Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
| | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
| Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Организует мотивирование к учебной деятельности. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Скажите, вам нравится добиваться побед? - А что для этого необходимо? (Дети перечисляют: сила воли, упорство, смекалка; нужно трудиться; учение и труд все перетрут.) - Многократные тренировки, трудолюбие, воля, настойчивость, желание победить, вера в свои силы позволило нашим спортсменам занять первое место среди стран участниц в 22-х олимпийских зимних играх в Сочи. И мы ими гордимся. - Посмотрите на экран. (Слайд 2. Медальный зачет. XXII олимпийские зимние игры в Сочи.) Итак, каково общее количество медалей, завоеванных Россией? (33 медали) - Сколько золотых? (13 медалей) - Сколько серебряных? (11 медалей) - Сколько бронзовых? (9 медалей) - А какую серьезную тему мы изучаем? (Мы изучаем тему «Обыкновенные дроби».) - Какую часть всех медалей составляют золотые медали?
 - Что можете сказать о данной дроби? (Правильная, несократимая.) - Какую часть всех медалей составляют серебряные медали? Верно ли, что серебряные медали составляют треть всех медалей? Почему? Какая это дробь? (Правильная, сократимая)  - А какая еще проходила олимпиада? (Паралимпийские игры 2014.) - Что означает паралимпиада? (Международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями.) - У этих спортсменов огромная сила воли, огромное мужество, что позволяет сборной России в медальном зачете уверенно лидировать. (Слайд 3. Фотографии паралимпийцев.) - Сегодня в копилке общекомандного медального зачета российских паралимпийцев 80 медалей. Из них 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых. Плакат на стене. - Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор однажды сказал: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику». /Цицерон./ - Сегодня на уроке вы покажите, какие еще знания уже имеете по теме «Обыкновенные дроби». - И надеюсь благодаря трудолюбию, смекалке, умению применять полученные знания в новой ситуации, позволит вам самостоятельно открыть новые знания. - А начнём мы как всегда с устной работы, потому, что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже изученный материал. | | | Концентрируют внимание. Слушают, вступают в диалог. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Получают позитивный заряд. | Настраиваются на успешную деятельность | Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | 1) Организует повторение теоретических знаний и практических навыков учащихся в процессе выполнения устных заданий по слайдам презентации. (Слайды 4-10) - Молодцы! Вы хорошо поработали устно. Теоретические знания нам очень будут необходимы. 2) Организует повторение алгоритма сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. - Какие еще операции с дробями вы умеете выполнять? (Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.) Предлагает найти сумму и разность дробей в первых четырех заданиях на карточке №1 (выполняют по одному ученику с комментарием у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях). - Если потребуется, сократите и выделите целую часть. - А каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? Предлагает вспомнить алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и записать его в общем виде для дробей . - Проверьте себя. Карточка с правилом в общем виде вывешивается на доску. - Давайте восстановим алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: (дети проговаривают алгоритм) Алгоритм на Слайде № 11. - Хорошо. 3) Мотивирует учащихся к пробному учебному действию, организует его самостоятельное выполнение и фиксацию индивидуальных затруднений. - Предлагаю выполнить 5) и 6) задание на карточке №1. ? - Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? Что нового? (В предыдущих заданиях дроби были с одинаковыми знаменателям, а в последних заданиях у дробей разные знаменатели.) - Чему будет посвящен урок? - Найдите сумму и разность дробей. Учащиеся выполняют решение в тетрадях. Два ученика за доской. - Проверим результаты. - У кого нет результата? - Что вы не смогли сделать? - Назовите, какие результаты получили. Дети называют получившиеся результаты. Если среди них есть неправильные результаты, то учитель указывает на это. - Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно выполнить задание.) - Каким правилом пользовались те, кто получил правильный ответ? (Мы не можем указать правило.) | Повторяют знания о сокращении дробей, выделении целой части из неправильной дроби, приведении дробей к наименьшему общему знаменателю, сравнении дробей с разными знаменателями. Обсудив в парах алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в общем виде для дробей  , записывают в тетради. | Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. Формулирование проблемы. | Выполняют задания. Отвечают на поставленные вопросы. Оформляют свои мысли в письменной и устной форме. Проговаривают алгоритм в ходе совместного выполнения типовых заданий. Выполняя пробное действие выходят на необходимость формулирования правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Работают по алгоритму сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Проверяют себя. | Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить. | Смыслообразование. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Организует выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения. - Почему у вас получились такие разные ответы? Как выяснить? - Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились такие результаты.) - Какое задание выполняли? (Складывали и вычитали дроби с разными знаменателями.) - Как пробовали выполнять задание? (…) - Где возникло затруднение? (В оформлении решения и не хватило время.) - Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями.) | Восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково-символических средств; постановка и формулирование проблемы. | Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | Волевая саморегуляция
| Учебно-познавательный интерес, смыслообразование, эмпатия |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организует в коммуникативной форме построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1. уточнение цели проекта; 2. уточнить тему урока; 3. определение средств; 4. построение плана достижения цели. Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.) - Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.) Учитель открывает на слайде № 12 тему урока. - Запишите тему урока. - Каким, известным способом, можете найти значения выражений? (Алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.) - Как вы будете действовать? (Используем алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, изменим алгоритм, сформулируем алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.) | В коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий. | Построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств, построение речевых высказываний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации.
| Отвечают на поставленные вопросы, сотрудничают в ходе построения проекта выхода из затруднения. | Планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Ставят цель, согласовывают тему урока, строят план достижения цели, определяют средства (алгоритм). | Познавательная инициатива, планирование, прогнозирование. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
5. Реализация построенного проекта. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Задание парам: - Дополнить известный алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Учащиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар. Учащиеся пытаются сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Учитель может организовать подводящий диалог. - Вернемся к нашим выражениям и найдем их значения, используя полученный алгоритм. ? - Будьте внимательны при оформлении задания! Сильный ученик проговаривает и записывает у доски (учитель помогает правильно оформить задание). Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. - На слайде № 13 появляется алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. - Сравните полученный алгоритм с правилом в учебнике на стр. 157. Дети читают правило про себя, затем один ученик вслух. - Справились с затруднением? – Молодцы! - Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь можем складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.) | Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Составляют алгоритм. Делают выводы о полноте и правильности, сравнивая с правилом в учебнике. Вносят изменения в индивидуальные алгоритмы. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; выдвижение гипотез и их обоснование; использование знаково-символических средств; самостоятельное создание алгоритма деятельности. | Обсуждают в парах варианты решения учебной задачи. Сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы учеников других пар. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие» | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения. | Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. | Познавательная инициатива; волевая саморегуляция . | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах. Создание ситуации успеха для каждого. - А теперь что необходимо в дальнейшей работе на уроке? (Тренировка.) 1) - Найдите значения выражений записанных на доске, проговаривая свои действия по алгоритму. (По одному ученику комментируют решение по алгоритму.) Задания на доске. Вычислите: 2) – Предлагаю теперь поработать в парах. Найдите значения выражений на карточке №2, проговаривая друг другу действия по алгоритму. | Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Решают типовые задания на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (фронтально, а затем в парах), с проговариванием алгоритма решения вслух. Проверяют по образцу. | Использование общих приемов решения задач; использование знаково-символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; построение речевых высказываний | Оформляют свои мысли в письменной и устной форме. Слушают и понимают партнера. | Планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения | Работают по алгоритму. | Контроль, коррекция, волевая саморегуляция
| Осознание ответственности за общее дело, освоение новых социальных ролей и правил |
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание (Карточка по вариантам), с последующей самопроверкой по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. -Выполните задание самостоятельно. Дети выполняют задание, после чего учитель открывает на доске или раздаёт эталон для самопроверки. - Проверьте работу по эталону. - Кто действовал так же и получил тот же результат – поставьте «+». – Молодцы! - У кого получился другой ответ – поставьте «!», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. – Обратите внимание на это место. – Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. – Поставьте рядом «+». | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их проверку, пошагово сравнивая с эталоном. Называют место своего затруднения, причину. Исправляют ошибки. | Анализ, сравнение, использование знаково-символических средств, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия. | | | Работают по алгоритму. | Работа по алгоритму; самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; волевая саморегуляция; познавательная инициатива; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив . | Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. | Организует выполнение задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Создает условий для включения “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. - Новое знание вам пригодится не только при решении примеров. Где ещё вы можете встретиться со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями? (При нахождении значения выражения, сравнении выражений, решении задач, уравнений…) - Предлагаю вам применить свои новые знания при решении уравнений. - Выберите то уравнение, при решении которого нужно будет использовать новое знание. Карточка №3. | Выбирают уравнение. Затем по одному ученику на закрытой части доски решают выбранное ими уравнение, остальные у себя в тетрадях. Отрабатывают сложение и вычитание дробей с разными знаменателями при решении уравнений; повторяют нахождение неизвестных компонентов уравнений. | Анализ, синтез, сравнение; поиск и выделение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний.
| Проводят обсуждение решённых уравнений. | Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Дети, которые произвели правильный выбор и решение ставят в тетрадях «+», «+». | Прогнозирование. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Предлагает вспомнить тему урока и задачи урока, определить достигнуты ли цели урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. -Что нового узнали на уроке? - Были удачи на уроке? Какие? (Справились с затруднением, научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.) - Что нам помогло справиться с затруднением? - Достигли цели урока? (..) - Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении. - Как бы вы отметили работу всего класса? (Выслушиваются 1-2 ученика.) - Оцените лично свою работу на уроке. (На доске или слайде изображён пьедестал с I,II, III местами). - Дети, вы очень много работали на сегодняшнем уроке, и, несомненно, добились побед, больших и маленьких. Выходите к доске и прикрепите стикеры на пьедестал на уровни, которых, по вашему мнению, достигли на сегодняшнем уроке. Вперед, к новым победам! - Как вы думаете, на следующем уроке пригодятся новые знания? (…) | Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников. | Умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности | Называют тему и задачи урока, отмечают моменты, вызвавшие затруднение, наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. | Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества | | Волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, внутренняя позиция школьника, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
|
10.Постановка домашнего задания. | Предлагает учащимся записать домашнее задание. Постановка домашнего задания с комментарием. Правило стр. 157 учебник, алгоритм учить (раздать каждому), У: № 546 (б, в,), № 547 (а, б), № 549(а, б), № 556 | | | | | | | |