СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике на тему:«Сложение круглых чисел»

Нажмите, чтобы узнать подробности

У р о к  26. СЛОЖЕНИЕ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ

Цели: вывести правило сложения десятков.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике на тему:«Сложение круглых чисел»»

р а з д е л V.
Двузначные числа

Задачи и планируемые результаты.

1) Разобрать состав числа 10 и выучить соответствующие равенства на сложение и вычитание.

2) Познакомить с понятием «двузначные числа». Учить выделять разрядный состав двузначных чисел (единицу, десятки).

3) К концу изучения темы учащиеся должны уметь читать, записывать, сравнивать двузначные числа, заменять их разрядными слагаемыми; прибавлять и вычитать единицы и десятки без перехода через разряд.

4) Познакомить с единицами длины (см, дм). Учащиеся должны научиться измерять длину, чертить отрезки заданной длины; сравнивать.

5) Познакомить с величиной «масса» и единицей ее измерения – килограммом.

6) Ввести подготовку к решению задач.

7) Рассмотреть симметричные фигуры.

Пособия:

1) Абак.

Таблица для фронтальной работы

2) Треугольники – десятки, точки – единицы.

а) Большие – для демонстрации, работы на фланелеграфе.

б) Маленькие – для индивидуальной работы каждому ученику (см. образец в учебнике на с. 126, № 278).

У р о к 19.
ДЕСЯТОК

Цели: познакомить с числом 10, рассмотреть его состав.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1) А б с т р а к т н ы й с ч е т 0 → 20, 20 → 0.

(Дети по одному называют числа.)

2) Ч и с л о в о й л у ч.

На доске:

Учитель: Скажите, почему число 9 я выделила особо?

Дети: Мы работали только до этого числа.

Учитель: Заполним пропуски до числа 9. Кто справится? Помогаем хором.

(Дети отвечают.)

Учитель: А какое число идет за 9?

Дети: Десять.

Учитель: Хотите изучить числа, идущие после 9?

Дети: Да.

3) Н а й д и «лишний» пример.

На доске:

8 + 1 9 – 2 5 + 3

3 + 4 8 – 4 2 + 6

5 + 2 6 – 3 6 + 4

7 + 3 10 – 6 2 + 2

Учитель: Решим выражения и найдем «лишний» пример.

(Дети решают и находят «лишние» примеры; 7 + 3, 10 – 6, 6 + 4.)

Дети: Эти равенства мы еще не проходили.

Учитель: А может, нам их не надо знать?

Дети: Надо. Это новая тема.

4) П о с т а н о в к а учебной задачи.

Учитель: Итак, вы хотите изучить новые числа?

Дети: Да.

Учитель: Начнем с числа, следующего за 9. Какое число?

Дети: Будем изучать число 10.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

III. Новый материал.

1) 10 – двузначное число.

(Учитель записывает число 10 на числовом луче.)

Учитель: Число 10 можно назвать 1 десятком. Чем внешне число 10 отличается от всех предыдущих?

Дети: В нем 2 цифры: 1 и 0. А во всех других – только одна.

Учитель: 10 – самое первое, самое маленькое двузначное число (в нем 2 «значка»-цифры). А эти числа – однозначные. Почему?

Дети: Их записывают одной цифрой-«значком».

2) С о с т а в числа 10.

Учитель: Что будем изучать дальше о числе 10?

Дети: Его состав.

Учитель: Будем считать на предметах или воспользуемся составом числа 9?

Дети: Попробуем по составу числа 9.

Учитель: Хорошо. сделаем предположения, а затем проверим на предметах.

На доске:

Дети: 10 – «сосед» числа 9. 10 отличается от 9 на 1. Значит, 10 – это 1 и 9 (вписывают).

9 – это 2 и 7. 10 – это 2 и 8. Увеличиваем 1 часть на 1. (и т. д. весь состав.)

Учитель: Что еще можно сказать о числе 10?

Дети: Четное: 5 + 5 = 10. Состоит из одинаковых частей.

Учитель: Прочитаем хором, не забудем переставлять слагаемые.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

3) С о с т а в числа 10 (по результатам). с. 122, № 273.

Учитель: Сколько треугольников в каждом ряду?

Дети: 10.

Учитель: Проверим состав числа 10 на треугольниках.

Дети: 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8.

Учитель: Какой случай не назвали, смотрите на доску.

Дети: 1 и 9. 9 и 1.

Учитель: А зачем нам надо знать состав числа 10?

Дети: Чтобы быстро и легко уметь делать сложение и вычитание.

IV. Закрепление изученного материала.

1) Р а б о т а в тетрадях.

№ 274.

Учитель: Чем похожи все рисунки?

Дети: Целое состоит из двух частей: красных и синих кругов.

Учитель: А если посчитать их количество?

Дети: Их всегда 10.

Учитель: Запишем равенства к каждой картинке (в тетрадь и на доске).

Дети: 4 + 6 = 10 3 + 7 = 10 5 + 5 = 10

6 + 4 = 10 7 + 3 = 10

Учитель: Каких случаев состава числа 10 не хватает? Смотрите на доску.

Дети: 2 + 8 = 10 1 + 9 = 10

8 + 2 = 10 9 + 1 = 10

Учитель: Допишем.

2) З а р я д к а для глаз (в перерыве).

V. Итог урока.

Учитель: Что нового мы изучили сегодня?

Дети: Состав числа 10. Число 10.

Учитель: Что запомнили о числе 10?

Дети: 10 – двузначное число, записывается двумя цифрами. 10 – четное.

Учитель: Прочитаем хором его состав (по доске).

(Дети читают.)

У р о к 27.
ВЫЧИТАНИЕ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ

Цели: вывести правило вычитания десятков.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Учитель: Что учились делать вчера? Какая сегодня учебная задача?

Дети: Вчера складывали круглые десятки, сегодня будем вычитать.

II. Устный счет.

1) В ы ч и т а н и е по карточкам Г.

Работа в парах.

2) Н у м е р а ц и я.

а) Запись, чтение, разрядный состав.

30, 90, 80, 70, 48, 52, 36, 61.

б) С л о ж е н и е.

30 + 40 = 70 + 20 =

20 + 50 = 60 + 10 =

Дети: Десятки складываем с десятками.

3 дес. + 4 дес. = 7 дес. = 70. И т. д.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

III. Новый материал.

1) В ы ч и т а н и е на моделях.

с. 135, № 297. Читают задание.

Учитель: Что значит уменьшить?

Дети: Убрать, вычесть.

Учитель: Приготовьте модели.

Один ученик работает у доски, другие – на партах.

Дети: 8 д. Надо убрать 2 десятка (отодвигаем).

8 д. – это 80, 2 д. – 20. Пишу: 80 – 20 =

Считаю: 8 д. – 2 д. = 6 десятков, «60».

Аналогично: 80 – 40 = 40

80 – 50 = 30

Учитель: Какая цифра изменяется?

Дети: Изменяется цифра десятков.

2) Р а б о т а с калькулятором. № 298.

90 – 40 = 50

90 – 50 = 40

90 – 80 = 10

Учитель: Какая цифра изменяется? Почему?

Дети: Десятки вычитаем из десятков, изменяется цифра десятков.

3) Р е ш е н и е по правилу: № 299.

Учитель: Мы вывели правило, попробуем решить, опираясь на него.

Дети: Десятки вычитаем из десятков, а считаем так же, как однозначные числа.

9 – 2 = 7

90 – 20 = 70

1–2-й столбики решаются и разбираются учениками у доски, остальные – самостоятельно.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

4) В ы в о д ы.

Учитель: Кто понял и сделает вывод: как сложить и вычитать круглые числа?

Дети: Десятки складываем с десятками, десятки вычитаем из десятков.

Учитель: Кто сможет легко решать такие примеры? Что нужно уметь?

Дети: Надо быстро и правильно уметь складывать и вычитать однозначные числа и знать, где десятки и единицы.

IV. Закрепление изученного материала.

1) № 300 (с разбором).

30 + 10 = 40 30 + 30 30 + 50

30 + 20 = 50 30 + 40 30 + 60

2) № 301 (с разбором).

80 – 10 80 – 30 80 – 50 80 – 70

80 – 20 80 – 40 80 – 60 80 – 80

V. Итог урока.

Учитель: Чему мы научились сегодня?

Дети: Вычитать круглые десятки.

Учитель: Расскажите правило.

(Дети хором повторяют правило.)

У р о к 26.
СЛОЖЕНИЕ КРУГЛЫХ ЧИСЕЛ

Цели: вывести правило сложения десятков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1) С о с т а в числа 10.

2) «И с п р а в ь о ш и б к и».

9 – 7 4 + 2 7 + 2

8 – 4 = 6 – 2 8 – 8 = 8 + 0

3) Н у м е р а ц и я.

а) Доска: 70, 60, 40, 90. 38, 98, 64, 27, 43.

Учитель: Прочитайте числа. Укажите разрядный состав (сколько десятков, единиц).

б) Учитель диктует, дети записывают числа.

– 92, 78, 53, 41.

– 11, 19, 12, 14, 18, 13, 16, 15, 17.

(Эти две строчки учитель заранее пишет на обратной стороне доски; затем – открывает, чтобы дети проверили себя.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

III. Новый материал.

1) П о с т а н о в к а учебной задачи.

Учитель: Сегодня мы будем решать по этой схеме:

. Кто поставит задачу?

Дети: Сегодня будем складывать круглые десятки.

2) С л о ж е н и е.

№ 293 – прочитать задание.

Учитель: Что значит увеличить на 2 десятка?

Дети: Прибавить еще 2 десятка.

Учитель: Доставайте модели. Покажем. (Один ученик работает у доски, остальные – на партах.)

Дети: Δ Δ Δ Δ Δ Δ.

4 десятка и 2 десятка будет 6 десятков.

Учитель: Какое равенство запишем?

Дети: 40 + 20 = 60

(Аналогично, на моделях, рассмотреть остальное:

40 + 30 = 70

40 + 50 = 90.)

Учитель: Посмотрите, какая цифра изменяется. Почему?

Дети: Изменяются десятки, ведь складывали десятки.

3) К а л ь к у л я т о р.

№ 294.

20 + 30 = 50

20 + 50 = 70

20 + 70 = 90

сли у детей нет калькуляторов, учитель записывает на доске.)

Учитель: Кто сможет объяснить решение выражений без моделей? Какая цифра изменяется? Почему?

Дети: 2 десятка + 3 десятка = 5 десятков – пятьдесят и т. д.

В ы в о д: десятки складываем с десятками!

Учитель: Подчеркнем десятки (20 + 30 = 50).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Закрепление изученного материала.

1) № 295.

Дети: Десятки складывают так же, как однозначные числа.

1–2-й столбики решают у доски, остальные – самостоятельно. Затем проверяют.

2) П о д г о т о в к а к решению задач ( № 296).

С разбором у доски.

а)

Учитель: Как узнать, сколько всего слив? Какое действие?

Дети: Сложение: 6 + 4 = 10 слив.

б)

Дети: Чтобы узнать, на сколько больше или меньше, надо из большего числа вычесть меньшее.

6 – 4 = 2. На 2 сливы больше утром!

На 2 сливы меньше вечером!

V. Итог урока.

Учитель: Какие знания вы уносите сегодня домой?

Дети: Как складывать круглые числа: десятки с десятками. Это легко.