Предмет, класс | История древнего мира, 5 класс |
Учебный раздел | Древний Восток |
Учебная тема | Западная Азия в древности |
Тема урока | Персидская держава «царя царей» |
Актуальность использования средств ИКТ | Необходимость оценивания знаний в короткие сроки. Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов. |
Цель урока | Знакомство с событиями, происходящими в Передней Азии в VI в. до н.э., с историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством |
Задачи урока: обучающие развивающие воспитательные | Знать историю стран Передней Азии, возникновения Персидского царства, их географическое местоположение. Развивать познавательные способности учащихся; продолжить формирование умений работать с историческим источником, картой, делать выводы. Воспитывать отрицательное отношение к захватническим войнам, а на истории жизни персидского народа такие качества как - мужество и стремление к независимости. |
УУД | Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений стран Передней Азии; понимать политическое многообразие мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путём соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Вид используемых на уроке и при подготовке к уроку средств ИКТ | Универсальные, ЦОР на СD-ROМ. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение при подготовке и проведении урока | Мультимедийный компьютер, видеопроектор, интерактивная доска. |
Планируемые результаты изучения нового материала | Предметные: -знать: основные достижения стран Передней Азии; основное понятие по изучаемой теме: держава. -уметь: находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; применять основные термины и понятия по изучаемой теме. Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества; приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам. Метапредметные: способность планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока; умение проводить поиск информации в учебной литературе. |
Методы обучения | Словесный (рассказ, беседа), наглядно-иллюстративный (презентация, карта, иллюстрации учебника); практический (работа с документами); частично- поисковый (проблемные задания, работа с картой) |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Форма урока | Урок – путешествие. |
Источники информации | Учебник: Вигасин А. А. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2015, §19; Методическое пособие: Шевченко Н.И. Всеобщая история. История древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М., Просвещение, 2012. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты |
| | | Предметные | УУД |
Организационный момент | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Вводное слово учителя: | | | |
Актуализация опорных знаний | Воспроизводят знания названия раздела, главы и темы изучаемой ранее. По «цепочки» заполняют пропусти. (сл. 1-2) Ответ: погибла Работа в парах (изучение дополнительной информации и ее представление) Выступление групп (работа с картой) Ответ: все эти государства захватили персы. | Организует опрос учащихся на звание раздела, главы и темы прошлого урока. На территории Ассирийской державы было образовано 3 великих царства (схема сл.3) | Вопросы: Скажите, какой раздел мы с вами сейчас изучаем? А какую главу? | Умение находить или вспоминать нужную информацию. | КУУД: Совместная деятельность, работа в парах, распределение обязанностей ЛУУД: Рассуждение учеников |
- О каком государстве мы с вами узнали на прошлом уроке? - Давайте вспомним главные факты, которые были изучены нами на прошлом уроке. (заполни пропуски) Вопрос: Что произошло с Ассирийской державой в 612 г. до н.э.? - Предлагаю познакомиться с этими царствами. (дополнительный материал) - Что общего вы заметили во всех выступлениях? |
Целеполагание и мотивация учебной деятельности | Определяют тему урока: «Персидская держава» Постановка учащимися целей, задач. В тетрадях записывают число и тему урока. | Организует формулирование темы урока и постановку цели На доске: У- узнать (где? когда? кто? как?) Р- развивать (умения работать с учебником, картой, электронным приложением) О- обобщать (вывод) К- контролировать | - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? | Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам | РУУД: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; ПУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми. |
Промежуточное подведение итогов. | Отвечают на вопросы. | Задаёт вопросы, организует работу с картой | Ответьте на вопросы: 1) С какими царствами в Западной Азии мы с вами познакомились? 2) Какие племена постоянно отстаивали свою независимость? 3) Творческое задание: какие водные пространства мы видим на карте? | Умение находить или вспоминать нужную информацию. | ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; КУУД: уметь работать с картой и оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап усвоения новых знаний (этап проверки понимания учащимися нового материала). | Отвечают на вопросы. Работают с документом, отвечают на вопросы. Изучают материал параграфа. Отвечают на вопросы. Работа в тетрадях. | Проводит заочное путешествие, задаёт вопросы, организует работу с картой, с иллюстрациями и документом в учебнике. На доске записывает новые понятия, личности и даты (Кир, Валтасар, 538 г. до н.э., Камбис, Дарий, Персеполь) | Прочитаем: Легенда о происхождении царя Кира. Вопрос: - Как Кир убедил персов воевать с мидийцами. - Как вы думаете можно ли государство Кира назвать державой? Почему? А сейчас поработайте с материалом параграфа и постарайтесь ответить на вопросы: - Какое царство первым захватили персы? А второе? - Легко ли было персам завоевать Вавилон? Почему? - Какой город стал столицей Персидской державы? - В период правления какого правителя Персидская держава добилась наивысшего расцвета? С какими новыми понятиями, личностями, датами вы встретились? Давайте запишем их в тетрадь. | Умение находить или вспоминать нужную информацию . Умение находить на карте географические объекты | ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; КУУД: уметь работать с картой и оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении документа; ЛУУД: рассуждение учащихся; РУУД: формулировать вывод; делать обобщения. |
Этап закрепления нового материала | Выбор и выполнение заданий ЦОР. | Организует усвоение и проверку нового материала. | | Умение работать с электронным приложением. | ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности. |
Этап подведения итогов урока | Делаю вывод. - Персидская держава завоевала почти все государства, о которых мы знали. Оценивают свою работу на уроке. | Подводит итоги урока. | Вопрос: Почему Персидскую державу называют «держава царя - царей». Какой вывод можно сделать. | | КУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки РУУД: оценивание качества и уровня усвоения. |
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания: | Записывают домашнее задание в дневник. | Объясняет выполнение домашнего задания | Читать § 19, вопросы, документ о Валтасаре По желанию написать рассказ «Путешествие по царской дороге» | | |