Организационная информация |
Тема урока | Урок 27. Христианская семья. |
Предмет | Основы православной культуры |
Класс | 4 класс |
Авторы урока (ФИО, должность) | Фролова Юлия Владимировна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | Муниципальное образовательное учреждение «Саловская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Саловская СОШ») |
Методическая информация |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цель урока | Обобщение знаний о природе семьи как источника передачи инравственности и ценностей |
Задачи урока | Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о форме и характере своей семьи; закрепить ценности, которые передаются в семье; Метапредметные: учить добывать информацию из текста, иллюстраций, таблиц; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; работать с дополнительной литературой; делать выводы. Личностные: умение определять свое отношение к семье и уважительное отношение к окружающим; развитие творческой активности и речи учащихся; воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход;; работа с дополнительными источниками информации; технология работы в группе, технология работы в паре, здоровьесберегающие технологии. |
Время реализации урока | 45 минут |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки); интерактивная презентация «Христианская семья»; карточки для интервью, карточки с вопросами для группового обсуждения, вопросник для беседы с семьей, текст для работы в парах. |
Дидактическое обеспечение урока | Учебник « Основы православной культуры» А.В.Кураев |
Ход и содержание урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент(3 мин.)Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - Здравствуйте, дети. - Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему: - Я желаю тебе добра; - И если тебе сегодня будет трудно, то я помогу. - Тихонько присаживайтесь на свои места. | Учащиеся поворачиваются к соседу и желают добра. | Слайд 1 |
Актуализация знаний (5 мин.) Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия. | – Ребята, чтобы повторить материал, изученный вами на прошлом уроке, мы сейчас проведём мою любимую зарядку для ума (слайд 2). Тема нашего прошлого урока «Отношение христианина к природе». Учитель задаёт вопросы: 1.Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? 2. В чём проявляется милосердие к животным? 3. Какие у вас обязанности перед домашними питомцами? | Ученики отвечают на вопросы. 1.Бог вложил в Библию заповеди, а в «книгу природы» - природные законы. 2. Милосердное отношение к животным проявляется, например, в том, что человек заботится о домашних животных и жалеет их. 3. Мы обязаны заботиться о животных. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
Самоопределение к деятельности (4 мин.) Цель: Выявление места и причины затруднения. | - Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы должны разгадать ребус. Заколдованное слово и будет являться темой нашего урока.  - Ребята, как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? - Правильно. Сегодня мы будем вести разговор о семье, узнаем, что такое венчание. Мы поговорим о семейных ценностях. Узнаем, каково значение семьи для каждого и как следует относиться друг к другу в семье. | Учащиеся разгадывают ребус. Учащиеся высказывают свои предположения. | Слайд 5 |
Работа по теме урока Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Семья»; подготовить к восприятию новой темы. | - Ребята, что такое семья? - Мы услышали ваши представления о семье. А сейчас откройте учебники на странице 86 и прочитайте, как о понятии «семья» говорит его автор. - Запишите это определение в свои тетради. - Человек мало может сделать один. Перед нами стоит сложная цель. И чтобы с ней справится, нам нужно разделиться на группы. Но прежде чем поработать в группах, давайте с вами вспомним правила работы в группах. Вы, конечно, знаете все эти правила, но я вам ещё раз их напомню. Правила работы в группе: В группе должен быть ответственный; Один говорит, другие слушают; Если не понял, переспроси; Работать в группе дружно. Ребята, у вас на столах лежат карточки с вопросами. Нужно подготовить сообщение по данным вопросам. 1 группа. Из кого состоит семья? Прочитайте стихотворения, и ответьте на вопрос: из кого состоит семья? Подумайте и дополните ответ, написав других членов семьи. Семья Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок! А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных… Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных. Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничей избушке Мы чаю с малиной попьём… А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю! М. Тахистова 2 группа. В словарях узнать: что такое венчание? Что такое венец? Найдите и прочитайте в учебнике: почему венец называют мученическим? 3 группа. Какую семью называют хорошей? Что такое тактичность? - Приступаем к выслушиванию сообщений. | Учащиеся высказывают своё мнение. Семья-это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. 1группа В состав семьи входят: бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, тётя, дядя. 2 группа Венчание – это заключение брака в церкви. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа. 3 группа Хорошая семья Дружная Культурная Все хорошо воспитаны Все друг другу помогают Все честны Все почитают старших Трудолюбивая. Все друг друга любят Никто никогда никому не грубит Скромная Тактичность – это умение вести себя в соответствии с принятыми этическими нормами и этикетом. | Слайд 6 |
Физкультминутка Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | - Ребята, мы с вами хорошо поработали и сейчас мы с вами отдохнём. Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши). Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке) | | Слайд 7 |
Продолжение работы по теме урока Цель: проговаривание во внешней речи. | А сейчас мы с вами поработаем в парах. - В этом задании, ребята, вы должны проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопросы. Каждая пара работает с текстом притчи « Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Какие семейные ценности можно выделить в этой притче? - Хотелось бы вам жить в такой семье? | Слушают учителя. В такой семье хотелось бы жить. В притче можно выделить следующие семейные ценности: любовь, прощение терпение. | Слайд 8 |
Рефлексия учебной деятельности(2 мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Учитель организует рефлексию Рефлексивный экран Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что…. Больше всего понравилось… Урок дал мне для жизни… | | |
Подведение итогов урока | - Дайте определение слову « семья». - Как люди должны относиться друг к другу в семье? Христианская семья – это семья, основа которой любовь. В этой семье всё должно делаться с любовью, она должна сопровождать супругов, детей, бабушек, дедушек, друзей. В ней учатся уступать друг другу, быть заботливыми, чуткими , разделять все поровну – и печали, и радости. | | |
Домашнее задание | С. 87 ответить с семьей на вопросы учебника и подготовиться к экскурсии в православную церковь. | | |