1.Организационный. 2.Актуализа-ция знаний. 3.Изучение нового материала: а)постановка цели, мотивация, б)планирование предстоящей работы, в)открытие нового знания. 4.Первоначальное осмысление и закрепление. Этап Закрепление изученного материала, рефлексия 5.Итоги урока. | Приветствие. Задача: 1.Настроить учащихся на познавательную деятельность. (Коммуникативная компетентность). Задачи: Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации материала по теме. Цель. Сформировать у учащихся представление о макрорегионах России, месте их в экономике страны Методы: 1.Коллективное целеполагание. (Учебно-познавательная компетенция 1.Моделирование деятельности. (Учебно-познавательная компетенция) Задача: 1.Формирование основ теоретического мышления 2.Развитие умений находить общее, отличное, закономерности. 3.Воспитание способности высказывать свою точку зрения. 4.Формирование способности каждого ученика к участию в работе. 5.Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. 6. Работа с учебником. 7.Обработка информации-выстраивание логических, причинно-следственных связей. (Информационная, общекультурная компетенции). 8.Учебный диалог. (Коммуникативная компетенция).
Цель: закрепление знаний о макрорегионах Развитие способности контролировать процесс своей деятельности. Задача: 1.Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы: 1.Коллективное подведение итогов, оценивание работы. (Учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции). Задача этапа: закрепление знаний, полученных на уроке, проверить степень понимания и знания изученного материала Формирование умения анализировать результаты своей деятельности, а также сам процесс деятельности и своё отношение к этому процессу . Задача: 1.Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы: 1. оценивание работы. (Учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции).: обобщение изучаемого на уроке материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний; Оценка работы учащихся на уроке Формирование умения анализировать результаты своей деятельности, а также сам процесс деятельности и своё отношение к этому процессу . | Учитель: Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сетью меридианов, Непобедима, широка, горда. Так писал Константин Симонов о России, или строки из другой некогда популярной песни «Широка страна моя родная…» Удивительны просторы нашей Родины раскинулись на 17 млн. кв. километров – первое место в мире по площади. Более 70% территории занято равнинами и низменностями. В России 120 тысяч рек и два миллиона озер. Наша страна граничит с 18 странами! Многое вы уже знаете, многое ещё узнать предстоит. Предлагаю ответить на несколько вопросов и вспомнить ранее изученный материал Фронтальный опрос. Сколько морей омывает территорию России, назовите и покажите на карте. Назовите самое большое по площади и самое глубокое озеро мира. Численность населения России Назовите отрасли промышленности, являющиеся передовыми в хозяйстве России. Назовите самый большой по площади экономический район России. Да этот вопрос у вас вызвал затруднение. Эту тему мы ещё не проходили, а если мы чего то не знаем, значит, нам нужно узнать. Территория России огромна, но не всегда она была таковой, Ядром государства всегда являлась европейская часть, это сложилось исторически, а затем государство Русское стало расширяться, Ермак со своим войском продвигался на север и эти территории присоединялись к нам. А М.В. Ломоносов, основоположник экономической географии России удивительно высказался "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном". Согласны ли вы с этим высказыванием? Да пока вразумительного ответа дать мы не можем, но сегодня на уроке мы попробуем выразить своё отношение к этим словам. Для начала надо определить тему нашего урока Какую цель ставим? Какими путями мы будем идти к поставленной цели Ну что же цели определены, задачи поставлены приступаем к работе Работать будем с учебником п. 24. Перед вами сравнительные таблицы географического положения Европейской и Азиатской части России. С помощью учебника заполните таблицу и сделайте выводы о перспективах развития региона, работаем в парах. Давайте выслушаем выводы Да географическое положение разнообразное и разные перспективы развития регионов, но и природа не одинакова. О природе макрорегионов мы послушаем доклад девочек, а вы не просто слушаете, а одновременно с рассказом на кК отмечаете географические объекты названные докладчиками Спасибо докладчикам Работа продолжается, кроме красивой и интересной природы в эти регионы богаты природными ресурсами, мы уже знаем из предыдущих тем, какой из макрорегионов более богат ресурсами. Прошу дать ответ на вопрос что относится к природным ресурсам и в каком макрорегионе больше перспектив для добычи и разработке полезных ресурсов А сейчас у нас небольшая пауза и уже не мы будем говорить о огромных просторах нашей страны, а наш любимый мишка из РГО (просмотр мультфильма РГО Россия) На огромной территории конечно проживают люди, но расселение неоднородно, почему, мы с вами проходили в 8 классе, а сегодня мы ещё раз докажем это на примере городов миллионеров. Перед вами список, найдите на карте города и сделайте вывод в какой части России больше таких городов. У доски данное задание выполняют двое учащихся, отмечая города фишками На основании всего услышанного выгоды гп, природные условия, ресурсы способствуют развитию хозяйства на этих территориях. И хозяйство тоже различается. На Европейской части России уже давно исторически сложившиеся ценности, именно здесь сосредоточено 90% производственного капитала, 79% экономически активного населения, 90% научных кадров, здесь производиться 70% промышленности и 80% с/х продукции, 90% научной продукции страны, 70% жд, 68% автодорог. А Азиатская часть стала активно развиваться только с 20-х годов прошлого века, и роль этого региона в экономической доли России растёт. Но до сих пор здесь преимущественно добывающие отрасли промышленности. Для такой большой территории транспортных магистралей недостаточно, что затрудняет развитие обрабатывающих отраслей, природа с низкими температурами, вечной мерзлотой ведёт к удорожанию хозяйственного освоения севера. Но богатство природными ресурсами этого края делает его крайне перспективным в дальнейшем освоении. Для закрепления пройденного , я предлагаю вам объединиться в группы, и для закрепления всего сказанного услышанного, сделанного поработать с текстом и заполнить пропуски К Европейской части России относят __________ район и всю территорию, лежащую к ___________ от него. Азиатская часть страны – территория __________ Уральского района. Эти части – два ________ лица единой страны. Они различаются всем: __________________, ___________,________________,__________ и перспективами развития. Давайте обратимся к высказыванию М.В.Ломоносова. И хочу услышать, как теперь вы относитесь к этому высказыванию. Пришло время оценить свою работу на уроке, подумать, что я узнал, что сделал, что нужно закрепить дома? Учитель: спасибо всем за плодотворную работу. Из материалов составленных на уроке мы составили с вами проект « Сравнительная характеристика Европейского и Азиатского макрорегионов России», предлагаю обобщить этот проект на следующем уроке группе учащихся. Всем домашнее задание п. 24, вопросы и задания после параграфа Учитель выставляет оценки. Спасибо всем за работу на уроке! | Учащиеся дают ответ, с показам географических объектов на карте ( 12 морей, Каспийское море, Байкал, 146,5 мл. чел. ТЭК, машиностроение, металлургия.) Учащиеся дают ответы Учащиеся предлагают варианты. И выводим Европейская и Азиатская части России, и их роль в экономике страны Изучить Европейскую и Азиатскую часть России, сравнить и определить их роль в экономике России Изучать параграф учебника, атлас, сравнивать регионы, анализировать, делать выводы. Учащиеся выполняют задание (4 мин) Доклад с мультимедийной презентацией «Природа Европейской и Азиатской части России», учащиеся заполняют кК. Учащиеся дают ответы: Просмотр мультфильма (физкультминутка) Учащиеся выполняют задание, делают вывод, об урбанизации. Учащиеся вставляют пропущенные слова в тексте, самопроверка. Учащиеся дают ответы |