Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Орг. момент | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Александровна и сегодняшний урок музыки у вас проведу я. Садитесь на места | Приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства. |
2. Определение темы урока | Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока в виде гипотез. | Ребята, кто из вас любит популярную музыку? Поднимите руки А кто любит рок? А кто предпочитает классическую музыку? - Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки. Ребята, с каким композитором вы познакомились на прошлом уроке? Какие произведения прослушали? А что их объединяет? Молодцы! Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор. Сегодня на уроке мы познакомимся с зарубежным композитором и его инструментальной музыкой. А с каким вы узнаете после того, когда прослушаете произведение. Отрывок «Лунная соната» в современной обработке. Ребята, вы догадались, что это за произведение? Дело в том, что это произведение в современной обработке, а сейчас вы прослушаете ее так, как написал ее автор. Лунная соната Правильно! Это Лунная соната. А кто является её автором? Вы уже догадались о каком композиторе мы будем говорить? Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «В концертном зале. Патетическая соната Бетховена». Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам. Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока. | Ответы Ответы Ответы Слушают учителя С. Рахманиновым Вокализ, Сирень Их исполняют певцы, это вокальные произведения Слушают «Лунную сонату» в современной обработке Слушают Людвиг Ван Бетховен О Бетховене. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы; Коммуникативные УУД: выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; |
3. Разучивание песни | Повторение певческого материала. Формирование навыка пения, звуковедения. | Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни. Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню Г. Гладкова. Послушайте и скажите, в чем ее особенность? песня “Песня-спор”. Правильно, это песня-разговор, в ней учувствуют 2 образа 1 строгий - образ мальчика, другой- нежный и светлый –образ девочки. Итак, я сейчас прочитаю вам первый куплет, а вы слушайте и следите по тексту. Читаю Исполнение с детьми 1 куплета Предлагаю прочитать 2 куплет по строчкам учащимся. Исполнение с детьми 2 куплета А 3 куплет, ребята, мы прочитаем с вами вместе. Исполнение 3 куплета Давайте споем песню-спор полностью. Молодцы, вы можете записать пропуск в первой строке программки. |
Слушают песню Это песня-разговор, песня-диалог
Слушают Исполняют 1к Читают, слушают Исполняют 2к Читают Исполняют 3к Исполняют песню Записывают учащиеся 4 класса | Регулятивные УУД: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; Коммуникативные УУД: выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми; |
4. Прослушивание музыки | Организовать действие по обобщению: анализ признаков объекта; выделение главных признаков; | Мы с вами отправляемся дальше и следующий концертный зал, который мы с вами посетим - концертный зал Академии искусств. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер музыки? Слушание сонаты для виолончели и фортепиано Эдварда Грига Какие музыкальные инструменты участвовали в диалоге? Правильно. Прозвучали виолончель и фортепиано. А какие характеры вы услышали? Молодцы! Эту музыку написал норвежский композитор Эдвард Григ.(слайд) А произведение, которое мы послушали, называется соната для фортепиано и виолончели. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы. | Смотрят видеоролик сонаты для виолончели и фортепиано Эдварда Грига. Виолончель и фортепиано Одна - резкая, быстрая, веселая. Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая Записывают | Регулятивные УУД: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, |
5. Новая тема | Изучение нового материала, реализация целей и задач урока | Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”. Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов. - Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Отец очень желал сделать из него настоящего Моцарта, поэтому все детство он проводил с ним, обучая игре на клавесине и скрипке. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор. Патетическая значит –взволнованная, тревожная. Прослушайте вступление сонаты и определите и ее характер. Прослушивание. Какой характер, давайте обратимся к словарю эмоций А мы с вами уже были сегодня в роли исполнителей, а сейчас мы попробуем себя в роли музыкантов. Представьте перед собой воображаемое фортепиано и покажите игру на нем, зависимости от мелодии. Прослушайте главную партию сонаты и охарактеризуйте ее. И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность? В чем особенность этой темы? Повторное слушаеие Молодцы. Молодцы. Людвиг Ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная. Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена. Видеофрагмент. Заполните пропущенные слова Третьего номера программки. | Слушают Взволнованное, бурное, тревожное Ответы Ответы Ответы Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог. Смотрят фрагмент Заполняют | Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; Познавательные УУД: обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); устанавливать аналогии; |
6.Итог. Рефлексия | Самооценка результатов своей деятельности. | Итак, с каким композитором вы сегодня познакомились? Какие произведения прослушали? Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка? Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря. | Людвиг Ван Бетховен Соната для виолончели и фортепиано Эдварда Грига, Патетическая Соната, Лунная соната в современной обработке и оригинальная | Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства; Познавательные УУД: обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); |