Место урока в изучаемой теме | Данный урок является заключительным в изучении темы «Россия в XVI веке», а также предварительным для изучения темы «Смутное время в начале XVII века» |
План урока | Урок проводится в игровой форме в виде судебного заседания |
Тип урока | Урок-суд |
Технологии | Метод проекта в системе урока, технология критического мышления, технология проблемного обучения |
Решаемые проблемы | Неоднозначность оценки роли личности в истории современниками и потомками |
Виды деятельности | Продолжение формирования у обучаемых умений построения и реализации новых знаний и различных способов действий: поиск источников и историографических работ по теме урока, анализ их содержания; коллективное проектирования выполнения предварительного задания; организация ролевой игры в виде судебного заседания; исследовательская деятельность по подготовке к уроку, работе на уроке и подведению итогов работы на уроке |
Планируемые результаты |
Предметные | Анализ исторической обстановки XVI века как периода завершения централизации страны, анализ деятельности Ивана IV и его окружения, работа с историческими источниками и историографией |
Метапредметные УУД | |
Коммуникативные | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать с различными типами информации, владеть монологической речью, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие с членами группы и оппонентами |
Регулятивные | Составлять план действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, оценивать правильность решения задачи |
Познавательные | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, анализировать дополнительный материал, применять начальные исследовательские умения, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии |
Личностные УУД | Объективно и корректно оценивать различные позиции, в том числе и не совпадающие с собственной, Координация различных позиций в сотрудничестве, Осмысление исторической обусловленности мотивации людей предшествующей эпохи, развитие творческих способностей через активные формы деятельности, оценивание исторических событий и роли личности в истории |
Урок |
Организационный момент | Предварительная работа по распределению обучающихся в группы и подготовка группами своих позиций (анализ источников и историографии по теме). Группа обвинения представляет группе защиты основные пункты обвинения за один день до урока. |
Изучение нового материала | Урок построен по типу судебного заседания (одновременно проводится проверка применения знаний курса Обществознание «Процессуальное право»). Класс распределен по группам: группа обвинения, группа защиты, эксперты (опрашиваются обеими сторонами по мере необходимости), судьи. Пример группы экспертов: медэксперт (рассматривает медико-психологический аспект личности Ивана IV), комиссия по делам несовершеннолетних (дает оценку детства Ивана IV), фининспектор (анализирует экономическое состояние России в XVI в.) и т.д. Условия проведения урока: не допустить перехода к театральной постановке, объективность данных должна быть обеспечена ссылками на источники и историографию. В ходе урока возможно использование художественной литературы как подтверждение своей позиции оценками, данными писателями исторической личности. Итог урока подводят судьи, показывая возможность и необходимость существования противоположных оценок, давая представление о многозначности исторических явлений, о влиянии неординарной личности на историю. |
Рефлексия | В качестве рефлексии и д/з обучающимся предлагается выполнить работу «Россия XVI века без Ивана IV» |