Технологическая карта урока
Данные об учителе: Жуйкова Ирина Николаевна, категории нет МБОУ «СОШ №16» города Глазова Удмуртской Республики
Предмет: литературное чтение Класс: 3
Учебник (УМК): УМК «Школа России», учебник А.Ф. Климанова «Литературное чтение»
Тема урока: Знакомство с новым произведением «Сказка о царе Салтане…» Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник А.Ф. Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь к учебнику А. Ф. Климановой,
толковый словарь живого Великорусского языка В.И.Даля, словарь Л.П.Катлинской «Учусь проникать в тайны происхождения слов», портрет писателя, выставка книг, аудиозапись сказки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
- регулятивными УУД:
самостоятельно организовывать рабочее место – 2 уровень, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль – 3 уровень; осуществлять проверку работ в паре, корректировать выполнение задания в паре – 2 уровень.
- познавательными УУД:
прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника, осуществлять поиск информации в словаре учебника, в толковом словаре – 2 уровень, ориентироваться в учебнике – 3 уровень.
- коммуникативными УУД:
участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы по тексту произведения – 2 уровень, выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи – 2 уровень.
У большинства учащихся не сформированы:
- коммуникативные УУД:
задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с товарищами, выполняя свою роль;
- личностные УУД:
определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать;
- регулятивные УУД:
адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы;
- познавательные УУД:
прогнозировать по названию, составлять вопросы по названию о содержании и героях текста.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УУД | читать текст осмысленно, передавая нужную интонацию | 2 уровень – воспроизведение текста в соответствии с полученными знаниями |
объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием | 2 уровень – умение без подсказки учителя выполнять предметные действия |
вести диалог, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | 2 уровень- умение вести диалог без под сказки учителя |
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы | 2 уровень – воспроизводить информацию без подсказки учителя |
Регулятивные УУД | самостоятельно организовывать своё рабочее место | 2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой |
определять цели учебной деятельности на уроке | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
осуществлять проверку работ | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
корректировать выполнение задания | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
осуществлять самоконтроль и вносить необходимые изменения | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
оценивать групповую работу | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
Познавательные УУД | прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
ориентироваться в учебнике | 3 уровень – самостоятельное, индивидуальное выполнение |
осуществлять поиск информации в словаре учебника, в толковом словаре | 2 уровень – выполнение действий при работе в паре |
Коммуникативные УУД | участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
задавать вопросы по тексту произведения | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе |
Личностные УУД | принимать учебные цели, проявлять желание учиться | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
выбирать ценностные ориентиры | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
воспитывать ценностное отношение к семье | 1 уровень – выполнение под руководством учителя |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимо-действия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Оргмомент 1 минута | Проверить готовность класса к уроку. | | | Приветствует учеников, читает стихотворение и начинает урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места. | Регулятивное УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место. |
Работа с текстом до чтения 10 минут | Развитие антиципации – умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям. | Беседа. Антици- пация. | Фронтальная Групповая Фронтальная | 1. Предлагает вспомнить название раздела, с которым происходит знакомство. 2. Предлагает вспомнить авторов, с произведениями которых уже познакомились. 3. Читает стихотворение и просит узнать автора произведения, с которым сегодня продолжим знакомимся. 4. Спрашивает, известно ли детям это имя. 5. Спрашивает о том, кто это 6. Просит прочитать название произведения. 7. Просит по названию произведения задать вопросы о героях, содержании текста. 8. Просит по иллюстрациям к тексту предугадать ответы на поставленные вопросы. 9. Предлагает сформулировать цели предстоящей работы. 10. Проводит словарную разминку. | 1. Называют раздел. 2. Называют имена, фамилии, отчества авторов. 3. Слушают стихотворение и называют автора произведения. 4. Отвечают на вопрос. 5. Отвечают на вопрос. 6. Читают название произведения. 7. В группах распределяют роли, задают вопросы по названию произведения о содержании текста и сообщают о них классу. 8. По иллюстрациям к тексту предугадывают ответы на вопросы. Подводят итог, на все ли вопросы нашли ответы. 9. Формулируют цели урока. 10. Объясняют значения слов и проверяют себя по словарю в учебнике. | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника, ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск информации в словаре учебника. Коммуникативное УУД: выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи. Регулятивное УУД: определять цели учебной деятельности на уроке. Личностное УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Работа с текстом во время чтения 15 минут | Достижение понимания текста и создание его читательской интерпретации. | Коммен- тирован- ное чтение. Тест | Групповая Парная Групповая Индивиду- альная | 1. Включает отрывок аудиозаписи. Просит следить чтение текста по учебнику(с.108-110) 2. Предлагается ответить на вопросы: «На все ли вопросы, заданные детьми, проводящими диалог с автором, найдены ответы?» 3. Предлагает объединиться в группы, чтобы проверить совпали или не совпали первоначальные предположения о героях текста, событиях. Просит оценить работу в группах. 4. Предлагает из учеников превратиться в комариков и выполнить физкультминутку. 5. Проводит тест. | 1.Слушают аудиозапись и следят чтение текста по учебнику. 2. Отвечают на вопрос. 3. В группах проверяют предположения и отвечают, что совпало, а что нет. Оценивают работу группы– организатор группы выходит к доске и выбирает соответствующий групповой работе смайлик. 4. Выполняют музыкальную физкультминутку. 5. Выполняют тестовое задание и оценивают свою работу. | Предметное УД: умение ориентироваться в незнакомом тексте, Коммуникативные УУД: задавать вопросы по тексту произведения, работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи. Регулятивные УУД: осуществлять проверку работ, корректировать выполнение задания, оценивать групповую работу. Познавательное УУД: осуществлять поиск информации в толковом словаре. Предметное УД: вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы. Регулятивное УУД: осуществлять самоконтроль и вносить необходимые изменения. |
Работа с текстом после чтения 15 минут | Достижение понимания на уровне смысла. | Беседа Письмен- ный ответ Рассказ | Фронтальная | 1. Задаёт вопросы из заданий 11 из рабочей тетради со страницы 29. 2. Рассказывает о писателе. 3. Задаёт вопросы о теме текста, о её связи с мыслью автора. 4. Задаёт домашнее задание. | 1. Задание 12 в рабочих тетрадях выполняют в парах. 2. Слушают рассказ о писателе. 3. Определяют тему текста и соотносят её с мыслью автора. 4. Записывают домашнее задание в дневник. | Предметные УД: вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы, объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием. Личностное УУД: воспитывать ценностное отношение к семье. |
Рефлексия. 4 минуты | Оценить собственную деятельность, спланировать дальнейшую деятельность. | | Фронтальная | Предлагает продолжить начатые предложения. | Читают начало предложения и продолжают его. | Личностное УУД: выбирать ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать. |
Дата: Подпись педагога:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
по программе «Школа России»
Жуйкова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №16»
Тема урока: Знакомство со сказкой .
Цели урока:
познакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,
формировать умение прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием,
развивать речь, прогнозирование, умение контролировать учебную деятельность, умение оценивать работу группы и свою работу,
воспитывать ценностное отношение к семье, партнёрские отношения при работе в паре и группе.
Оборудование: учебник А.Ф.Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь к учебнику, аудиозапись к сказке, толковый словарь живого Великорусского языка В.И.Даля, словарь Л.П.Катлинской «Учусь проникать в тайны происхождения слов», портрет писателя, выставка книг.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель приветствует учеников и начинает урок
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте мысленно друг другу хороших отметок, садитесь.
-Чтобы заработать хорошие отметки на уроке,
Ваши глазки внимательно смотрят и всё… (видят)
Ваши ушки внимательно слушают и всё … (слышат)
Ваша голова хорошо… (думает)
- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя.
Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: .
А теперь, вот такое: .
А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
II.Работа с текстом до чтения.
Учитель спрашивает:
- Как называется раздел, с которым мы знакомимся? (Великие русские писатели).
- Произведения каких авторов мы читали? (Пушкин, Лермонтов, Толстой)
Чтобы узнать автора произведения, с которым мы сегодня продолжим знакомство, предлагаю послушать его стихотворение.
…За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт-
И туман, и непогоды
Осень поздняя несёт:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В тёплый край, за сине море,
Улетает до весны.
(Из поэмы «Цыганы» А.С. Пушкин)
- Как зовут автора произведения? (А.С. Пушкин)
- Известно ли вам это имя?
Кто это? (Великий русский писатель)
Какие сказки этого писателя вы знаете? (Называют сказки)
Прочитайте название произведения. («Сказка о царе Салтане…»)
- Какие вопросы у вас возникли до чтения по названию произведения? Ученики, распределяют роли и, работая в группах, составляют вопросы. (Кто герои произведения? Кто такой славный и могучий богатырь князь Гвидон? Чем герои решили заняться? Какого жанра это произведение? …)
Ученики - защитники читают составленные вопросы. После этого ученики отвечают на них, используя иллюстрации учебника.
Ребята, кто готов определить цели урока? (Прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»)
Перед чтением проведём словарную разминку.
В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются? (Устаревшие)
Работа со словарями (неуказанный товар - запрещённый товар, восвояси - домой, к себе, холят- ухаживают, окружают заботой, пеняет- ускоряет кого-нибудь.
III. Работа с текстом во время чтения.
Ученики слушают аудиозапись и отслеживают чтение текста по учебнику.
После прочтения отрывка текста ученикам предлагается ответить на вопросы: «На все ли вопросы, заданные в начале урока, найдены ответы?»
Учитель предлагает объединиться в группы, чтобы проверить совпали или не совпали первоначальные предположения о героях текста, событиях.
Ученики проверяют предположения и отвечают, что совпало, а что нет.
Оценивают работу в группе.
Музыкальная физкультминутка. Учитель предлагает поиграть. В сказке князь Гвидон превращался в насекомых, вот и мы побудем комариками. Звучит музыка, ученики выполняют движения.
Выполнение теста:
Как наказал свою тетку Гвидон?
Осуждает ли автор своего героя?
Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
Как оказался князь Гвидоне у царя в третий раз?
О каком чуде рассказала повариха?
О каком чуде рассказала ткачиха?
1. Какие выражения встречаются в сказке?
2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Ученики оценивают свои работы.
IV. Работа с текстом после чтения.
Выполнение задания в рабочей тетради №11.
Характеристика основных героев сказки.
Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
- Как относится автор к царю?
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)
Предлагаю оценить работу на данном этапе с помощью смайликов.
С каким произведением мы познакомились? («Сказка о царе Салтане…») Кто запомнил полное название сказки? («Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Кто её автор? (А.С.Пушкин)
Беседа об авторе.
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с знаменитыми в будущем людьми. После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.
Почему автор назвал произведение «Сказка о царе Салтане..?»
Какими были главные герои сказки? (Положительные и отрицательные)
Какими надо быть по отношению к другим людям? (Добрыми)
Что надо делать, чтобы семья была дружной?
Чем понравилось вам произведение?
Почему А.С.Пушкина изучаем в этом разделе?
Предлагаю выбрать домашнее задание по степени сложности.
«5» Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
«4» Выразительное чтение сказки
стр. 102-108.
Выставляю отметки.
V. Рефлексия.
- Ребята, подтвердились ли желаемые отметки, которые вы поставили себе в начале урока на полях. Кто получил желаемую оценку? Кто получил оценку выше желаемой? Кто доволен своей оценкой? Что нужно сделать, чтобы получить высокую оценку?
Какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Самоанализ урока
Данные об учителе: Жуйкова Ирина Николаевна, учитель начальных классов, категории нет
МБОУ «СОШ №16» города Глазова Удмуртской Республики
Предмет: литературное чтение Класс: 3
Учебник (УМК): УМК «Школа России», учебник А.Ф. Климанова «Литературное чтение»
Тема урока: Знакомство с новым произведением «Сказка о царе Салтане…» Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник А.Ф. Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь к учебнику А. Ф. Климановой,
толковый словарь живого Великорусского языка В.И.Даля, словарь Л.П.Катлинской «Учусь проникать в тайны происхождения слов», портрет писателя, выставка книг, аудиозапись сказки.
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | Регулятивное УУД | Самостоятельно организовывать своё рабочее место | 2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой | Не принесли учебники, рабочие тетради, смайлики | Работа в паре по одному пособию, замена смайликов цветными полосками, подготовленными учителем. |
Ориентировоч-ный этап | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативное УУД Регулятивное УУД Личностное УУД | Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения Прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям. Выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи. Определять цели учебной деятельности на уроке. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. | 1 уровень – выполнение под руководством учителя 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе 1 уровень – выполнение под руководством учителя 1 уровень – выполнение под руководством учителя | Волнение детей, отказ принимать участие в диалоге Не умение спрогнозировать содержание текста по названию Некоторые дети не принимают активного участия в групповой работе Неумение сформулировать цели учебной деятельности урока Плохое самочувствие ученика | Использование «хоровых» ответов, приёма «закончи начатую фразу» Задать наводящие вопросы Дать конкретное задание данному ученику Воспользоваться помощью других учеников Обратиться к медработнику |
Поисково-исследователь-ский этап | Познавательные УУД | Осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника. Ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск информации в словаре учебника. | 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе 3 уровень – самостоятельное, индивидуальное выполнение | Не может найти нужную информацию в словаре Не может найти нужную информацию в словаре | Предложить совместно с другими учениками искать информацию Вспомнить правила пользования словарём |
Практический этап | Предметные УДД Личностное УУД | Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы, объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием. Воспитывать ценностное отношение к семье | 2 уровень – воспроизводить информацию без подсказки учителя 1 уровень – выполнение под руководством учителя | Неправильный выбор ответов Неправильное представление о ценностных ориентирах в семье | Уточнить вопрос Провести индивидуальную беседу в неурочное время |
Рефлексивно-оценочный этап | Личностное УУД | Выбирать ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать. | 1 уровень – выполнение под руководством учителя | Неумение сформулировать правильно свои мысли | Помочь в формулировке |