2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (5 мин) - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения. | Я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока. «Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Толя испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Толю не увидела. Толя понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толя стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. - Мама, вот он я! — закричал Толя. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. - Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком . Заинтересовала вас эта история? Что особенно запомнилось? Почему в начале сказки Толя был доволен, что он стал невидимкой? Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце? Понравилось Толя быть невидимкой? Почему? Какой вывод мы можем с вами сделать из этого рассказа? | Выслушиваются ответы детей. Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. | ф/р. | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. |
3. Выявление места и причины затруднения. (4 мин.) - организует выполнение учащимися учебного действия (построение проекта выхода из затруднения); - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения | Откройте, учебники с. 41. Прочтите тему нового раздела. Какие вопросы будем рассматривать в этом разделе? А начнём изучение новой темы урока с разгадывания ребуса. (на доске 7Я) - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (общение, семья) Да, мы начинаем изучать большой раздел «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.) А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья) - Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны? - Кто знает, почему именно 7? - Из кого состоит семья? У древних славян семья состояла из отца, матери 4-5 детей. | Выслушиваются ответы детей. Дети высказывают свои мысли. Рассуждают. 7 и Я Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7. | ф/р. | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (5 мин.) - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения. 5.Реализация планируемых Действий. Продолжение работы по теме урока. (7 мин) 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин)
| Игра «Объяснялки» (слова на листочках, дети по очереди вытаскивают и объясняют) Родители – мама и папа. Бабушка и дедушка – мамины и папины родители. Дети – сыновья и дочери. На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье. Откройте учебник на стр.42. Прочтите тему урока (Наша дружная семья) -Ребята получили задание выяснить, что такое «семья». Поделитесь своими сведениями. Вывод: Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Культура общения. А сейчас постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое дружная семья?» К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Откройте учебник на с. 42. Рассмотрите рисунок на странице 42 Что вы можете рассказать о семье наших героев? Рассматривая картинку, мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку. Придумайте каким мог быть диалог между мамой и сыном (отца и дочери) Представим себе… Разыграйте ситуацию: Вечер. Папа читает книгу, мама готовит ужин. У ребенка не получается решить задачу. Как ребёнок обратится за помощью и как поступят родители? Ваша бабушка живёт далеко, вы ей звоните и говорите….. Обратите внимание, как разговаривают наши герои, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу Я хочу вам прочитать рассказ В.Осеевой «Печенье" работа по вопросам. Признаки дружной семьи. - А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи: 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2. Члены семьи любят и не обижают друг друга. 3. Живут в одной квартире. 4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5. Вместе занимаются домашним хозяйством. 6. Каждый член семьи отдыхает отдельно. 7. Вместе распределяют деньги на покупки. 8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 9. Если у одного из членов семьи неприятности, то другие радуются. 10. Если в семье кто-то болен, остальные члены семьи о нём заботятся, переживают, лечат. Какие пословицы о семье вам известны? Какой смыл спрятан в них? Вывод: - Какую семью мы можем назвать дружной? Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время. Подумайте, что такое «культура общения»? Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку - это культура общения. Упражнение «Продолжи предложение» можно в конце урока Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения. Вытяните полоску бумаги. Ваша задача: прочитать и закончить предложение. — Я хочу, чтобы мои мама и папа были… — Я люблю, когда бабушка… — Мои мама и папа для меня самые… — Я люблю своих родителей за то, что… — Я люблю своего дедушку за то, что… — Я хочу своим родителям пожелать… — Свою семью я считаю… — Моя мамочка для меня самая… - Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … - Я желаю своим близким … - Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой. Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? Прочитайте первый абзац. Дайте определение, что такое традиции? Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют. -Какие традиции есть в ваших семьях? - В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово? Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста. Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Среднее поколение – родители. Младшее поколение – дети. Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке? стр.42 Почему вы так решили? Вокруг нас много родных, с ними мы связаны неразрывными нитями. Прочтите слова, записанные на доске. Что вы можете сказать? «родные», «родственники», «родня», родители, родословная. (Слова записаны на доске) Все они имеют корень «род». Лексическое значение, какого слова вам неизвестно? Предположите, что может оно, могло бы значить Да, «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях. Откройте, учебники на ст.46. Как изобразили свою родословную Сережа и Надя. - Сколько поколений на нём показано? Сколько поколений живут в вашей семье? - Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей) А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано, а люди им пользуются. (имя) А зачем имя человеку? Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными. - А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки) - Как различают таких людей? ( По фамилиям.) Итак, имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия – ?... от всей семьи (на доске фамилия. Во многих языках слово фамилия – это семья) Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад) Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.) Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как различить этих людей? Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Отчество дается от отца. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству. Кто из вас может назвать свое полное имя? (Имя и отчество) Решите задачу: Папу Андрея и Оли зовут Виктор Васильевич, а маму – Ирина Сергеевна. Какими будут полные имена Андрея и Оли? Подумайте, поразмышляйте, сможем ли мы сказать, как зовут близких родственников детей и каких? (Дедушка Вася, дедушка Сергей) Работа по карточкам. Игра «Объяснялки» Предки- люди, жившие много лет назад Прадед- отец дедушки Родословная- история семьи в нескольких поколениях Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста Родной дядя- брат мамы или папы Обобщение. -Что же такое семья? - Какую семью мы называем дружной, счастливой? -Какие правила культурного общения вы запомнили? | Высказывают свои мысли. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Каждая группа пытается озвучить картинки. Дети высказывают своё мнение. Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой» Дети высказывают своё мнение. Оценивают. Рассказывают о традициях своей семьи. Дети высказывают своё мнение. Оценивают. Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время… Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого Ищут общее лексическое значение в словах. Перед детьми стоит проблема указать поколения в семье и родственные связи. Высказывания детей. Рассуждают. Дети отвечают на вопросы. Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Доказывают правильность своего выбора. | Гр./р Ин/р Гр/р . Инд./р ф/р. Гр/р. ф/р Гр/р. Инд./р | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. |