р а з д е л V.
Двузначные числа
Задачи и планируемые результаты.
1) Разобрать состав числа 10 и выучить соответствующие равенства на сложение и вычитание.
2) Познакомить с понятием «двузначные числа». Учить выделять разрядный состав двузначных чисел (единицу, десятки).
3) К концу изучения темы учащиеся должны уметь читать, записывать, сравнивать двузначные числа, заменять их разрядными слагаемыми; прибавлять и вычитать единицы и десятки без перехода через разряд.
4) Познакомить с единицами длины (см, дм). Учащиеся должны научиться измерять длину, чертить отрезки заданной длины; сравнивать.
5) Познакомить с величиной «масса» и единицей ее измерения – килограммом.
6) Ввести подготовку к решению задач.
7) Рассмотреть симметричные фигуры.
Пособия:
1) Абак.

Таблица для фронтальной работы
2) Треугольники – десятки, точки – единицы.
а) Большие – для демонстрации, работы на фланелеграфе.
б) Маленькие – для индивидуальной работы каждому ученику (см. образец в учебнике на с. 126, № 278).
У р о к 19.
ДЕСЯТОК
Цели: познакомить с числом 10, рассмотреть его состав.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1) А б с т р а к т н ы й с ч е т 0 → 20, 20 → 0.
(Дети по одному называют числа.)
2) Ч и с л о в о й л у ч.
На доске:

Учитель: Скажите, почему число 9 я выделила особо?
Дети: Мы работали только до этого числа.
Учитель: Заполним пропуски до числа 9. Кто справится? Помогаем хором.
(Дети отвечают.)
Учитель: А какое число идет за 9?
Дети: Десять.
Учитель: Хотите изучить числа, идущие после 9?
Дети: Да.
3) Н а й д и «лишний» пример.
На доске:
8 + 1 9 – 2 5 + 3
3 + 4 8 – 4 2 + 6
5 + 2 6 – 3 6 + 4
7 + 3 10 – 6 2 + 2
Учитель: Решим выражения и найдем «лишний» пример.
(Дети решают и находят «лишние» примеры; 7 + 3, 10 – 6, 6 + 4.)
Дети: Эти равенства мы еще не проходили.
Учитель: А может, нам их не надо знать?
Дети: Надо. Это новая тема.
4) П о с т а н о в к а учебной задачи.
Учитель: Итак, вы хотите изучить новые числа?
Дети: Да.
Учитель: Начнем с числа, следующего за 9. Какое число?
Дети: Будем изучать число 10.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Новый материал.
1) 10 – двузначное число.
(Учитель записывает число 10 на числовом луче.)
Учитель: Число 10 можно назвать 1 десятком. Чем внешне число 10 отличается от всех предыдущих?
Дети: В нем 2 цифры: 1 и 0. А во всех других – только одна.
Учитель: 10 – самое первое, самое маленькое двузначное число (в нем 2 «значка»-цифры). А эти числа – однозначные. Почему?
Дети: Их записывают одной цифрой-«значком».
2) С о с т а в числа 10.
Учитель: Что будем изучать дальше о числе 10?
Дети: Его состав.
Учитель: Будем считать на предметах или воспользуемся составом числа 9?
Дети: Попробуем по составу числа 9.
Учитель: Хорошо. сделаем предположения, а затем проверим на предметах.
На доске:

Дети: 10 – «сосед» числа 9. 10 отличается от 9 на 1. Значит, 10 – это 1 и 9 (вписывают).
9 – это 2 и 7. 10 – это 2 и 8. Увеличиваем 1 часть на 1. (и т. д. весь состав.)
Учитель: Что еще можно сказать о числе 10?
Дети: Четное: 5 + 5 = 10. Состоит из одинаковых частей.
Учитель: Прочитаем хором, не забудем переставлять слагаемые.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3) С о с т а в числа 10 (по результатам). с. 122, № 273.
Учитель: Сколько треугольников в каждом ряду?
Дети: 10.
Учитель: Проверим состав числа 10 на треугольниках.
Дети: 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8.
Учитель: Какой случай не назвали, смотрите на доску.
Дети: 1 и 9. 9 и 1.
Учитель: А зачем нам надо знать состав числа 10?
Дети: Чтобы быстро и легко уметь делать сложение и вычитание.
IV. Закрепление изученного материала.
1) Р а б о т а в тетрадях.
№ 274.
Учитель: Чем похожи все рисунки?
Дети: Целое состоит из двух частей: красных и синих кругов.
Учитель: А если посчитать их количество?
Дети: Их всегда 10.
Учитель: Запишем равенства к каждой картинке (в тетрадь и на доске).
Дети: 4 + 6 = 10 3 + 7 = 10 5 + 5 = 10
6 + 4 = 10 7 + 3 = 10
Учитель: Каких случаев состава числа 10 не хватает? Смотрите на доску.
Дети: 2 + 8 = 10 1 + 9 = 10
8 + 2 = 10 9 + 1 = 10
Учитель: Допишем.
2) З а р я д к а для глаз (в перерыве).
V. Итог урока.
Учитель: Что нового мы изучили сегодня?
Дети: Состав числа 10. Число 10.
Учитель: Что запомнили о числе 10?
Дети: 10 – двузначное число, записывается двумя цифрами. 10 – четное.
Учитель: Прочитаем хором его состав (по доске).
(Дети читают.)
У р о к 27.
ВЫЧИТАНИЕ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ
Цели: вывести правило вычитания десятков.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Учитель: Что учились делать вчера? Какая сегодня учебная задача?
Дети: Вчера складывали круглые десятки, сегодня будем вычитать.
II. Устный счет.
1) В ы ч и т а н и е по карточкам Г.
Работа в парах.
2) Н у м е р а ц и я.
а) Запись, чтение, разрядный состав.
30, 90, 80, 70, 48, 52, 36, 61.
б) С л о ж е н и е.
30 + 40 = 70 + 20 =
20 + 50 = 60 + 10 =
Дети: Десятки складываем с десятками.
3 дес. + 4 дес. = 7 дес. = 70. И т. д.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Новый материал.
1) В ы ч и т а н и е на моделях.
с. 135, № 297. Читают задание.
Учитель: Что значит уменьшить?
Дети: Убрать, вычесть.
Учитель: Приготовьте модели.
Один ученик работает у доски, другие – на партах.

Дети: 8 д. Надо убрать 2 десятка (отодвигаем).
8 д. – это 80, 2 д. – 20. Пишу: 80 – 20 =
Считаю: 8 д. – 2 д. = 6 десятков, «60».
Аналогично: 80 – 40 = 40
80 – 50 = 30
Учитель: Какая цифра изменяется?
Дети: Изменяется цифра десятков.
2) Р а б о т а с калькулятором. № 298.
90 – 40 = 50
90 – 50 = 40
90 – 80 = 10
Учитель: Какая цифра изменяется? Почему?
Дети: Десятки вычитаем из десятков, изменяется цифра десятков.
3) Р е ш е н и е по правилу: № 299.
Учитель: Мы вывели правило, попробуем решить, опираясь на него.
Дети: Десятки вычитаем из десятков, а считаем так же, как однозначные числа.
9 – 2 = 7
90 – 20 = 70
1–2-й столбики решаются и разбираются учениками у доски, остальные – самостоятельно.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
4) В ы в о д ы.
Учитель: Кто понял и сделает вывод: как сложить и вычитать круглые числа?
Дети: Десятки складываем с десятками, десятки вычитаем из десятков.
Учитель: Кто сможет легко решать такие примеры? Что нужно уметь?
Дети: Надо быстро и правильно уметь складывать и вычитать однозначные числа и знать, где десятки и единицы.
IV. Закрепление изученного материала.
1) № 300 (с разбором).
30 + 10 = 40 30 + 30 30 + 50
30 + 20 = 50 30 + 40 30 + 60
2) № 301 (с разбором).
80 – 10 80 – 30 80 – 50 80 – 70
80 – 20 80 – 40 80 – 60 80 – 80
V. Итог урока.
Учитель: Чему мы научились сегодня?
Дети: Вычитать круглые десятки.
Учитель: Расскажите правило.
(Дети хором повторяют правило.)
У р о к 26.
СЛОЖЕНИЕ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ
Цели: вывести правило сложения десятков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1) С о с т а в числа 10.
2) «И с п р а в ь о ш и б к и».
9 – 7 4 + 2 7 + 2
8 – 4 = 6 – 2 8 – 8 = 8 + 0
3) Н у м е р а ц и я.
а) Доска: 70, 60, 40, 90. 38, 98, 64, 27, 43.
Учитель: Прочитайте числа. Укажите разрядный состав (сколько десятков, единиц).
б) Учитель диктует, дети записывают числа.
– 92, 78, 53, 41.
– 11, 19, 12, 14, 18, 13, 16, 15, 17.
(Эти две строчки учитель заранее пишет на обратной стороне доски; затем – открывает, чтобы дети проверили себя.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Новый материал.
1) П о с т а н о в к а учебной задачи.
Учитель: Сегодня мы будем решать по этой схеме:
. Кто поставит задачу?
Дети: Сегодня будем складывать круглые десятки.
2) С л о ж е н и е.
№ 293 – прочитать задание.
Учитель: Что значит увеличить на 2 десятка?
Дети: Прибавить еще 2 десятка.
Учитель: Доставайте модели. Покажем. (Один ученик работает у доски, остальные – на партах.)
Дети: Δ Δ Δ Δ Δ Δ.
4 десятка и 2 десятка будет 6 десятков.
Учитель: Какое равенство запишем?
Дети: 40 + 20 = 60
(Аналогично, на моделях, рассмотреть остальное:
40 + 30 = 70
40 + 50 = 90.)
Учитель: Посмотрите, какая цифра изменяется. Почему?
Дети: Изменяются десятки, ведь складывали десятки.
3) К а л ь к у л я т о р.
№ 294.
20 + 30 = 50
20 + 50 = 70
20 + 70 = 90
(если у детей нет калькуляторов, учитель записывает на доске.)
Учитель: Кто сможет объяснить решение выражений без моделей? Какая цифра изменяется? Почему?
Дети: 2 десятка + 3 десятка = 5 десятков – пятьдесят и т. д.
В ы в о д: десятки складываем с десятками!
Учитель: Подчеркнем десятки (20 + 30 = 50).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Закрепление изученного материала.
1) № 295.
Дети: Десятки складывают так же, как однозначные числа.
1–2-й столбики решают у доски, остальные – самостоятельно. Затем проверяют.
2) П о д г о т о в к а к решению задач ( № 296).
С разбором у доски.
а)

Учитель: Как узнать, сколько всего слив? Какое действие?
Дети: Сложение: 6 + 4 = 10 слив.
б)

Дети: Чтобы узнать, на сколько больше или меньше, надо из большего числа вычесть меньшее.
6 – 4 = 2. На 2 сливы больше утром!
На 2 сливы меньше вечером!
V. Итог урока.
Учитель: Какие знания вы уносите сегодня домой?
Дети: Как складывать круглые числа: десятки с десятками. Это легко.