СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Лебедушка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Лебедушка""

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Лебедушка""»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)





Конспект пробного урока
по литературному чтению,
проведенного в 4 «г» классе.
Ершовой Ларисой Александровной
Место проведения: МБОУ СШ №22
Дата проведения: 19.04.2017г.





Руководитель-консультант:
Мищенко Татьяна Николаевна
__________________________________
Руководитель-наставник
Бурунина Марина Александровна
__________________________________
Заведующая педагогической практикой:
Мастеренкова Инна Ивановна
__________________________________
Оценка:___________________________


Волгодонск
2017г

Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 Г
Тема: С.А. Есенин. Стихотворение «Лебедушка»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить обучающихся с произведение С.А. Есенина «Лебедушка»

Задачи:

  • продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

  • работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

  • развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования;

  • развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

  • воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Методы:

  • Словесные: беседа, объяснение, рассказ, биография автора

  • наглядные: презентация, наглядные пособия: портрет автора, выставка книг

  • практические: чтение


Формировать УУД:

Личностные УУД:
- освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- уважать мнение одноклассников.

Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные:
уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;

формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

Предметные:
понимать и объяснять поступки героев;

составлять план пересказа и пересказывать текст по нему;

соотносить чувства героя с состоянием природы.


Метапредметные:
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Оборудование:

  1. у учителя:

Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф. Грецкий В.Г., Школа России. «Просвещение» 2014,
Презентация к уроку

  1. у учащихся: учебник, тетради.

Организация пространства: Фронтальная работа, самостоятельная работа





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята, садитесь за парты.

Меня зовут Лариса Александровна и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. Откройте свои тетради и запишите число, сегодня 19 апреля.

Приветствие учителя. Запись числа в тетрадь

Регулятивные УУД: формирование способности к организации свой деятельности

2.Определение темы и целей урока

Предлагаю вам разгадать кроссворд. Я буду зачитывать строки из произведения, а вы будете дополнять недостающие слова и говорить название стихотворения.

1. Белая береза                                              

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно …

2. Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на …

3. Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под … белой

4. Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень …
Сияет в серебре.

5. Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце …



6. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят … росы.




1. серебром

2. суку

3. метелью

4. пряная

5. мысли

6. серебряные

-Кто является автором этих стихотворений?

-Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с великим поэтом серебряного века С.А.Есениным и одним из его произведений. (Электронная выставка и выставка книг)

1. Белая береза                          Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

(Белая береза)

2. Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку

(Пороша)

3. Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой

(Клен)

4. Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре..

(Черемуха)

5. Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

(Край любимый, сердцу снятся)

6. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

(С добрым утром)



Сергей Александрович Есенин.




Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– уважать мнение собеседников;




3.Новая тема урока














































































Проверка восприятия содержания














Работа по 1 части






















Работа по 2 части



















Работа по 3 части











Работа по 4 части
























Ребята, внимательно послушайте стихотворение о С.А. Есенине, а после ответите мне на вопрос «О чем писал Есенин?»




























-Какой вывод можно сделать? О чем писал Есенин?

Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.


-Какие стихотворения Есенина о Родине вы знаете?

-Какие стихотворения о природе вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется «Лебедушка».

-Что вы знаете об этих птицах?

-Величавая и грациозная птица, символ чистоты, верности и благородства. А еще «Лебедушками» в старину называли молодых девушек их сравнивали с этими грациозными птицами.



-В каких произведениях вы встречали эту птицу?

Но перед тем как мы прочитаем это стихотворение мы разберем непонятные для вас слова, чтобы они не вызывали трудности в дальнейшей работе.

Ватага- группа людей, собравшихся для какого-либо общего дела или промысла; 

Заводь - небольшой залив, часть водоёма около берега с замедленным течением

Затон - длинный, глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой

Лазоревый- голубой, небесный.

Раздолье- широкое, ничем не ограниченное пространство, 

Доблестный- храбрый, мужественный

Расщелина -щель, трещина

Итак, перед чтением проведем речевую разминку: Сначала прочитаю я, затем вместе, постепенно ускоряясь

Над лугом летели белые лебеди.

Сейчас я начну читать стихотворение, а вы продолжите. А после чтения ответите на вопрос, какие чувства оно вызвало у Вас?

Чтение стихотворения

какие чувства оно вызвало у Вас

Кто главные герои произведения?

Почему автор использует уменьшительно-ласкательный суффикс по отношению к лебедям?


- А ещё на что похоже это стихотворение? Прочитайте первые 4 строчки.

- Ребята, а как вы думаете, на какие части можно разделить стихотворение?





- А где заканчивается первая часть, прочтите мне строфу.





-  Какие картины природы рисует поэт?


Какие средства выразительности использует автор

Что такое эпитет?

Найдите эпитеты в первой части стихотворения

А почему автор использует эпитеты?

Подберите синоним к слову покрывала златотканые. (Что такое синоним?)


О чем 2 часть стихотворения?

Как характеризует автор лебедушку?





Как вы понимаете волны пряные?

Найдите в тексте эпитеты и олицетворения



 -Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди?
-С чем он его сравнивает? Почему?
-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.
Какие средства выразительности использует автор?


Как озаглавим 4 часть?

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере?
Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?
-О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?
-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?
-Какая часть речи преобладает? Почему?

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)
- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)
- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным?
Прочитайте. (Строфа 27) - Могла ли она спастись от смерти? - Почему она этого не сделала?

- О чём говорит поступок матери – лебеди? - Такой поступок называется самопожертвованием. - Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей. - Как вы думаете, чему учит это стихотворение?


-Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

-Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

Одна обучающихся рассказывает биографию автора

На фоне музыки звучат стихи
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села,
А в ельнике горели свечи,

А в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная его любовь - Россия,
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя,-
России стихотворная душа!

Писал о Родине, о природе.











-«Черемуха», «Пороша»




-Величавая и грациозная птица, символ чистоты, верности и благородства







-Мамин-Сибиряк «Приемыш»















Проговаривают речевую разминку, постепенно ускоряясь












Чувство грусти, печали

Лебёдушка, лебежатушки, орел Называет их ласково, с любовью


Русскую народную песню, былину


- На четыре части:

1.Описание природы.

2.Прогулка Лебёдушки с лебежатами.

3. Появление орла.

4.Смерть Лебёдушки.


У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.


Красна зорюшка(рассвет), сосновый лес, роса, камыши над озером,




Чтобы показать красоту природы


- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;


Описание прогулки лебедушки и лебежатушек


Как заботливая мама: не спуская глаз дозорила,

Как и стала звать лебедушка, своих малых лебежатушек

Хоронились лебежатушки под крыло ли материнское.

- издающие запах




Приводят примеры из текста





Чувство тревоги, жалости


Орла

Туча черная

Но глаза его орлиные…






Смерь лебедушки


Смерь лебедушки



Олицетворения, эпитеты, метафоры





- Глагол. Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность









-Да -Ради спасения своих детей, ради любви к ним. -Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.








- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.

Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– уважать мнение собеседников;



Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.


Познавательные УУД: читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию


4.Домашнее задание

-С каким произведением мы сегодня познакомились? -Кто является главным героем произведения? -Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное, если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

-С.А. Есенин «Лебедушка» -Лебедь, орел -Добро символизирует лебедь, а зло- орел.

Коммуникативные УУД: адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!