Технологическая карта урока по ОБЖ "Город как среда обитания"

Категория: ОБЖ

Технологическая карта урока по ОБЖ "Город как среда обитания" для учителя 5 класса, работающего по программе Смирнова, Хренникова.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОБЖ "Город как среда обитания"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зазерская средняя общеобразовательная школа
















Технологическая карта урока ОБЖ


«Город как среда обитания»

5 класс









Учитель: Рягузова Ольга Николаевна
















х. Зазерский, 2016г.

Тема: Город как среда обитания.

Продолжение учебного занятия: 40 мин.

Тип учебного занятия: Лекция.

Цели и задачи учебного занятия:

  • Обучающая: Получить представление об основных признаках города.

  • Развивающая: Развивать аналитические навыки.

  • Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе.

Оборудование: кабинет обж с мультимедийным проектором, ноутбук или стационарный компьютер.

Дидактические материалы:

  • Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Мультимедийная презентация «Город как среда обитания».

  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.

  • «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Ход урока.


I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на восприятие нового материала.


5 минут.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами первый урок по новому для вас предмету «Основы безопасности жизнедеятельности. Для того чтобы вы узнали что это за наука я познакомлю вас с очень интересным человеком. (Учитель включает 2 слайд презентации и начинает читать, далее урок идет от имени героя урока).

2 слайд: Здравствуйте! Я профессор Галилео! С этого года мы с вами начинаем изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

3 слайд: Мы научимся: распознавать опасности и предвидеть их последствия; избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно; а главное – самим не создавать опасных ситуаций

4 слайд: Счастливого вам пути к познанию мира, себя в нем, к здоровью и здоровому образу жизни!!!

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

II этап учебного занятия:

определение темы и постановка цели урока («мозговой штурм»)

Цель

Задачи

Длительность

В игровой форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Заинтересовать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.

3 минуты.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

5 слайд: Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд

6 слайд: Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот –
Куда хочешь поведет.. (Дорога)


Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу. (Светофор)


Лошадка в Африке живёт,

С неё срисован переход,

Через дорогу просто

Шагать по тем полоскам. (Зебра)


Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь загзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой, опасный…. (Поворот)


Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

Слушают учителя.

Отгадывают кроссворд.

7 слайд: Итак! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства людей, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять.

Дети записывают

в тетрадях тему урока.

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с источниками и зонами опасности современного города.

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей.

Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью.

27 минут.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель читает стихи С.В.Михалкова:

Где ты живешь? Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ты нам ответишь: «Живу я в квартире, номер ее 324.

Дом – на Садовой, рядом кино.

Все что кругом мне знакомо давно».

- Дом на Садовой? Этого мало,

Город нам свой назови для начала.

Город назвал – расскажи, что кругом:

Все, что кругом – это тоже твой дом.

- Город стоит на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля.

Очень красивая наша Земля!

- Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

- Как и все страны – на нашей планете.

Понял, дружище? Вот он какой –

Самый, прекрасный, большой-прибольшой

Мир, где учиться тебе и расти.

Строить, бороться, искать и найти.

Слова учителя: Планета Земля – это наш общий дом. Если посмотреть внимательно на карту можно увидеть множество крупных и мелких городов, разбросанных по всей планете. В настоящее время крупные города называют мегаполисами.

Слушают учителя.

8 слайд: А знаете ли вы когда появились первые города?

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции.

9 слайд: Так что же такое - город? Как вы думаете?

10 слайд: Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

11 слайд: Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?

Заранее подготовленные дети делают сообщения об истории возникновения городов.

Дети пытаются ответить

на поставленные вопросы.

12 слайд:

  • В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

  • В городах существует целая сеть торговых организаций;

  • Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

  • Создана система учебных заведений различного уровня;

  • Население обслуживают медицинские учреждения;

  • Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

  • Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Дети высказывают свои мысли и слушают учителя.

13 слайд: Ребята, а как вы думаете, кто больше всего зависит от слаженности работы всех систем жизнеобеспечения городской житель или сельский?

Дети дают ответы на поставленный вопрос.

Слова учителя: Так какой вывод мы можем сделать?

14 слайд: Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность.

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя.

Слова учителя: Ребята, мы выяснили, что город обеспечивает людей всеми благами, которые ему необходимы для благополучной жизни. Но, несмотря на это, город таит в себе много опасностей.

15 слайд: Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста. Вставьте правильно в таблицу из предложенных вариантов источники опасности и зоны повышенной опасности Раздаточный материал «Тест»

Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и отвечают на поставленный вопрос.

Слова учителя: Человек, живущий в городе, больше подвергается факторам опасности, чем человек, проживающий в сельской местности.

16 слайд: Чтобы городской житель мог чувствовать в безопасности, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека. Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются горожане.

17 слайд: Ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения

18 слайд: Ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности

19 слайд: Ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка

20 слайд: Ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством

21 слайд: Ситуации, связанные с различными природными явлениями.

Дети называют

опасные ситуации в городе.

Слова учителя: Вспомнив о некоторых основных опасностях в городе, какой вывод мы можем с вами сделать?

22 слайд: Постоянное соблюдение правил безопасности жизнеобеспечения при использовании всех благ обеспечивают безопасность человека в городе.

23 слайд: Давайте попытаемся найти на рисунке учебника десять признаков опасных ситуаций в городе. Какие, по-вашему мнению, меры предосторожности следует принять, в каждом конкретном случае, чтобы люди не попали в беду?

Дети рассматривают рисунок и пытаются сформулировать ответы на поставленные вопросы.

IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.

Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание.

5 минут.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слова учителя: Для жизнестойкости в городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенности городской среды, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. (слайд 24). И в завершении урока я предлагаю вам из предложенных слов составить предложение с одним из правил безопасности и записать его в тетрадь. («Опасные ситуации можно и нужно предвидеть» слайд 25).

Слушают учителя.










Записывают предложение в тетрадь

(26 слайд) Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание.

1. Прочитать первый параграф вашего учебника.

2. Объясните пословицы и попробуйте проиллюстрировать их примерами.

1 вариант – «Выиграешь время – потеряешь жизнь»

2 вариант – «Беда вымучить, беда и вылечить».

27 слайд: Впереди у нас с вами еще много встреч. Берегите себя и своих близких!

Дети записывают

домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей