Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 мин.) | 1).Организационный момент. -Доброе утро, ребята! -Закройте глазки, настройтесь на работу! У вас всё сегодня получится. Откройте глазки. Работаем! 2) Отгадайте загадки: 1. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (Семья) 2.Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... (мама) 3.Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... (бабушка) | Проверяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. Отгадывают загадки. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (12-15 мин.) | 1).-« Семья сильна, когда над ней крыша одна». Как вы понимаете эту пословицу? 2).- Послушайте стихотворение, сравните выписанные на доске слова и скажите, что в них общего Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово - корень, Садовод Садовник Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло - Стало много новых слов. Рассада Посадки Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом. A вот садовод, С ним садовник идёт. CАД Очень интересно Гулять в саду словесном. (В этих словах есть общая часть – сад). – Правильно, эту общую часть будем называть корнем, а слова –однокоренными. Слово сад является корнем, т.к. от него образовались все остальные слова. -Что вы можете сказать о значении данных слов? (Данные слова связаны по значению). -Слова, которые вы видите на плакате, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? ---Попробуйте сами подобрать родственные слова к слову сад (Садик, садочек, садить). | Дети отвечают на вопросы.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Дети придумывают продолжение этой истории.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи. Локализация затруднений (7-8 мин.) | 1.- Прочитайте запись (2 слайд): Бабушка, бабуля, мать, бабушкин (платок), баба. - Назовите родственные слова (Выслушиваем варианты учащихся) -В чём возникло затруднение? В каком месте? - А я выписала слово “мать”. Кто согласен? Не согласен? - Давайте разбираться. Вернёмся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные - слова, связанные по смыслу). - Все слова наши связаны по смыслу: бабушкин платок – платок, принадлежащий бабушке; баба – сокращённо называют бабушку; мать – дочь бабушки; бабуля – ласково называют бабушку. - Раз все слова связаны по смыслу со словом “бабушка”, значит они родственные?!( Нет.) - Почему? − Почему возникло затруднение (Есть ещё одно условие, при котором слова будут называться родственными, - в словах должна быть общая часть – корень. Значит, слово “мать” не является родственным к данным словам). - Запишем слова и выделим корень дугой в родственных словах. - Итак, какие же слова мы будем называть родственными? (близкие по смыслу + имеют общую часть – корень). (Слайд № 3) - Какова же тема нашего урока? (Родственные слова) - Какова цель урока? (Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень). | Учитель организует работу, используя учебник, презентацию и демонстрационный материал. Дети извлекают информацию из учебника, отвечают. Уточняют. Выводят тему и цель. Тема: «Родственные слова» Цель урока: Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднений (4-5 мин.) | 1.Работа по учебнику(стр.79).Рубрика «давай подумаем!» -В чём возникло затруднение? В каком месте? Почему оно возникло? -Какую учебную задачу ставим? (выяснить, есть ли общая часть). -Наметим план наших действий. 2.Совместное составление алгоритма (Слайд 4). - Как будете действовать, если надо найти родственные слова? Алгоритм: 1. Читаем слова. 2. Выясняем значения слов. 3. Находим общую часть – корень. 3. Прочитайте алгоритм. 4.Спишите слова, используя алгоритм.(Снеговик, Снегурочка. снегокат, снежинка, снежная). 5.Выведите правило: Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными или однокоренными. 6.Прочитайте правило стр.79. | Составляют план достижения цели. Дети выводят алгоритм. Алгоритм: 1. Читаем слова. 2. Выясняем значения слов. 3. Находим общую часть – корень. (слайд 3 презентации). Дети формулируют правило. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление во внешней речи (2-3 мин.) | 1.Работа в тетради (работа в паре).. - Работаем по алгоритму. В каждой строчке найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень. (На каждом слайде содержится подсказка в виде рисунка). Вода, водичка, водитель, водный (Слайд № 5). Гора, горный, горка, гореть (Слайд № 6). Жаркий, тепло, теплица, тёплый (Слайд № 7). Моряк, море, морской, рыбак (Слайд № 8). Нос, носильщик, носик, носатый (Слайд № 9). -Запишите в тетрадь, используя алгоритм . -Проверьте друг у друга (взаимопроверка). − Составьте с любым из слов предложение (устно). | Работают в парах, обсуждают, выбирают правильный ответ. В случае затруднения прибегают к алгоритму, записанному на доске, на слайде или составленному на парте.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.) | Независимая самостоятельная деятельность учащихся (Слайд № 10) - В паре определитесь кто к какому слову будет подбирать родственные слова. Выпишите их в тетрадь, выделите корень. 1 ученик – выписывает родственные слова к слову ЛЕС. 2 ученик – выписывает родственные слова к слову ЛИСА. Лес, лиса, лисичка, лесник, лесной, лисий, лестница, лисята, лист, перелесок. Взаимопроверка. -А теперь проверьте по слайду на экране. -У кого есть ошибки? -Найдём причину ошибок и исправим их. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно в карточках. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (алгоритмом).
Проверка по рядам (на слайде 10).
Проговаривание детьми места ошибок и причин ошибок. Проговаривание алгоритма. Исправление ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качеств и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) | 1.- Поиграем в игру “Собираем родственников”. Для этого разделимся на группы. Каждой группе на выданных мною карточках нужно как можно больше подобрать и записать родственных слов к определённому слову. Фронтальная проверка (САД – садовник, садовод, садовый, посадка, рассада. ВОДА – водный, водолаз, подводный, водяной, водоросли. СНЕГ – снеговик, Снегурочка, снежок, снежный, снегопад. ГРИБ – грибник, грибок, грибочек, грибной, грибница. РЫБА – рыбка, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачить. ДОМ – домик, домишко, домохозяйка, домовой, бездомный, домище. | Работа в группе (5-6 человек).. Доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных умений. Записывают на корточку, используя алгоритм. Проговаривают алгоритм. | Познавательные: поддерживает диалог. Умеет задавать вопросы. излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий; личностные: испытывает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.) | -Какую цель мы ставили в начале урока? (цель урока: Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень.). - Достигли цель? Каким способом? -Какие затруднения в деятельности испытывали? - Как находили выход из затруднений? -Каковы результаты (класса, мои)? Покажите кружочки: зелёные («Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения»), красные («Мне урок показался трудным»). -Что бы вы хотели ещё сделать? -Закончите фразу: Теперь я знаю … Теперь я могу… . | Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |