СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему «Непроизносимые согласные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

по русскому языку

для учащихся 3 класса на тему

«Непроизносимые согласные»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему «Непроизносимые согласные»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Илекская средняя общеобразовательная школа №1









Технологическая карта урока

по русскому языку

для учащихся 3 класса на тему

«Непроизносимые согласные»












Учитель начальных классов

Бутенко Надежда Васильевна






Цель урока: выведение и применение правила написания слов с непроизносимыми согласными; формирование орфографического навыка правописания слов с непроизносимым согласным на теоретической основе.

Задачи урока:

Обучающие: анализ произношения и написания слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств) при отработке умения обосновывать выбор проверочного слова;

Развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; участвовать в диалоге; отработка навыка поиска и извлечения информации из источников различных видов.

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка через активное вовлечение учащихся в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Оборудование: учебник, карточки, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. .Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организует:

• высказывания обучающихся;

• обсуждение способов решения;

• поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);



  1. Организационный момент

– Посмотрите на деформированное предложение и составьте девиз нашего урока

– Чтобы урок прошел благотворно нужно, чтобы и настроение было соответствующее - выберите смайлик

  1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности

Минутка чистописания.

(на доске) Вв Дт Лл Тт

- Что вы видите?

- Найдите несоответствие. (Лл)

- Какие звуки «лишние»?

_ Охарактеризуйте звук [л].

- Прочитайте пословицу:

(на доске) Дорога ложка к обеду.

- Выделите и назовите орфограммы.

- В какой части слова они находятся?

- Спишите предложение каллиграфически верно. Для чего нам это нужно? (ответы детей)

- Мы познакомимся с еще одной орфограммой в корне, с какой – вы назовете сами, но немного позже.

- Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.


Проверяю работу у доски.

- На какую орфограмму все записанные слова?

- Объясните правописание парной согласной в корне слова. Слайд 6


Проверка

По очереди комментируют...

Обосновывают выбор написания...

Приводят примеры.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.


У нас все получится!

Слайды 1,2

Слайд 3
















Записывают в тетради

Лл

Дорога (дорого, дороже) ложка (ложечка) к обеду . Слайды 4,5






(1 человек у доски)

Записывают в тетрадь:

Бумажки, хлеб, щетки, сердце, ёж.





Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


2.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных

целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на...

Формулирует задание...

Напоминает обучающимся, как...

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом

- Прочитайте слова-отгадки

- Ничего не заметили? (сердце)

- Что за орфограмма в слове сердце?

- Составьте транскрипцию слова сердце.

- Почему звуков меньше, чем букв? (один звук не произносится)

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

И сегодня на уроке будем слово изменять.

И с волшебными словами будем мы в игру играть.

2. Проверка, первичные выводы

– Подумайте, как можно назвать согласные звуки, которые не произносятся в словах?

– Какой непроизносимый согласный вам встретился в слове «сердце»? [д]

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи урока поставим перед собой?

Озвучивают понятие...

Выявляют закономерность...

Выделяют (находят, комментируют) орфограммы









1 человек у доски

,эрцэ] Слайд 7




Коммуникативные:

осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.


3. Работа по теме урока

Напоминает обучающимся, как...

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным

материалом.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знании

- Давайте выясним, какие согласные не произносятся (с. 117 упр. 223)

- Прочитайте правило (с. 117)

- Какие буквы мы анализировали в начале урока? (в,д,л,т – буквы, которые обозначают непроизносимые согласные).

- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы, а может быть эту согласную можно проверить?

- Попробуйте провести эту исследовательскую работу в парах, чтобы выбрать верный вариант записи слова: (раздаю карточки)

1гр.

[изв,эсный,] [усный,]

извесный - усный –

известный – устный -

2 гр.

[капусный,] [св,иснут,]

капустный - свиснуть –

капусный - свистнуть –

3гр.

[позн,ий,] [зв, озный,]

поздний - звёзный -

позний - звёздный –

4 гр.

,эсный,] [уч, асн, ик]

месный - участник –

местный - учасник -

- Какие слова подбирали?

- А как пишется корень в родственных словах?

- Коллективное определение способа проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова:

Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого нужно подобрать однокоренное (родственное) слово, чтобы после этих согласных стоял гласный.

(Включаю диск. Тема «Непроизносимые согласные»)

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Осуществляют:

• взаимопроверку;

• предварительную оценку.

Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.























- Родственные

- Одинаково





Познавательные:

осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил;

ФИЗМИНУТКА

Гимнастика для глаз. Здоровьесбеоегающие технологии. Разминка.

«Гимнастика для глаз»

Слайд 9


4. Закрепление нового































Самостоятельная работа






Творческое задание

Организует:

• самостоятельную работу;

• оценочные высказывания обучающихся;

• обсуждение способов решения;

• поисковую работу обучающихся (постановка

цели и план действий);

Словарная работа

- Ребята, из любого правила бывают исключения.

- Давайте познакомимся с ними.

Читаю загадку:

Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой

Лестница- чудесница

Бежит сама собой. (эскалатор)

Слово на экране (не путать с «эскаватором»)

Уточнение лексического значения слова.

- Назовите слова из текста загадкис непроизносимой согласной (лесница).

- Какой согласный не произносится? [т]

- Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно

- Да, таких слов нет.

- Значит, какое это слово?

- Как лучше запомнить написание слова лестница?

/

Лестница

- Запишите слово, запомните непроверяемые орфограммы.

Работа по учебнику с.117 у.224

- Проситайте. В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук? (здравствуй)

- Как проверим его написание? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

- Вы хорошо поработали сегодня на уроке практически, а теперь поработаем творчески.

- Мы уже знаем много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотлось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

На доску выведен через проектор текст:

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.


Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный ?

Опечалился чему?

- Что показалось странным?

- Как называется сказка?

- Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда мы получим тот текс, который был у А.С.Пушкина

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют...

Обосновывают выбор написания...

Приводят примеры.

С устным объяснением выполняют задание










ЛЕСТНИЦА





СЛОВАРНОЕ и его написание нужно запомнить

Учащиеся подбирают ассоциативный ряд образов

Слайд 10






ВЗАИМОПРОВЕРКА







Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.


Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Выделяют корень, произносят непроизносимые согласные, называют проверочные слова.

Повторное чтение отрывков с замененными словами.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций


5. Рефлексия

Подводит обучающихся к выводу

Обеспечивает положительную реакцию детей

на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Итог.

- Чему учились на уроке?

- Что поможет вам правильно писать слова с непроизносимыми согласными?

- Расскажите правило проверки непроизносимой согласной в корне слова.

- как вы справились с работой в парах?

- Пусть каждый оценит свою работу на уроке: достигли ли вы цели? Почему?

Домашнее задание: у.с. 117 правило, у. 227

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)





Слайды 17 - 19

Познавательные:

Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;

Осуществлять итоговый и пошаго­вый контроль по результату