СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию "Культура и средства массовой информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по обществознанию "Культура и СМИ"

Просмотр содержимого документа
«Влияние СМИ на массовую культуру»

Влияние СМИ на массовую культуру.

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере "роста" информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально.

Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается" информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым" и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.



Просмотр содержимого документа
«Источни 2»

Источник № 2

Статья 56. Возложение ответственности


Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации.

Мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

осуществления цензуры;

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Источник 1»

Источник № 1

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
"О средствах массовой информации"

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия


под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала, вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;

под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.


Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещаются распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их пропаганда.

Запрещается распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Запрещается распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством.


Просмотр содержимого документа
«тест 7 шт»

Мини-тест из 5 вопросов

1. Четвертой властью в современной политической жизни называют -

1) президента государства     2) правительство           3) СМИ           4)суды

2. «СМИ - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире…» - данное определение относится к

1) политологии        2) социологии      3) правоведению     4) философии

3. Знания, сообщения об общественной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности – это

1) массовая информация   2) социальная информация   

3) политическая информация 4) коммуникативная информация

4. Информация, отличающаяся регулярностью распространения, открытостью содержания для всех – это

1) социальная информация         2) элитарная информация            

3) массовая информация 4) духовная информация

5. СМИ относится к какой сфере общественной жизни?

1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической

Мини-тест из 5 вопросов

1. Четвертой властью в современной политической жизни называют -

1) президента государства     2) правительство           3) СМИ           4)суды

2. «СМИ - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире…» - данное определение относится к

1) политологии        2) социологии      3) правоведению     4) философии

3. Знания, сообщения об общественной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности – это

1) массовая информация   2) социальная информация   

3) политическая информация 4) коммуникативная информация

4. Информация, отличающаяся регулярностью распространения, открытостью содержания для всех – это

1) социальная информация         2) элитарная информация            

3) массовая информация 4) духовная информация

5. СМИ относится к какой сфере общественной жизни?

1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической

Мини-тест из 5 вопросов

1. Четвертой властью в современной политической жизни называют -

1) президента государства     2) правительство           3) СМИ           4)суды

2. «СМИ - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире…» - данное определение относится к

1) политологии        2) социологии      3) правоведению     4) философии

3. Знания, сообщения об общественной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности – это

1) массовая информация   2) социальная информация   

3) политическая информация 4) коммуникативная информация

4. Информация, отличающаяся регулярностью распространения, открытостью содержания для всех – это

1) социальная информация         2) элитарная информация            

3) массовая информация 4) духовная информация

5. СМИ относится к какой сфере общественной жизни?

1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической

Мини-тест из 5 вопросов

1. Четвертой властью в современной политической жизни называют -

1) президента государства     2) правительство           3) СМИ           4)суды

2. «СМИ - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире…» - данное определение относится к

1) политологии        2) социологии      3) правоведению     4) философии

3. Знания, сообщения об общественной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности – это

1) массовая информация   2) социальная информация   

3) политическая информация 4) коммуникативная информация

4. Информация, отличающаяся регулярностью распространения, открытостью содержания для всех – это

1) социальная информация         2) элитарная информация            

3) массовая информация 4) духовная информация

5. СМИ относится к какой сфере общественной жизни?

1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической



Просмотр содержимого документа
«урок СМИ»

Тема урока: «Культура и средства массовой коммуникации»


Технологии урока: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

1.образовательный аспект: в ходе урока рассмотреть понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть; познакомить учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество.

2. развивающий аспект – способствовать формированию:

а) коммуникативной компетентности – высказывать суждения; вступать в речевое взаимодействие на уровне диалога; давать краткие ответы на поставленные вопросы;

б) информационной компетентности – использовать информационные источники разного типа, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей;

в) учебно-исследовательской компетентности – проводить сравнения, выделять существенные признаки социальных явлений;

г) социальной компетентности – научиться видеть различные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию.

3. воспитательный аспект - способствовать формированию толерантности при работе в группе, собственной гражданской позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала


Оборудование урока: мультимедиа проектор, ПК (интерактивная доска) презентация к уроку, Конституция РФ, раздаточный материал ФЗ РФ «О средствах массовой информации»


Структура урока

Этапы урока

Формы и методы

время

Ожидаемые результаты

  1. Организационный

3 мин.


2. Мотивация.

Постановка проблемы.

Игра «Испорченный телефон».

Объяснение учителя.

7 мин.

У учащихся должно появиться желание обсуждать проблемы, выносимые на урок.

  1. Актуализация знаний

Групповая работа

Поисковый метод; аналитический метод.

15 мин

Учащиеся определяют + и - СМИ

«Шкала мнений»

Записи в тетрадь (опорный конспект)

  1. Работа с терминами.

Исследовательский метод;

Поисковый метод;

Работа с источником № 1

(ФЗ «о СМИ»)

15 мин.

Учащиеся усвоят понятия: СМИ; информация; власть; СМИ – четвертая власть

Запись опорного конспекта (термины, определения)

5. Изучение основной проблемы: «Культура и СМК».

Метод моделирования;

аналитический метод;

элемент дебатов.

20 мин.

Учащиеся покажут умения моделирования различных ситуаций; прогнозирования последствий того или иного решения;

анализировать; аргументировать; делать выводы.

6. Закрепление материала.

Исследовательский метод;

Поисковый метод;

Работа с источником № 2

(ФЗ «о СМИ»)

15 мин.

Учащиеся выписывают из ФЗ РФ «О СМИ» Записи в тетрадь (опорный конспект)

Ответственность за распространение информации

7. Заключение.

Беседа.

Обсуждение

5 мин.

Учащиеся должны суметь сформулировать выводы по обсуждаемым проблемам.

8. Рефлексия.

Мини – тест из 5 вопросов

10 мин.

Учащиеся выполняют тест из 5 вопросов, по окончании, обмениваются своими работами для самопроверки.

9. Оценивание работы учащихся.

Анализ самими учащимися работы группы и отдельных её участников.

3 мин.

Учащиеся покажут, насколько объективно

Они относятся к себе и товарищам.

10. Д/З

2 мин.

Составить конспект «Цель и смысл жизни человека»

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1,2


10мин







Игра «Испорченный телефон»

Учитель на ухо говорит одному учащемуся фразу, а тот в свою очередь должен передать ее другому и т.д. …

Информация должна не искажать суть реальных событий, которые происходят в обществе.

(Последний учащиесяся получив информацию озвучивает ее)


Учитель: результаты игры зависели от конкретных действий каждого из вас: кто- то не запомнил; кто-то поторопился; кто-то нечетко проговаривал слова, и каждый, выступив в качестве средства передачи информации несёт ответственность за её достоверность.


Итак, наш урок будет посвящен именно информации и её влиянию на человека. В информационном обществе доминирует тот, кто владеет большим объемом информации и успешно применяет её.

Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации.

Как разобраться в огромном потоке информации? Доверять или не доверять ей? Должна ли эта информация иметь какие либо ограничения?

Обсуждение результатов игры:

-Что произошло в ходе игры?

-С какими проблемами вы столкнулись при выполнении задания?

-Что произошло с информацией после того как вы её передали?

-Почему так получилось?

-Кто несет ответственность за это?



3


15мин

Просмотр видеоролика

Записи в тетрадь

СМИ приносят пользу: СМИ наносят вред:

1 Дают полезную, 1 Дают предвзятую неправдивую

Объективную информацию. информацию.

2 Воспитывают нравственные 2 Пропагандируют жестокость и

качества. насилие.

3 развивают личность. 3 Вмешиваются в личную жизнь:

4 формируют общественное известных людей.

Мнение. 4 Развращают людей.

5 развлекают. 5 Наносят вред здоровью.

Учащиеся определяют + и - СМИ

«Шкала мнений»

Записи в тетрадь (опорный конспект)


4


15 мин

Задание учащимся:

Прочитав текст, выпишите 1) понятие СМИ, 2) что понимается под распространением продукции средства массовой информации, 3) В каких случаях не допускается использование средств массовой информации.

Учащиеся усвоят понятия: СМИ; информация;

Запись опорного конспекта (термины, определения)

5


20 мин

СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. 


Учащимся раздается раздаточный материал, из которого они выписывают тезисы о влиянии СМИ на культуру общества

6


15 мин

Работа с источником № 2

(ФЗ «о СМИ»)

Учащиеся выписывают из ФЗ РФ «О СМИ» Записи в тетрадь (опорный конспект)

Ответственность за распространение информации

7


5 мин

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Что такое СМИ?

  2. Понятие «СМИ» наиболее ближе относится к какой учебной дисциплине? (правоведению, т.к. все положения о СМИ закреплены в ФЗ)

  3. К какой сфере общественной жизни относится СМИ?

  4. Что понимается под распространением продукции средства массовой информации, 

  5. В каких случаях не допускается использование средств массовой информации.

  6. Какие плюсы в СМИ?

  7. Какие минусы в СМИ?

Ответы учащихся

8, 9


13 мин

Мини-тест из 5 вопросов

1. Четвертой властью в современной политической жизни называют -

1) президента государства     2) правительство           3) СМИ           4)суды

2. «СМИ - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире…» - данное определение относится к

1) политологии        2) социологии      3) правоведению     4) философии

3. Знания, сообщения об общественной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности – это

1) массовая информация   2) социальная информация   

3) политическая информация 4) коммуникативная информация

4. Информация, отличающаяся регулярностью распространения, открытостью содержания для всех – это

1) социальная информация         2) элитарная информация            

3) массовая информация 4) духовная информация

5. СМИ относится к какой сфере общественной жизни?

1) социальной 2) духовной 3) политической 4) экономической

Учащиеся отвечают на тест, затем меняются тетрадями (работами) и оценивают друг друга.

5 – «5», 4 – «4, 3 – «3», 2 – «2»

10

Д/З: Составить конспект «Цель и смысл жизни человека»