II. Актуализация умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником?» и содержания учебника. | 1. Знакомство с учебником. - Объясните эпиграф. К чему призывает нас автор этого четверостишия? – Кого бы вы назвали своим учителем русского языка? (Совсем не обязательно такой учитель для ребят – школьный педагог, важно вывести их на разговор о том, у кого они учатся русскому языку: у писателя, у бабушки, у родителей, у книг и пр.). - Сегодня в мир знаний вас поведет книга – учебник русского языка. Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена. - Как работать с учебником? – Обсуждение содержания учебника. Знакомство со справочным аппаратом учебника. 2. Оформление тетрадей. Учитель сообщает детям единый орфографический минимум. | Познавательные УУД: 1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях; 2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Духовно-нравственное воспитание: Воспитание нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям. |
III. Введение в тему урока. Словарная работа. | Чтение и обсуждение названия введения. – Задумывались ли вы, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книги, газеты, журналы и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Что такое язык? Для выяснения точного значения этого слова обратимся к толковому словарю (работа со словарем). - Что значит изучать русский язык? – А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще? |
Личностные результаты: 1. интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности; 2. осознание ценности русского языка как явления культуры, основного средства выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. |
IV. Наблюдение над языком как средством общения. Закрепление. | Запишите П и П и определите значение слова «язык». Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой. Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. - Какие высказывания доказывают, что язык – это средство общения. 2. Прочитайте выразительно стихотворение В. Шефнера «Слова» Много слов на земле. Есть дневные слова, В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова словно раны, слова словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слова «Родина, верность, свобода и честь». Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни, И не делай их слугами в мелком быту- Береги изначальную их чистоту. - Почему слова могут быть ранами, судом? - Как можно спасти, убить, продать, предать, купить словом? Приведите примеры. 3. Контрольное списывание. Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света. а) Самостоятельное чтение текста. б) Последующее обсуждение. – Почему это текст? Докажите. – Что вы представили после прочтения текста? Определите тему этого текста. Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами что то своё. – Можете ли вы после выполнения работы сформулировать новый аргумент в защиту необходимости изучения русского языка? – Прочитайте информацию о русском языке в учебнике стр. 4 – 5 упр. 1 – Сформулируйте общий вывод о важности изучения русского языка. 4. Анализ высказываний писателей о русском языке. 1) Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский) 2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой) 3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин) - Докажите, что язык – это основное средство общения. | Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1. слушать и понимать других; 2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: 1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.); 2. делать обобщения, формулировать выводы.
|