1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Изучение астрономии в средней школе необходимо современному образованному человеку. Да и вообще, что нужно доказывать, если мы первые создали космические корабли, первые преодолели земное притяжение! Мы первые покорили космос! Мы первые вышли в открытый космос! Именно наши ракеты "Протон" выводят спутники любых стран на орбиты! Россия готовит космонавтов любых стран! Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где мы ещё сохраняем лидирующие позиции в мире. И всё это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывала детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты! Учёные международного уровня! | Слушают и принимают участие в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; имеют мотивацию к работе на результат | | высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. | | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | 1. Что вы знаете об астрономии? 2. Что по-вашему изучает данная наука? 3. Какие методы изучения неба вы знаете? 4. Какие явления связаны с астрономией? | Высказывание ответов на вопрос учителя «Что такое астрономия?» | | контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. | | извлекают необходимую информацию из прослушанного бъяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Астрономия является одной из древнейших наук. Это слово происходит от двух греческих слов:astron - звезда, светило и nomos - закон. Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые - космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок), появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек. На протяжении тысячелетий шло постепенное накопление сведений о явлениях, которые происходили на небе. Оказалось, что периодическим изменениям в земной природе сопутствуют изменения вида звездного неба и видимого движения Солнца. Высчитать наступление определенного времени года было необходимо для того, чтобы в срок провести те или иные сельскохозяйственные работы: посев, полив, уборку урожая. Когда в Древней Греции (VI в. до н. э.) началось бурное развитие философии как науки о природе, астрономические знания стали неотъемлемой частью человеческой культуры. Астрономия - единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу - Уранию. Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море. Астрономические наблюдения за движением небесных тел и необходимость заранее вычислять их расположение сыграли важную роль в развитии не только математики, но и очень важного для практической деятельности человека раздела физики - механики. Выросшие из единой когда-то науки о природе - философии - астрономия, математика и физика никогда не теряли тесной связи между собой. Открытие спектрального анализа и его применение в астрономии положило начало широкому использованию физики при изучении природы небесных тел и привело к появлению нового раздела науки о Вселенной - астрофизики. | Запись определения; участие в беседе на тему, значение астрономии в древности и сегодня; конспектирование основных моментов беседы. | осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве | | обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. | | Устные ответы |
IV. Практическая деятельность | – откройте учебник (с. 3–8), прочитайте и выполните задания. далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению. в ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий | Отвечают на вопросы, находят необходимую информацию в учебнике, выполняют задания, применяя способы решения задач творческого и поискового характера | | при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. | излагают и аргументируют свое мнение | осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями. | Задания в тетради, устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 1. Что такое астрономия? 2. Что нам дала астрономия? 3. Зачем нужно изучать астрономию? 4. С какими науками связана астрономия? | Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение, проявляя целостный взгляд на мир в его органичном единстве | проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | | ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | устные ответы |