первый вопрос.

1. Какие облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град?

2. Какие облака напоминают нам перья птиц?

3. Скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе – это? 4. Это что-то очень похожее на туман, но находится высоко над землёй?

5.Какие облака являются вестниками затяжных дождей?

6. Какие облака напоминают нам клочки ваты?

7. Ну и какое вещество является главным в природе?

Молодцы!!! Вы справились с моими вопросами, значит, хорошо поняли тему сегодняшнего урока.

Теперь предлагаю вам поработать в тетрадях для самостоятельных работ на стр.29 и выполнить задания 41 и 42.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

  1. Дождевые

  2. Перистые

  3. Это туман

  4. Облака

  5. Слоистые

  6. Кучевые

  7. Вода

Начинают работать в тетрадях для самостоятельных работ.

Метапредметные УУД:

познавательные:

-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания;

регулятивные:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

коммуникативные:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;


Метод словесный- вопросы.

Презентация

слайд 14.

8

Рефлексия

У меня на доске находится плакат в форме облачка, а у вас у каждого на парте есть капелька, так вот я вам предлагаю, чтоб наше облачно не пустовало без капелек воды, наполнить его вашими капельками, но, ещё одно задание. Если вам урок понравился, нарисуйте на капельке улыбку, а если нет - грустную мордочку. Начинаем по очереди, с 1 ряда.

Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?

О каких превращениях воды мы сегодня узнали?

Какие виды облаков мы узнали?

Какие приметы сегодня вспомнили?

Выходят к доске и приклеивают капельку с улыбающейся мордочкой.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выражают и поясняют своё мнение.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные.- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено;

Метод словесный:

-объяснение, пояснение, рассуждение.

Метод наглядный- плакат облачка на доске.

На доске плакат- облачко. Капельки у детей.

9

Постановка Д/З

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

У. стр. 81-84 читать и ответить на вопросы. Спасибо за урок!


Записывают домашнее задание в дневник.

Метапредметные УУД:

Познавательные :

-осознавать познавательную задачу;

Коммуникативные:

-осознавать речь как способ устного и письменного общения людей;

Метод словесный:

-объяснение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!