Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД |
Организационный момент, мотивация к деятельности (организационно-подготовительный этап Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Установление контакта с детьми. Создание эмоционального настроя учащихся. Слово о писателе. Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он создал большой роман «Война и мир», другие замечательные романы и повести. В то же время он писал и небольшие рассказы и сказки. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Бедные люди». | Подготовка класса к работе.
Определяют, исходя из вступительного слова учителя, о ком и о чем будет идти речь на уроке. | Регулятивные: - волевая саморегуляция. Личностные: воспитание интереса к литературе. |
Целеполагание | Подводит учащихся к цели урока, задавая вопросы. *Как вы думаете, какая цель стоит перед вами сегодня на уроке? *Подумайте , о чем будет рассказ, название которого «Бедные люди»? *Как вы думаете, чему хочет научить нас автор произведения? | Выполняют задание, активно участвуют в целеполагании. Отвечая на вопросы учителя, они высказывают разные предположения. | Познавательные: пользоваться дополнительными источниками. Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока. |
Актуализация знаний. | Сегодня мы будем работать немного по-другому: будем по частям читать незнакомый вам текст и выполнять задания в группах. Вспомним, как должна быть построена работа в группах, чтобы был качественный результат?
Разделим текст на 3 части. 1 часть заканчивается словами «Сохрани его, Господи, спаси и помилуй! — говорит она и крестится». Итак, начнём.
После прочтения даются задания группам: 1 группа - Что вы почувствовали, прочитав текст до 1 остановки? 2 группа - Какие приметы говорят о том, что это бедная семья? 3 группа - Как описана забота родителей о семье? | Учащиеся, анализируя текст, находят ответы на поставленные вопросы, делают выводы. Семья живет в глубокой нищете. Родители с утра до вечера трудятся. В хижине тепло и уютно, в доме чистота и порядок. В печи - огонь, блестит чистая посуда. Над кроватью - полог. Отец весь день в море рыбачит. Супруги очень любят друг друга и своих детей, жалеют их, заботятся о них.
| Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Прочитаем второй отрывок, оканчивающийся предложением « И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати». Попробуйте при чтении представить картину происходящего и ответьте на следующие вопросы: *Почему в соседней избушке было сыро и холодно? * Почему Жанна не могла не взять детей умершей соседки? * Почему она после этого стала бояться мужа, ведь он её любит?
| Подростки при ответе говорят, что Жанна не могла не взять соседских детей, потому что те могли бы погибнуть без матери. Ей стало жалко их. Этих детей можно было взять временно, а потом попробовать пристроить в какой-нибудь приют или отдать в монастырь. Но Жанна решила взять их насовсем. При этом она боялась, что муж её будет ругать. Ей было стыдно, что она взяла чужих детей без разрешения мужа. У них своих детей пятеро, еле-еле их прокармливают, обуви у них нет. Живут они очень бедно, а двое чужих детей добавят забот. Жанна не знает, как на это посмотрит её муж. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; |
Чтение заключительной части текста. Читая, попытайтесь определить в тексте место высшего напряжения, то есть место, где волнение Жанны оказывается самым сильным, а потом становится ясно, как относится муж к её поступку.
| Учащиеся говорят, что рыбак был хмур, недоволен, так как ничего не поймал в этот день, еле добрался до дому. Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает. Ученики приходят к выводу, что она очень переживает, боится, как воспримет муж двух приёмышей. Ребята указывают, что самое сильное волнение Жанны в момент сообщения мужу о смерти соседки и его решение взять к ним сирот. Она молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью. Может быть, она не рада этому? Нет, она рада, что муж решил сделать так же, как она. Жанна молчит, потому что у неё пропал голос от радостного волнения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные: воспитание нравственных качеств личности на примере поступков главных героев рассказа. |
Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач. | Организует групповую работу по анализу проблематики рассказа. * Какова главная мысль рассказа?
| Ученики высказывают свое мнение, что надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять жалость, доброту, сочувствие. Называют героев рассказа добрыми, жалостливыми. Жанна и её муж проявили милосердие. Объясняют смысл этого слова. Подбирают синонимы. Записывают в тетради слова: жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие... Милосердие - не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах Личностные: формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль, развитие адекватной самооценки. |
Рефлексия. Самооценка. Определение эмоционального состояния школьников в конце урока. | Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся, предлагает словами выразить их чувства после анализа рассказа. | Учащиеся обозначают своё настроение словами, передающими их чувства после анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди». | Коммуникативные, личностные, регулятивные контроля и оценки, самооценки. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. | Комментирует домашнее задание. | Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?». | Личностные: воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров главных героев рассказа; формирование познавательного интереса учащихся к чтению. Познавательные: строить рассуждения; делать выводы. |