1. .Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Организует: • высказывания обучающихся; • обсуждение способов решения; • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); Организационный момент – Посмотрите на деформированное предложение и составьте девиз нашего урока – Чтобы урок прошел благотворно нужно, чтобы и настроение было соответствующее - выберите смайлик Подготовка к учебно-познавательной деятельности Минутка чистописания. (на доске) Вв Дт Лл Тт - Что вы видите? - Найдите несоответствие. (Лл) - Какие звуки «лишние»? _ Охарактеризуйте звук [л]. - Прочитайте пословицу: (на доске) Дорога ложка к обеду. - Выделите и назовите орфограммы. - В какой части слова они находятся? - Спишите предложение каллиграфически верно. Для чего нам это нужно? (ответы детей) - Мы познакомимся с еще одной орфограммой в корне, с какой – вы назовете сами, но немного позже. - Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь. Проверяю работу у доски. - На какую орфограмму все записанные слова? - Объясните правописание парной согласной в корне слова. Слайд 6 | Проверка По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. У нас все получится! Слайды 1,2 Слайд 3 Записывают в тетради Лл Дорога (дорого, дороже) ложка (ложечка) к обеду . Слайды 4,5 (1 человек у доски) Записывают в тетрадь: Бумажки, хлеб, щетки, сердце, ёж. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... 1. Проводит параллель с ранее изученным материалом - Прочитайте слова-отгадки - Ничего не заметили? (сердце) - Что за орфограмма в слове сердце? - Составьте транскрипцию слова сердце. - Почему звуков меньше, чем букв? (один звук не произносится) Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. И сегодня на уроке будем слово изменять. И с волшебными словами будем мы в игру играть. 2. Проверка, первичные выводы – Подумайте, как можно назвать согласные звуки, которые не произносятся в словах? – Какой непроизносимый согласный вам встретился в слове «сердце»? [д] - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи урока поставим перед собой? | Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Выделяют (находят, комментируют) орфограммы 1 человек у доски [с,эрцэ] Слайд 7 | Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. |
3. Работа по теме урока | Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знании - Давайте выясним, какие согласные не произносятся (с. 117 упр. 223) - Прочитайте правило (с. 117) - Какие буквы мы анализировали в начале урока? (в,д,л,т – буквы, которые обозначают непроизносимые согласные). - Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы, а может быть эту согласную можно проверить? - Попробуйте провести эту исследовательскую работу в парах, чтобы выбрать верный вариант записи слова: (раздаю карточки) 1гр. [изв,эсный,] [усный,] извесный - усный – известный – устный - 2 гр. [капусный,] [св,иснут,] капустный - свиснуть – капусный - свистнуть – 3гр. [позн,ий,] [зв, озный,] поздний - звёзный - позний - звёздный – 4 гр. [м,эсный,] [уч, асн, ик] месный - участник – местный - учасник - - Какие слова подбирали? - А как пишется корень в родственных словах? - Коллективное определение способа проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого нужно подобрать однокоренное (родственное) слово, чтобы после этих согласных стоял гласный. (Включаю диск. Тема «Непроизносимые согласные») | На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Осуществляют: • взаимопроверку; • предварительную оценку. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. - Родственные - Одинаково | Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил; |
4. Закрепление нового Самостоятельная работа Творческое задание | Организует: • самостоятельную работу; • оценочные высказывания обучающихся; • обсуждение способов решения; • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); Словарная работа - Ребята, из любого правила бывают исключения. - Давайте познакомимся с ними. Читаю загадку: Хорошо по лестнице Нам идти с тобой Лестница- чудесница Бежит сама собой. (эскалатор) Слово на экране (не путать с «эскаватором») Уточнение лексического значения слова. - Назовите слова из текста загадкис непроизносимой согласной (лесница). - Какой согласный не произносится? [т] - Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно - Да, таких слов нет. - Значит, какое это слово? - Как лучше запомнить написание слова лестница? / Лестница - Запишите слово, запомните непроверяемые орфограммы. Работа по учебнику с.117 у.224 - Проситайте. В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук? (здравствуй) - Как проверим его написание? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. - Вы хорошо поработали сегодня на уроке практически, а теперь поработаем творчески. - Мы уже знаем много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотлось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта. На доску выведен через проектор текст: Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С печальной думой на лице. Добрый день, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день пасмурный ? Опечалился чему? - Что показалось странным? - Как называется сказка? - Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда мы получим тот текс, который был у А.С.Пушкина | Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. С устным объяснением выполняют задание ЛЕСТНИЦА СЛОВАРНОЕ и его написание нужно запомнить Учащиеся подбирают ассоциативный ряд образов Слайд 10 ВЗАИМОПРОВЕРКА Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице. Здравствуй, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? Выделяют корень, произносят непроизносимые согласные, называют проверочные слова. Повторное чтение отрывков с замененными словами. | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций |
5. Рефлексия | Подводит обучающихся к выводу Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Итог. - Чему учились на уроке? - Что поможет вам правильно писать слова с непроизносимыми согласными? - Расскажите правило проверки непроизносимой согласной в корне слова. - как вы справились с работой в парах? - Пусть каждый оценит свою работу на уроке: достигли ли вы цели? Почему? Домашнее задание: у.с. 117 правило, у. 227 | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Слайды 17 - 19 | Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |