СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению в коррекционном классе, конспект, самоанализ. Тема :"Сказка о царе Салтане..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока, технологическая карта в соответствии с ФГОС при работе с детьми с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению в коррекционном классе, конспект, самоанализ. Тема :"Сказка о царе Салтане..."»



Технологическая карта урока

Данные об учителе: Жуйкова Ирина Николаевна, категории нет МБОУ «СОШ №16» города Глазова Удмуртской Республики

Предмет: литературное чтение Класс: 3

Учебник (УМК): УМК «Школа России», учебник А.Ф. Климанова «Литературное чтение»

Тема урока: Знакомство с новым произведением «Сказка о царе Салтане…» Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник А.Ф. Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь к учебнику А. Ф. Климановой,

толковый словарь живого Великорусского языка В.И.Даля, словарь Л.П.Катлинской «Учусь проникать в тайны происхождения слов», портрет писателя, выставка книг, аудиозапись сказки.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

- регулятивными УУД:

самостоятельно организовывать рабочее место – 2 уровень, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль – 3 уровень; осуществлять проверку работ в паре, корректировать выполнение задания в паре – 2 уровень.

- познавательными УУД:

прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника, осуществлять поиск информации в словаре учебника, в толковом словаре – 2 уровень, ориентироваться в учебнике – 3 уровень.

- коммуникативными УУД:

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы по тексту произведения – 2 уровень, выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи – 2 уровень.

У большинства учащихся не сформированы:

- коммуникативные УУД:

задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с товарищами, выполняя свою роль;

- личностные УУД:

определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать;

- регулятивные УУД:

адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы;

- познавательные УУД:

прогнозировать по названию, составлять вопросы по названию о содержании и героях текста.






Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД




читать текст осмысленно, передавая нужную интонацию

2 уровень – воспроизведение текста в соответствии с полученными знаниями

объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием

2 уровень – умение без подсказки учителя выполнять предметные действия

вести диалог, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

2 уровень- умение вести диалог без под сказки учителя

вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы

2 уровень – воспроизводить информацию без подсказки учителя

Регулятивные УУД







самостоятельно организовывать своё рабочее место

2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой

определять цели учебной деятельности на уроке

1 уровень – выполнение под руководством учителя

осуществлять проверку работ

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

корректировать выполнение задания

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

осуществлять самоконтроль и вносить необходимые изменения

1 уровень – выполнение под руководством учителя

оценивать групповую работу

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

Познавательные УУД

прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

ориентироваться в учебнике

3 уровень – самостоятельное, индивидуальное выполнение

осуществлять поиск информации в словаре учебника, в толковом словаре

2 уровень – выполнение действий при работе в паре

Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

1 уровень – выполнение под руководством учителя

выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

задавать вопросы по тексту произведения

1 уровень – выполнение под руководством учителя

работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра

2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе

Личностные УУД

принимать учебные цели, проявлять желание учиться

1 уровень – выполнение под руководством учителя

выбирать ценностные ориентиры

1 уровень – выполнение под руководством учителя

воспитывать ценностное отношение к семье

1 уровень – выполнение под руководством учителя







Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Оргмомент


1 минута

Проверить готовность класса к уроку.



Приветствует учеников, читает стихотворение и начинает урок.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места.

Регулятивное УУД:

самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Работа с текстом до чтения


10 минут

Развитие антиципации – умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям.

Беседа.
















Антици-

пация.

Фронтальная
















Групповая










Фронтальная

1. Предлагает вспомнить название раздела, с которым происходит знакомство.

2. Предлагает вспомнить авторов, с произведениями которых уже познакомились.

3. Читает стихотворение и просит узнать автора произведения, с которым сегодня продолжим знакомимся.

4. Спрашивает, известно ли детям это имя.

5. Спрашивает о том, кто это

6. Просит прочитать название произведения.

7. Просит по названию произведения задать вопросы о героях, содержании текста.



8. Просит по иллюстрациям к тексту предугадать ответы на поставленные вопросы.


9. Предлагает сформулировать цели предстоящей работы.


10. Проводит словарную разминку.

1. Называют раздел.



2. Называют имена, фамилии, отчества авторов.


3. Слушают стихотворение и называют автора произведения.

4. Отвечают на вопрос.


5. Отвечают на вопрос.

6. Читают название произведения.

7. В группах распределяют роли, задают вопросы по названию произведения о содержании текста и сообщают о них классу.

8. По иллюстрациям к тексту предугадывают ответы на вопросы. Подводят итог, на все ли вопросы нашли ответы.

9. Формулируют цели урока.



10. Объясняют значения слов и проверяют себя по словарю в учебнике.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.











Познавательные УУД:

прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям,

осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника,

ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск информации в словаре учебника.

Коммуникативное УУД:

выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Регулятивное УУД:

определять цели учебной деятельности на уроке.

Личностное УУД:

принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Работа с текстом во время чтения


15 минут

Достижение понимания текста и создание его читательской интерпретации.








Коммен-

тирован-

ное чтение.
















Тест

Групповая







Парная






Групповая













Индивиду-

альная

1. Включает отрывок аудиозаписи. Просит следить чтение текста по учебнику(с.108-110)




2. Предлагается ответить на вопросы: «На все ли вопросы, заданные детьми, проводящими диалог с автором, найдены ответы?»


3. Предлагает объединиться в группы, чтобы проверить совпали или не совпали первоначальные предположения о героях текста, событиях.

Просит оценить работу в группах.



4. Предлагает из учеников превратиться в комариков и выполнить физкультминутку.


5. Проводит тест.


1.Слушают аудиозапись и следят чтение текста по учебнику.





2. Отвечают на вопрос.





3. В группах проверяют предположения и отвечают, что совпало, а что нет. Оценивают работу группы– организатор группы выходит к доске и выбирает соответствующий групповой работе смайлик.



4. Выполняют музыкальную физкультминутку.



5. Выполняют тестовое задание и оценивают свою работу.


Предметное УД:

умение ориентироваться в незнакомом тексте,





Коммуникативные УУД:

задавать вопросы по тексту произведения,

работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра,

выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Регулятивные УУД:

осуществлять проверку работ,

корректировать выполнение задания, оценивать групповую работу.

Познавательное УУД:

осуществлять поиск информации в толковом словаре.

Предметное УД:

вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы.

Регулятивное УУД:

осуществлять самоконтроль и вносить необходимые изменения.

Работа с текстом после чтения


15 минут






Достижение понимания на уровне смысла.

Беседа

Письмен-

ный ответ


Рассказ

Фронтальная

1. Задаёт вопросы из заданий 11 из рабочей тетради со страницы 29.


2. Рассказывает о писателе.


3. Задаёт вопросы о теме текста, о её связи с мыслью автора.

4. Задаёт домашнее задание.



1. Задание 12 в рабочих тетрадях выполняют в парах.



2. Слушают рассказ о писателе.

3. Определяют тему текста и соотносят её с мыслью автора.


4. Записывают домашнее задание в дневник.

Предметные УД:

вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы,

объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием.

Личностное УУД:

воспитывать ценностное отношение к семье.

Рефлексия.


4 минуты

Оценить собственную деятельность, спланировать дальнейшую деятельность.


Фронтальная

Предлагает продолжить начатые предложения.

Читают начало предложения и продолжают его.

Личностное УУД:

выбирать ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.



Дата: Подпись педагога:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

по программе «Школа России»


Жуйкова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №16»


Тема урока: Знакомство со сказкой .

Цели урока:

  • познакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,

  • формировать умение прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием,

  • развивать речь, прогнозирование, умение контролировать учебную деятельность, умение оценивать работу группы и свою работу,

  • воспитывать ценностное отношение к семье, партнёрские отношения при работе в паре и группе.


Оборудование: учебник А.Ф.Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь к учебнику, аудиозапись к сказке, толковый словарь живого Великорусского языка В.И.Даля, словарь Л.П.Катлинской «Учусь проникать в тайны происхождения слов», портрет писателя, выставка книг.


Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель приветствует учеников и начинает урок


Прозвенел звонок и смолк


Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте мысленно друг другу хороших отметок, садитесь.

-Чтобы заработать хорошие отметки на уроке,

Ваши глазки внимательно смотрят и всё… (видят)

Ваши ушки внимательно слушают и всё … (слышат)

Ваша голова хорошо… (думает)

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя.

Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: .

А теперь, вот такое: .

А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)


II.Работа с текстом до чтения.

Учитель спрашивает:

- Как называется раздел, с которым мы знакомимся? (Великие русские писатели).

- Произведения каких авторов мы читали? (Пушкин, Лермонтов, Толстой)

Чтобы узнать автора произведения, с которым мы сегодня продолжим знакомство, предлагаю послушать его стихотворение.


…За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт-

И туман, и непогоды

Осень поздняя несёт:

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В тёплый край, за сине море,

Улетает до весны.

(Из поэмы «Цыганы» А.С. Пушкин)




- Как зовут автора произведения? (А.С. Пушкин)

- Известно ли вам это имя?

Кто это? (Великий русский писатель)

Какие сказки этого писателя вы знаете? (Называют сказки)

Прочитайте название произведения. («Сказка о царе Салтане…»)

- Какие вопросы у вас возникли до чтения по названию произведения? Ученики, распределяют роли и, работая в группах, составляют вопросы. (Кто герои произведения? Кто такой славный и могучий богатырь князь Гвидон? Чем герои решили заняться? Какого жанра это произведение? …)


Ученики - защитники читают составленные вопросы. После этого ученики отвечают на них, используя иллюстрации учебника.


Ребята, кто готов определить цели урока? (Прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»)


Перед чтением проведём словарную разминку.

В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

- Как они называются? (Устаревшие)

Работа со словарями (неуказанный товар - запрещённый товар, восвояси - домой, к себе, холят- ухаживают, окружают заботой, пеняет- ускоряет кого-нибудь.


III. Работа с текстом во время чтения.


Ученики слушают аудиозапись и отслеживают чтение текста по учебнику.

После прочтения отрывка текста ученикам предлагается ответить на вопросы: «На все ли вопросы, заданные в начале урока, найдены ответы?»


Учитель предлагает объединиться в группы, чтобы проверить совпали или не совпали первоначальные предположения о героях текста, событиях.

Ученики проверяют предположения и отвечают, что совпало, а что нет.

Оценивают работу в группе.


Музыкальная физкультминутка. Учитель предлагает поиграть. В сказке князь Гвидон превращался в насекомых, вот и мы побудем комариками. Звучит музыка, ученики выполняют движения.


Выполнение теста:

  • Как наказал свою тетку Гвидон?

  • Осуждает ли автор своего героя?

  • Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

  • Как оказался князь Гвидоне у царя в третий раз?

  • О каком чуде рассказала повариха?

О каком чуде рассказала ткачиха?

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Ученики оценивают свои работы.


IV. Работа с текстом после чтения.

Выполнение задания в рабочей тетради №11.

Характеристика основных героев сказки.

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.

Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.


- Как относится автор к царю?

  • Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

  • Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)


Предлагаю оценить работу на данном этапе с помощью смайликов.


С каким произведением мы познакомились? («Сказка о царе Салтане…») Кто запомнил полное название сказки? («Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Кто её автор? (А.С.Пушкин)


Беседа об авторе.

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.

В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с знаменитыми в будущем людьми. После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».

9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.



Почему автор назвал произведение «Сказка о царе Салтане..?»

Какими были главные герои сказки? (Положительные и отрицательные)

Какими надо быть по отношению к другим людям? (Добрыми)

Что надо делать, чтобы семья была дружной?

Чем понравилось вам произведение?

Почему А.С.Пушкина изучаем в этом разделе?


Предлагаю выбрать домашнее задание по степени сложности.

«5» Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

«4» Выразительное чтение сказки

стр. 102-108.

Выставляю отметки.

V. Рефлексия.



- Ребята, подтвердились ли желаемые отметки, которые вы поставили себе в начале урока на полях. Кто получил желаемую оценку? Кто получил оценку выше желаемой? Кто доволен своей оценкой? Что нужно сделать, чтобы получить высокую оценку?


Какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.










Самоанализ урока


Данные об учителе: Жуйкова Ирина Николаевна, учитель начальных классов, категории нет

МБОУ «СОШ №16» города Глазова Удмуртской Республики

Предмет: литературное чтение Класс: 3

Учебник (УМК): УМК «Школа России», учебник А.Ф. Климанова «Литературное чтение»

Тема урока: Знакомство с новым произведением «Сказка о царе Салтане…» Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник А.Ф. Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь к учебнику А. Ф. Климановой,

толковый словарь живого Великорусского языка В.И.Даля, словарь Л.П.Катлинской «Учусь проникать в тайны происхождения слов», портрет писателя, выставка книг, аудиозапись сказки.





Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Регулятивное УУД


Самостоятельно организовывать своё рабочее место

2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой

Не принесли учебники, рабочие тетради, смайлики

Работа в паре по одному пособию, замена смайликов цветными полосками, подготовленными учителем.

Ориентировоч-ный этап

Коммуникативные УУД





Познавательные УУД





Коммуникативное УУД




Регулятивное УУД



Личностное УУД


Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения




Прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям.



Выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Определять цели учебной деятельности на уроке.


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

1 уровень – выполнение под руководством учителя




2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе




2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе



1 уровень – выполнение под руководством учителя


1 уровень – выполнение под руководством учителя


Волнение детей, отказ принимать участие в диалоге




Не умение спрогнозировать содержание текста по названию



Некоторые дети не принимают активного участия в групповой работе


Неумение сформулировать цели учебной деятельности урока

Плохое самочувствие ученика

Использование «хоровых» ответов, приёма «закончи начатую фразу»




Задать наводящие вопросы






Дать конкретное задание данному ученику




Воспользоваться помощью других учеников



Обратиться к медработнику

Поисково-исследователь-ский этап

Познавательные УУД



Осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника.

Ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск информации в словаре учебника.


2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе



3 уровень – самостоятельное, индивидуальное выполнение

Не может найти нужную информацию в словаре




Не может найти нужную информацию в словаре


Предложить совместно с другими учениками искать информацию



Вспомнить правила пользования словарём

Практический этап

Предметные УДД









Личностное УУД


Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы,

объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием.


Воспитывать ценностное отношение к семье

2 уровень – воспроизводить информацию без подсказки учителя







1 уровень – выполнение под руководством учителя

Неправильный выбор ответов









Неправильное представление о ценностных ориентирах в семье

Уточнить вопрос










Провести индивидуальную беседу в неурочное время

Рефлексивно-оценочный этап

Личностное УУД


Выбирать ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.

1 уровень – выполнение под руководством учителя

Неумение сформулировать правильно свои мысли

Помочь в формулировке